Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История вопросаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
Ежемесячный журнал " Новая бухгалтерия" N 8, 2008 г. Сегодня в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) числится множество компаний, которые когда-то были достаточно успешными, но не смогли пережить всевозможные кризисы и фактически давно не ведут никакой деятельности. Они уже никому не интересны: ни кредиторам, ни налоговым органам, ни внебюджетным фондам, ни даже собственникам. Что с ними можно сделать? Сегодня законодательство позволяет решить этот вопрос раз и навсегда – исключить из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. О том, как это сделать, и о проблемах, с которыми можно столкнуться, и пойдет разговор в этой статье.
История вопроса
Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 предусматривала возникновение правоспособности у юридического лица в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и ее прекращение в момент его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Гражданским кодексом РФ (ст. 61) установлено два способа ликвидации юридического лица – добровольная, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или с достижением цели, ради которой оно создавалось; и принудительная – по решению суда. Специальным основанием для ликвидации юридического лица является признание его судом банкротом (ст. 65 ГК РФ).
В силу различных причин, в том числе и в силу сложной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной действовавшим на тот момент законодательством, множество фирм остались брошенными своими учредителями. В результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным «мертвыми душами». Только в 1998 г. в отношении брошенных юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»* (далее – Закон N 6-ФЗ) впервые была предусмотрена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 180).
________________________ * Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Порядок применения этой статьи арбитражными судами был разъяснен Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)». Так, в п. 10 письма говорится, что при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о его ликвидации должен решаться в соответствии со ст. 180 Закона N 6-ФЗ. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ, в этих случаях не применяются. Доказательствами, подтверждающими фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в его документах о государственной регистрации, могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и их новый адрес неизвестен. Следует также обратить внимание на то, что данные нормы Закона N 6-ФЗ применялись также в случаях, когда имущество должника – юридического лица заведомо не позволяло покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Содержание нормы о банкротстве отсутствующего должника Закона N 6-ФЗ почти без изменений включено в ст. 230 действующего в настоящее время Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). На них и опирались налоговые органы, осуществляющие функции регистрирующих органов* с момента введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), когда инициировали судебные дела о банкротстве отсутствующих должников.
____________________________ * Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».
Однако и это не позволило быстро привести ЕГРЮЛ в должный порядок. Поскольку упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника отвлекала огромные силы арбитражных судов на бумажную, по сути, формальную работу, которая вполне могла бы осуществляться самостоятельно силами регистрирующих органов. В целях скорейшей очистки ЕГРЮЛ от недействующих организаций по инициативе ВАС РФ в Закон о регистрации была введена** ст. 21.1, а абзац первый п. 3 ст. 49 ГК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об его исключении из ЕГРЮЛ.
________________________________ ** Изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса РФ».
|