Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 8. Разделяют ли эту конечную цель все остальные твари?
С восьмым [положением дело] обстоит следующим обр азом. Возражение 1. Кажется, что все сущее разделяет с человеком его конечную цель. В самом деле, цель адекватна началу. Но начало человека, Бог, также является началом и всего остального. Следовательно, все остальные вещи разделяют с человеком его конечную цель. Возражение 2. Далее, Дионисий сказал, что «Бог привлекает все вещи к Себе как к их завершению»18. Но Он также является и завершением человека, поскольку, согласно Августину, Им одним будет наслаждаться человек19. Следовательно, все остальные вещи разделяют с человеком его конечную цель. Возражение 3. Далее, конечная цель человека является объектом его воли. Но объект воли — это всеобщее благо, которое является целью всего. Следовательно, остальные вещи разделяют с человеком его конечную цель. Этому противоречит то обстоятельство, что, по словам Августина, конечной целью человека является блаженство, и все люди желают именно его 20. Но, как говорит [тот же] Августин, «блаженство недоступно животным, лишенным разума»21. Следовательно, остальные вещи не разделяют с человеком его конечную цель. Отвечаю: как говорит Философ, цель бывает двоякой, а именно цель «ради чего» и цель «посредством чего», т. е. сама вещь, обладающая аспектом блага, и пользование или обретение этой вещи22. Так, мы говорим, что целью движения тяжелого тела является более низкое место в смысле «вещи» или пребывание в более низком месте в смысле «пользования», а целью скупца — деньги в смысле «вещи» или обладание деньгами в смысле «пользования». Если, таким образом, мы говорим о конечной цели человека в смысле цели как вещи, то в таком случае все остальное разделяет с человеком его конечную цель, поскольку конечной целью равно человека и всего остального является Бог. Если же мы говорим о конечной цели человека в смысле обретения цели, то неразумные существа не разделяют с человеком его конечную цель. В самом деле, человек и другие разумные существа стремятся к своей конечной цели посредством познания и любви Бога, что для других существ представляется невозможным, и потому они обретают свою конечную цель постольку, поскольку участвуют в уподоблении божественности, будучи сущими, живущими или даже знающими. Из сказанного очевидно, что [все] возражения сняты, поскольку [для человека] знаком обретения конечной цели является блаженство [или счастье].
3 Ethic. I, 1.
4 Phys. II, 9.
5 De Anima III, 9.
6 Phys. II, 5.
7 De Мог. Eccl. et Manien. II, 13.
8 Prolog. Super Luc.
9 De Div. Nom. IV, 1.
10 Metaph. II, 2.
11 Phys. VIII, 5.
12 Poster. I, 3.
13 De Civ. Dei XIX, 1.
14 Ibid.
15 Metaph. I, 2.
16 De Civ. Dei XIX, 1.
17 De Trln. XIII, 3.
18 De Div. Nom. IV, 4.
19 De Doctr. Christ. I, 5, 22.
20 DeTrin. XIII, 3, 4.
21 Qq. LXXXIII, 5.
22 Phys. II, 2.
|