Школа (1920-1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направленияисследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работупредприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:
1) первоначальная функция - разделение труда;
2) полномочия и ответственность. Полномочие - это право отдавать приказы, а ответственность - это ее составляющая противоположность;
3) дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
4) единоначалие;
5) единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
8) порядок;
9) справедливость как сочетание доброты и правосудия;
10)стабильность рабочего места.
16. Школа человеческих отношений Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии. Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер. Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом. Элтон Мэйо (1880–1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками. В целом, представители школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих. 17. Поведенческая модель в управлении Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении. Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами. Определяющие факторы повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива. Управление, ориентированное на поведенческий подход, состоит из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе. Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности организаций за счет увеличения эффективности использования человеческих ресурсов.
|