Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Философия бытия






  1. Бытие и небытие как атрибуты реальности. Категория материи и её эволюция.
  2. Природа как объект философского анализа.
  3. Динамическая организация реальности: движение, развитие, покой.
  4. Диалектика, её принципы и законы.
  5. Пространство и время как формы организации реальности.
  1. Бытие и небытие как атрибуты реальности.

Рассмотрение основных философских проблем в учебных курсах обычно начинается с онтологии (от греч. Онтос – сущее + логос – учение) – учении о бытии. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие и т.д.

Самыми общими понятиями онтологии являются категории «бытие» и «небытие». Всё, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Эта пара философских категорий отражает в самом общем виде судьбу всех индивидуальных вещей и явлений (включая и человека), которые сначала отсутствуют в повседневной действительности, потом возникают как бы «из небытия», затем определённое время существуют и, наконец, снова уходят в небытие.

Между бытием и небытием существует диалектическая взаимосвязь. «Уйти в небытие» означает, что вещь, явление, сознание и т.п. перестали быть самими собой. Но в строгом философском смысле это не совсем так, ибо если что-то уходит в небытие, но оно определённым образом мыслится как нечто конкретное, то это что-то опять таки существует, но уже в сознании. Поэтому, уйти в небытие в полном смысле этого слова значит, исчезнуть навсегда, не оставив после себя ничего. При этом оно (ушедшее в небытие) никогда не отражалось в сознании и никаким другим образом не оставило о себе информацию. При этом оно навсегда, бесследно и безвозвратно исчезло, уступив место бытию другого нечто, но после себя не оставив ничего. Когда мы говорим о «бессмертии» идей, вещей, событий, исторических личностей или близких нам людей, мы имеем в виду то, что они не превратились в ничто, а обрели новое существование, иное бытие в виде памяти, запечатлённой в носителях информации любым из возможных способов.

Категории бытия и небытия фигурируют в качестве фундаментальных во всех культурах. Но если древние греки понимали небытие как отсутствие бытия, то в культурах Древнего Востока небытие понималось иначе – как источник бытия. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто всё возможное богатство мира, все не рождённое, не ставшее и не оформленное ситуацией реального, вещного бытия. Вещи как бы выплывают из невидимого, покоящегося небытия и, исчерпав себя, опять погружаются в него.

Целостное бытие как единый и неповторимый мир представляет собой бесконечное множество самых различных вещей и явлений. Все они индивидуальны и неповторимы в своём существовании, но вместе с тем обладают некоторыми общими свойствами. Поэтому реальное бытие может быть классифицировано, разделено на определённые виды и формы. Чаще всего выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей, т.е. всё существующее вне и независимо от человеческого сознания (объективная реальность). К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей, т.е. субъективная реальность. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, в научных знаниях и художественных замыслах и т.п. С помощью «чистой» мысли нельзя вбить гвоздь, покрасить стену, создать автомобиль. Но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека действовать, работать, бороться. И тогда, взяв в руки молоток или кисть, он может вбить гвоздь или покрасить стену. Таким образом, в реальной человеческой жизни эти виды бытия чаще всего взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Бытие есть единство объективной и субъективной реальности.

Из этих видов бытия можно выделить формы бытия. Самое главное, на что обратили внимание ещё в древности состоит в том, что существует принципиальное отличие всего живого от неживого. В свою очередь в мире живого особое положение занимает человек. Таким образом, в построении общей картины бытия получается как бы пирамида, в основании которой находится неживая природа. Над ней, включая и её, надстраивается живая природа, а ещё выше – человек как единство духа, живой и неживой природы. Каждая из этих форм бытия обладает своей спецификой и неповторимостью.

Бытие вещей и процессов неживой природы – это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звёзды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.п.). собственно, это вся первая (естественная) и вторая (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми одухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всём её многообразии, представленная фауной и флорой планеты). Второй – это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное (социальное) бытие; в) бытие идеального.

Бытие живой природы необходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи с таким явлением, как жизнь. Быть для живого существа – значит жить, а не быть – значит лишиться жизни, умереть, т.е. перестать существовать как живой организм. При изучении жизни главными являются три вопроса: что такое жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах она существует?

Философы- материалисты утверждали, что жизнь есть свойство высокоорганизованной материи, которая появляется на определённой ступени её эволюции. Согласно другой точке зрения, которая называется гилозоизм, жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя является живой. Некоторые философы считают, что жизнь может существовать не только в биологической форме, но и в небиологической – энергетической (полевой) форме. Например, считается, что человек – комбинация двух форм жизни: энергетической (сознание) и биологической (тело).

Выделяют уровни бытия – актуальное и потенциальное. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможность реализации в зависимости от условий.

В последние годы широкое распространение в различных областях деятельности человека получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Чаще всего под этим термином понимают созданную с помощью компьютера модель реальности, создающую эффект присутствия в ней человека и позволяющую ему оперировать с воображаемыми объектами. Другими словами, виртуальная реальность есть не что иное, как воображаемая реальность.

Для понимания проблемы бытия необходимо ясно осознать следующий факт. Явления, имеющие место в нашем сознании – представления, мысли, желания и пр., - даны нам непосредственно: мы воспринимаем их в нашем «внутреннем опыте» без помощи органов чувств, мы просто переживаем их, живём ими. Иначе обстоит дело с явлениями имеющими место в объективной действительности: они становятся нам известны только через посредство восприятий, представлений, мыслей. Это значит, что знания об их основных свойствах и о самом их существовании мы получаем благодаря нашему сознанию и через него.

Теперь можно более точно выразить смысл проблемы бытия. Что же в таком случае представляют собой вещи, окружающая нас действительность? Обладают ли они, собственно говоря самостоятельным, независимым от нашего сознания бытием?

На этот вопрос возможны три основных и принципиально различных ответа:

1) внешний мир, действительность, вещи представляют собой объективную реальность, существующую отдельно и независимо от сознания;

2) они существуют только благодаря сознанию, являются продуктами его деятельности;

3) и внешний мир, и наше сознание не являются самостоятельно существующими реальностями; и то и другое – порождение или проявление какой-то иной, «третьей» реальности – высшего первоначала, которое одно только и обладает «подлинным», самостоятельным, ни от чего не зависящим бытием.

В зависимости от ответа на данный вопрос образовались три основных направления в развитии философской мысли:

Материализм; феноменализм, или субъективный идеализм; спиритуализм, или объективный идеализм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал