Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российская культура в XIX в.
Развитие системы образования. В течение века проводилось несколько реформ школьного образования: при Александре I были созданы учебные округа, при Николае I было открыто 3 тыс. школ для государственных крестьян, при Александре II стали открываться земские школы и школы грамоты. В целом количество начальных школ увеличилось с 311 (18297 учеников) до 41967 (2347534 уч.). Развивалась также система среднего (гимназии) и высшего образования (университеты и институты). Значительным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве. Однако в 1896 г. только 26% населения Империи было грамотным, в то время как в других странах Европы этот показатель превышал 80%. Правительство боялось последствий введения всеобщего начального образования. Развитие науки. Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Великий русский математик Н.И.Лобачевский создал неевклидову геометрию. В. В. Петров открыл тепловое и световое действие электрического тока, академик Б. С.Якоби открыл новое направление в технике - гальванопластику. Замечательный русский хирург Н. И. Пирогов проводил операции по ампутации органов с применением наркоза. Всемирное значение имели открытия И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К.А. Тимирязева. И.М.Сеченов явился основоположником отечественной физиологической школы. И.И.Мечников создал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. К.А.Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлорофилла в этом процессе. Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-химиков Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. Менделеев открыл закон периодических эле-ментов и составил на основе этого закона специальную периодическую таблицу. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Большие успехи были сделаны в исторической науке. Труд Н. М. Ка-рамзина «История государства Российского» стал первым научным обзором истории России с древнейших времен до начала XVII в. С. М. Соловьев написал обширнейшую (в 29 томах) «Историю России с древнейших времен. Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н.Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио. Литература. XIX век — самый блестящий период в истории русской ли-тературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание. В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С.-Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и А.П.Чехов оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе. Архитектура. В первой четверти века господствовал классицизм. А. Н. Воронихин создал Казанский собор, А. Д. Захаров - здание Главного адми-ралтейства. По проектам К. И. Росси были построены многие дворцы в Петербурге. С 30-х гг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тону - автору Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Во второй половине XIX в. продолжалось господство эклектики. Наиболее значимыми постройками этого времени стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О.Шервуд), храм Спаса на крови в Петербурге (А. А. Парланд). Живопись. В живописи в первой половине XIX в. господствовал клас-сицизм, центром которого была Академия художеств. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на совре-менников. Важнейшим событием в живописи стало творчество А.А.Иванова, автора эпической картины «Явление Христа народу». Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Полотна П. А. Федотова были написаны в реалистическом стиле. В картинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников. Началом нового этапа развития русской живописи стал 1863 г. В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н. Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников. Особый успех имела картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Важнейшие исторические события нашли отражение в картинах художника В. И. Сурикова, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». В работах художников В.Г.Перова («Тройка»), Н.А.Ярошенко («Кочегар»), Г.Г.Мясоедова («Земство обедает») нашли отражение социальные мотивы. Глубоким психологизмом отмечены портреты Крамского. Музыка. Во второй четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской музыки. Подлинно национальную музыку создал М. И. Глинка, который написал оперу «Руслан и Людмила». Традиции Глинки во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве». Вместе с композиторами «Могучей кучки» блистал великий русский композитор П. И. Чайковский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»).
|