Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления повышения эффективности строительной сферы ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Коренная проблема повышения эффективности функционирования инвестиционно-строительной сферы, в том числе малого предпринимательства – это рост инвестиционной активности государства и все его хозяйствующих субъектов. В России в 2005 г. было принято прогрессивное решение о дополнительном стимулировании частных инвестиций, проведении конкурсов инвестиционных проектов при строгом отборе и выделении победителям, минимум, 20% средств плюс гарантии государства. Однако из общего числа рассмотренных за это время проектов было поддержано 10—15%, а реальная помощь выделена ограниченному числу объектов, что поставило ряд предприятий на грань разорения, так как они прошли конкурс и взяли кредиты, но государственной поддержки не получили. Систематически не выполняются государственные инвестиционные программы. Государственных средств хватает только на ограниченные цели, иногда лишь на то, чтобы не допустить развития аварийных ситуаций в народном хозяйстве страны. Ученые считают, что решение вопроса во многом зависит от создания смешанных частно-государственных инвестиционных компаний и инвестиционных банков, выпуска долгосрочных государственных инвестиционных облигаций (возможно с индексацией), взятие государством на себя части инвестиционных рисков не только по конкурсным инвестиционным проектам в производственной сфере, но и в сфере жилищно-гражданского строительства. Практика смешанного финансирования инвестиций получила развитие в новых восточных землях ФРГ, где применяются такие экономические инструменты стимулирования инвестиций, как налоговые льготы, ускоренная амортизация, субсидии и кредиты из федерального и земельного бюджетов. В современных условиях получение инвестиционного кредита даже под хорошо обоснованный проект очень трудное дело. Во-первых, нормативные документы, регулирующие выдачу инвестиционных кредитов предусматривают, что соискатель кредита должен получить прежде реальный залог от того региона, где предполагает реализовать свой проект, да еще и гарантию областной администрации. Во-вторых, сами банки неохотно выдают инвестиционные кредиты. В России пока нет инвестиционных банков, а есть только универсальные. Кроме того, российские банки сравнительно невелики. Сегодня нормативы банковской деятельности таковы, что выдать одному заемщику кредит в сумме, например, 10 млн. долл. имеют право лишь пять банков (из всех 1300 с лишним коммерческих банков РФ).[7] Развитие системы инвестиционных банков важно не только для крупных и средних строительных организаций, но и для малых предприятий, поскольку увеличивает их шансы на получение заказов по субподрядным договорам с получившим кредитное финансирование генеральным подрядчиком. Кроме того, в инвестиционных банках предприятия, в том числе, и малые могли бы открывать специальные счета для аккумулирования средств, предназначенных для капитальных вложений (амортизации, прибыли и др.), получать долгосрочные кредиты под обоснованное обеспечение и иметь другое обслуживание, что важно для эффективного целевого использования средств и постоянного контроля за их использованием со стороны не только кредитного учреждения, но и налоговых органов. Кстати, некоторые авторы предлагают установить порядок, который предусматривал бы взыскание израсходованной не по назначению амортизации в пользу государственного бюджета. Кредитование реального сектора экономики сдерживается рядом факторов, прежде всего: длительной окупаемостью вложений, высокой степенью риска долгосрочных ссуд, отсутствием установленных в законодательном порядке мер ответственности за невозврат кредитов и действенных механизмов обеспечения возвратности долгосрочных ссуд, отсутствием льготного налогообложения банков по доходам, полученным от кредитования инвестиционных проектов, недостатком кредитных ресурсов для инвестирования. Следует отметить, что уже сейчас в ряде регионов России имеется позитивный опыт по стимулированию инвестиционной активности банков. Так, в Самарской области (в соответствии с законом об инвестициях) банкам и другим кредитным учреждениям, направляющим финансовые средства на осуществление инвестиционной деятельности на срок не менее одного года, предоставляется режим льготного налогообложения, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль той ее части, которая получена в результате выделения финансовых средств инвестору для реализации инвестиционных проектов, в частности, зачисляемой в областной бюджет. Длительное время прорабатывавшийся в парламентских структурах закон о ипотеке призван служить развитию рынка ссудного капитала, в том числе долгосрочного кредитования инвестиций под залог недвижимого имущества, включая земельные участки, занимаемые предприятиями, формированию вторичного рынка ипотечных кредитов (при свободном обращении закладной и возможности ее залога) и, тем самым, существенному увеличению источников финансирования капитальных вложений. Законом предусматривается возможность получения ссуд под залог практически любого вида недвижимости. Принятие этого закона дает возможность значительного привлечения финансовых ресурсов не только в производственное, но и в жилищное строительство путем включения в ипотечный оборот разного рода недвижимого имущества населения. Свое второе дыхание должны получить все виды аренды, но приоритетное значение – лизинг или финансовая аренда. В сфере строительства лизинг позволяет решать проблемы обеспечения потребностей предприятий в механизмах, оборудовании даже при отсутствии у них необходимых финансовых средств. Малое предпринимательство создает конкурентную среду, вносит свой вклад в удовлетворение потребностей потребителей, в решение проблемы занятости и потому в отношении него осуществляется государственная поддержка. Основные результаты инвестиционно-строительной деятельности в 2013 – 2014 годах свидетельствуют о некоторой стабилизации в отрасли. Впервые за многие годы приостановлены снижение объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ. Тем не менее основными причинами, препятствующими эффективной деятельности строительных организаций, по-прежнему продолжают оставаться нестабильное финансирование, неплатежеспособность заказчиков, хроническая задолженность за выполненные работы, неэффективная амортизационная политика, несовершенство налоговой системы. Конкурентоспособность малых предприятий несколько ниже, так они в меньшей степени обеспечены заказами, у них больше трудностей с финансами, но они являются необходимым элементом конкурентной среды на рынке строительной продукции и услуг. Однако в строительстве малые предприятия выполнили в 2006 году 25% от общего объема подрядных работ. Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли необходимо развивать процесс интеграции, создания новых типов ассоциаций, концернов, акционерных объединений, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.[8] В третьей главе мы рассмотрели основные проблемы повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности и пути их решения, таких как смешанное финансирование инвестиций, формирование инвестиционных банков и др. Субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ. Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
|