Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование державы гуннов. Их роль в этногенезе каз.народа.
Первые века нашей эры в древней истории Казахстана и других регионах Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну и дошедшими до нас под названием эпохи «Великое переселение народов». Первое упоминание о хунну встречается в китайских источниках III в. до н. э. Это были воинственные племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья. Племена хуннов говорили на древнетюркском языке. Государственная политика хунну была направлена на победоносные войны. На западе они совершали походы против усуней, на севере подчинили племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевали с ханьским Китаем. Постоянные нападения кочевых племен вынудили Китай построить Великую Китайскую стену для защиты своих территорий. В результате под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ. Хозяйственная жизнь, экономика, социальное устройство, политическая система общества хунну были характерны для кочевников. Основным видом хозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство. Первостепенную роль играла лошадь, которая могла круглый год находиться на подножном корму. Содержались также стада быков, яков, верблюдов, отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности, каждая семья имела право на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой своего рода. Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями. В государстве хунну впервые проявилась имперская тенденция на евразийском пространстве. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах. Глава государства носил титул шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, рода Люаньди, его власть была освещена божественным авторитетом и передавалась строго по наследству. Его называли «сыном Неба», «Небом и Землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный». Шаньюй распоряжался всей территорией государства и был призван обеспечивать охрану земель, принадлежащих хуннам. Он объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; определял внешнеполитический курс, вел внешние сношения; был верховным судьей, распоряжался жизнью и смертью своих подданных. Следующую ступень иерархии занимали советники и военачальники шаньюя — его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже стояли другие родственники, управляющие определенными территориями. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Для содержания управленческого аппарата взимались налоги. У хунну было рабство. Рабами становились в основном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления. В III-V вв. у Держава хуннов оказалось непрочной. В 47 г. до н. э. под давлением извне и внутренних междоусобиц она распалась на южных и северных хунну. Южных хуннов возглавил Хуханье, а северных — Чжичжи. Со временем южные хунны приняли подданство Китая, а северные, перейдя Тянь-Шань и вступив в союз с канглами, сохранили независимость. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии. Вторая волна началась в I в. н. э., когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. В 93 г. н. э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. Во II-IV вв. они достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С проникновением гуннов во главе с Аттилой в Европу начинается «Великое переселение народов». Гунны произвели опустошительные набеги на европейские страны. В 448 г. 200- тысячное войско гуннов под предводительством Аттилы нанесло сокрушительный удар Римской империи. При Аттиле империя гуннов достигла своего могущества: освободило Европу от господства Рима, способствовала крушению рабовладельческого строя, усилению военно-демократической системы. В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля», сменившего сакский «звериный стиль». Основной материал — золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов: инкрустация, зернь, скань, шнуровое плетение, перегородчатая эмаль. В Казахстане были известны два технических приема — инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Шиликты (Верхний Иртыш), Жыланды (Центральный Казахстан) и Бесоба (Западный Казахстан), а также в погребениях Алакульской впадины. С появлением племен хунну в Казахстане связано: проникновение большой группы тюркоязычных племен, появление монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей, появление «полихромного стиля» в искусстве. Аттила (400–453/454 гг.) Атилла, Едил — сын Мундцука, в 433 г. после смерти своего дяди Ругиласа, совместно с братом Бледою, принял верховную власть над гуннами. С 434 г. — правитель улуса, вождь племени гуннов. В 445 г. убил брата-соправителя и встал во главе гуннского союза племен. Своими завоевательными набегами Аттила расширил свое государство до громадных размеров. Наружность Аттилы, по свидетельству современников, была непривлекательна: он был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили впечатление внушительное. Вопреки своей дикости, он выказывал чувство собственного достоинства, степенность, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др. Резиденция Аттилы находилась в верхней Венгрии, невдалеке от Токая. Аттила явился грозой Восточной Римской империи. Он заставил императора Феодосия II платить ему огромную дань, и покорил своей власти все правое побережье нижнего Дуная. Опустошив Мизию, Фракию, Иллирик, он простер свои набеги до окрестностей Константинополя, заставил императора в 447 г. откупиться от него большими суммами и предоставить гуннам всю страну на юг от Дуная. В 440 г., Аттила, оскорбленный отказом западноримского императора Валентиана III отдать за него замуж сестру и озабоченный союзом римлян с вестготами, двинулся на запад, во главе 500000 рати. Предавая все огню и мечу, Аттила прошел Германию до Рейна, переправился через него и разрушил целый ряд городов: Трир. Мец, Аррас и др. Та же участь грозила Орлеану, когда но на помощь осажденному городу подошли: полководец Аэций и вестготский царь Теодорих. Тогда Аттила снял осаду и расположился на обширной Каталаунской равнине, около г. Труа. На этой то равнине, осенью 451 г., разразилась исполинская битва народов. Натиски гуннов были отражены. Тогда Аттила отступил. Более 200000 бойцов осталось на поле битвы. Силы Аттилы были настолько ослаблены этой битвой, что он не пошел дальше, а, возвратился за Рейн, в Германию. В 452 г. он предпринял новый набег, и, через никем не оберегаемые восточные Альпы, проник в Италию, разрушил Аквилею, взял Альтинум, Падую, Милан и многие другие города; Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвой врагов. Но Аттила внезапно остановил свое победное шествие и пожелал вступить в переговоры. Папа Лев I, во имя императора, за большую сумму денег купил у Аттилы мир. Этот мир был нужен и Аттиле, войско которого подвергалось разным лишениям и было ослаблено. Огромная империя Атиллы простиралась от Южной Германии до Волги и Урала и от Балтийского моря до Кавказа. В 453 г., вскоре по возвращении в Паннонию, Аттила умер в ночь после брака, заключенного им с бургундской уроженкой Ильдико. Смерть его последовала или от удара, или от руки Ильдико, отомстившей этим за уничтожение своего народа. По распространенному в Венгрии преданию, тело Атилы положили в три гроба: золотой, серебряный и железный; пленники, делавшие гробы, были умерщвлены. Гроб был зарыт в русле Тиссы, для чего вода была отведена из реки, а потом вновь возвращена в старое русло. Со смертью Аттилы угасла сила мирового государства гуннов. При сыне Аттилы, Эллаке, в битве на реке Нетаде (в Паннонии) германские и скифские племена отвоевали свою независимость. Государство, основанное Аттилой, распалось так же скоро, как было создано, но в песнях и преданиях жило еще долго воспоминание об Едиле — могущественном покорителе, германских народов, прозванном «Бичем Божьим».
7. Древняя культура на территории К-на (племен эпохи бронзы, саков, канглов, хуннов). Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.Существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства " звериного стиля". Скорее всего, в начале I тыс. до н.э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. Так сложилось искусство Ахемединского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра Изображения хищных орлов тоже были символами бога Солнца. Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя. У канглов из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством. Наличие в погребениях гуннов керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.
|