Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (Д.Б.Эльконин).
Главная тенденция в развитии подростка - переориен- тация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея- тельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным ин- формационным каналом. 2. Общение - специфический вид межличностных от- ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от- стаивать свои права. 3. Общение - специфический вид эмоционального кон- такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла- гополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две проти- воречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутрен- ний мир, подросток испытывает потребность остаться на- едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич- ностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко- вых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин- тересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забыва- ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите- лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает пра- во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недо- статков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможно- сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он от- стаивает эту личную свободу как право на взрослость. Деятельность общения чрезвычайно важна для фор- мирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное но- вообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.
|