![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология и организация транспортного процесса
Технологический процесс – это деятельность транспорта, направленная на обеспечение перевозок грузов и пассажиров. Существует понятие «перевозочный процесс», который отражает комплекс операций, что выполняются при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления к пунктам назначения [5]. Средства транспорта условно разделяются на две основных категории: 1) постоянные средства, которые включают собственно дорогу, и стационарные сооружения со всем их оборудованием; 2) подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, которые непосредственно осуществляют перемещение грузов и пассажиров. К самоходным транспортным единицам относятся локомотивы, речные и морские буксиры, автотягачи. Самоходные грузовые и пассажирские средства включают: суда, автомобили, самолеты и др. Перевозочный процесс включает (рис. 1.1):
Рисунок 1.1 – Схема перевозочного процесса
Доставка объекта одним видом транспорта называется перевозкам в прямом соединении. При участии в перевозке нескольких видов транспорта порядок доставки называется смешанным. Показатели перевозочной работы разделяют на количественные и качественные. К категории количественных показателей относят: 1) перевозка груза, в тоннах; 2) грузооборот, в тонно-километрах; 3) перевозка пассажиров, пассажиры; 4) пассажирооборот, в пассажиро-километрах. Главным качественным показателем перевозочной работы для каждого вида транспорта является скорость доставки груза и пассажиров на всем пути их следования от пункта отправления к пункту назначения. Грузооборот и пассажирооборот– это продукция транспорта. Учитывая, что все виды универсального транспорта осуществляют как грузовые, так и пассажирские перевозки, возникает необходимость определения общей суммарной их работы по грузовому и пассажирскому движению. С этой целью введен показатель приведенного грузооборота. Для этого используется коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры. Грузооборот – общий объем грузовой транспортной работы, который равняется сумме объёма перевезенного груза к расстоянию перевозки по каждой партии груза, измеряется в тонно-километрах. Пассажирооборот – общее количество пассажирской транспортной работы, которое равняется сумме произведений количества пассажиров и расстояний перевозки, измеряется в пассажиро-километрах. Отправление пассажиров – общее количество пассажиров принятых к перевозке. Перевозка пассажиров – общее количество пассажиров транспортированное подвижным составом отдельных видов транспорта. Пригородные перевозки – перевозки пассажиров или грузов по внутриобластным маршрутам, длиной до 50 км. Междугородные перевозки - перевозки пассажиров или грузов по внутриобластным и межобластным маршрутам, длиной больше 50 км. Плотность путей сообщения – показатель, который определяет длину путей сообщения в расчете на единицу площади территории. Среднее расстояние перевозки – показатель, который определяется отношением грузооборота (пассажирооборота) к объему перевезенного груза (количества перевезенных пассажиров). Технология транспортного процесса определяет порядок выполнения соответствующих операций с указаниями их срока, последовательности использования инструмента и оборудования, расхода материалов и труда. Технология как совокупность и порядок проведения операций фиксируется в служебных документах. Организация транспортного процесса – это комплекс принципиальных методов, положений, правил и специальных документов, которые предусматривают координацию деятельности отдельных звеньев и служб транспорта при выполнении ими перевозочного процесса в пределах более или менее больших подразделов транспорта или сети в целом. Технология и организация транспортного процесса перевозок должны обеспечивать: 1) выполнение установленных законоположений, изложенных в соответствующих уставах (кодексах) отдельных видов транспорта и регулирующих взаимоотношение транспорта с клиентурой; 2) выполнение действующих правил технологической эксплуатации в рамках каждого вида транспорта; 3) выполнения планов или договоров перевозок грузов и пассажиров. Таким образом, нами рассмотрены основные вопросы из истории развития путей сообщения, формирования транспортной системы и технологии и организации транспортного процесса.
Вопросы для самоконтроля
1. Что вложено в понятия „транспорт” и „пути сообщения”? 2. Приведите пример первых средств сухопутного транспорта. 3. Какая дорога считается чудом дорожного искусства древних римлян? 4. Какое изобретение человечества является важнейшим достижением техники? 5. Что относится к транспортным средствам? 6. Что такое транспортная система? 7. Какие этапы вмещает технологический процесс? 8. Что относят к количественным показателям перевозочной работы? 9. Какие Вам известны качественные показатели перевозочной работы? 10. Что должны обеспечивать технология и организация транспортного процесса?
|