![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура Древнего Египта
Додинастический период
Палетка Нармера На протяжении додинастического периода Египет состоял из отдельных государств – номов во главе с номархами, враждовавшими между собой. Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением, расписные глиняные сосуды позволяют судить о тематике, разрабатываемой египетскими мастерами. Это исторические события, военные походы, заупокойные обряды. Важное место завоёвывает образ человека. Складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова – в профиль. Значительность властелина подчёркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (ок. 3 тыс.лет до н.э., Каир, Египетский музей). Древнее Царство
Пирамиды в Гизе После объединения Египта в единое государство в конце IV – начале II тыс. лет до н.э. начинается расцвет египетского искусства. В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц – ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотепом (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н.э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (или Хафры) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса – построена под руководством архитектора Хемиуна. Её высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков. Каждая из пирамид представляет в плане квадрат, а её рёбра образуют равнобедренные треугольники. Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, парный скульптурный портрет принца Рахотепа и его жены Нофрет (нач. 3 тыс. до н.э., Каир, Египетский музей). Среднее Царство
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II Многочисленные войны Древнего Царства привели к ослаблению государственной и экономической мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведётся поиск новых типов храмов и усыпальниц. Первым памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н.э.), положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства, изображающие сцены охоты. Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н.э., Москва, ГМИИ). Новое Царство
Ворота Луксоркского храма Наибольшее распространение в период Нового Царства получил тип храма прямоугольный в плане, имевший трёхчастное деление: открытый двор (перистиль), колонный зал (гипостиль), святилище. Таковы храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Во второй половине Нового Царства широко разворачивается строительство. Создаётся целый ряд заупокойных храмов, вырубленных в скалах. Среди них Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, вход в который выделен двадцатиметровыми статуями фараона, наделёнными чертами Рамсеса II (XIII в. до н.э.). Позднее время На дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства. Прекращается возведение усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее известны скульптурные портреты. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н.э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.
|