Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространение палеорусского и палеоафриканского моноязыков






В период брянского интерстадиала (ок. 30 тыс. лет тому назад) европеоидный человек активно заселял Русскую равнину и, позже, – европейские территории. Примерно в это же время состоялось его продвижение и на Восток, за Урал, где на палеолитических стоянках Буреть и Мальта (22 тыс. лет тому назад) найдены скульптурные фигурки женщин, характерные для палеорусского (по аналогии с языком) культа богинь – прародительниц рода. Для русских территорий Б.А. Рыбаков определил их название по имени славянской богини судьбы – Макоши [60].

Пользуясь благоприятными условиями для жизни, с юга Африки в Азию начал движение африканский человек. Формируя австралоидное крыло негроидной расы, ко времени не ранее 30 тыс. лет тому назад негроиды достигли территорий будущего Элама (осевшие стали туземцами территорий – эламитами). После продвинулись до восточной Индии (осевшие стали туземцами территорий – веддидами-дравидами). 30 – 20 тыс. лет тому назад протоавстралоиды проникли в Океанию из Юго-Восточной Азии [100, ст. Океания] и сформировали австралоидную расу. Она является ветвью большой экваториальной (негро-австралоидной) расы и наиболее сильно сближается с негрской расой (распространённой на юге Африки). Наибольшее сходство с австралоидной расой имеют ведды Цейлона (цейлоно-зондская раса) и дравиды (южно-индийская раса). В глубокой древности австралоидный антропологический тип был широко распространён в Южной и Юго-Восточной Азии [100, Австралоидная раса]. Все они являлись носителями палеоафриканского языка, незначительно модифицировавшегося применительно к новым условиям. По данным лингвистки 16 – 14 тыс. лет тому назад носители палеоафриканского (восточно-ностратического) языка мигрировали из Леванта в Западный Иран [91]. Данные археологии несколько разнятся с данными лингвистики в связи с тем, что последние – расчётные, а негроидные племена не создавали значительных археологических культур.

Начиная с 30 тыс. лет тому назад, два потока языков – палеорусский и палеоафриканский – начали впервые контактировать на просторах Центральной и Восточной Азии. Контакты были слабые. Их продуктом в антропологическом смысле является вновь возникшая монголоидная раса, в недрах которой начали формироваться свои – смешанные – языки. Исторический срез смешанного человека указанного периода закреплён перемещением монголоидных индейских племён из Азии на Американский континент, где к 25 – 20-му тысячелетию они сложили известные археологические культуры. Находясь в такой изоляции, без притока свежих знаний, несомых палеорусами, индейские монголоиды остановили и антропологические, и языковые процессы.

Состоявшееся в период с 33 по 11 тыс. лет тому назад на Русской равнине последнее – осташковское – оледенение (в Альпах – Вюрм, в Северной Америке – висконсинское) закрепило положение новых популяций людей (в том числе, изолировав американскую). В это время край материкового ледника доходил до современной Валдайской возвышенности. Несмотря на это, на территории Русской равнины обнаружено значительное число памятников, свидетельствующих о высокоразвитой культуре обработки кремня и кости. По количеству только открытых памятников Русская равнина превосходит все остальные территории, вместе взятые, в несколько раз. К 15-му тысячелетию численность населения Земли достигла величины 3 млн. человек. 47 процентов из них – 1, 4 млн. – являлись палеорусами (европеоидами) и были сосредоточены в основном на территории Русской равнины [100, Брук С.И., ст. Народонаселение; 120]. Оставшаяся часть была разбросана по четырём материкам – Азии, Африке, Австралии, Америке – и Океании.

В максимуме – 20 – 16 тыс. лет тому назад – оледенение доходило до Балтийской гряды, Орши, междуречья верхнего Днестра и 3ападной Двины, до Смоленска (между Смоленском и Белым), Вышнего Волочка, Пестова, Молого-Шекснинской озерной равнины. В это время в условиях широкого распространения многолетней мерзлоты на равнинах Европы преобладающими ландшафтами стали гигантские пространства тундры, а также перигляциальных (образовавшихся за пределами ледника) степей и лесостепей [125]. В Северной Азии – сартанское оледенение (25 – 10 тыс. лет тому назад) [126, стр. 9]. Уровень Мирового океана стал на 100 метров ниже нынешнего [75]. Отступление ледника с территории Средней Польши, ГДР, ФРГ и Западной Дании началось 20 тыс. лет тому назад. К 14-му тысячелетию стали свободными ото льда территории Польши и Южной Литвы [103, стр. 142].

К концу периода похолодания – 20 тыс. лет тому назад – палеорусский (западно-ностратический) язык стал испытывать сильные центробежные нагрузки, в конце концов, приведшие к распаду существовавшего ещё 16 – 14 тыс. лет тому назад палеорусского языка [91].

3.3.1. Формирование основных языковых семей

Разошедшиеся на большие расстояния европеоидные племена, с одной стороны, и африканские, с другой, в крайних точках своих новых ареалов стали испытывать значительные трудности коммуникаций. В местах межрасовых контактов языки смешивались. Пропорции смесей определялись процентным присутствием той или иной расы. При этом населённость Азии оставалась невысокой. Всё это привело к складыванию нескольких самостоятельных языковых семей.

Предложенный в середине 20-го века Моррисом Сводешем метод глоттохронологии позволяет датировать распад ностратического языкового единства временем, более поздним, чем 17 тыс. лет тому назад. Однако данные глоттохронологии для очень удалённых периодов дают завышенные результаты, поэтому время распада правильнее отнести к 12 – 11-му тысячелетию до н.э. [127].

К этому времени из смешения палеорусского и палеоафриканского языков в районе северо-западного Китая сформировалась австрическая семья [91]. Носители – первые монголоиды с небольшим процентом вторичной примеси палеорусов и африкано-австралоидов.

В то же время и примерно в том же районе сложилась эламо-дравидская семья [91]. Её носителями стали племена негроидов-эламитов и негроидов-веддитов, разбавленных крайне небольшим процентом примеси палеорусов. Численность населения этих районов была крайне низкая, и, по расчётам некоторых учёных, к 10-му тысячелетию до н.э. население практически полностью деградировало [128].

К 12 – 11-му тысячелетию до н.э. в районах северной Индии сложилась сино-кавказская семья языков, основанная носителями с гораздо большим процентом европеоидной расы. Разброс этнического состава – от протокитайцев (что закреплено в части термина «сино-») до кавказоидной расы (оставшаяся часть термина).

К 12 – 11-му тысячелетию до н.э. сложилась уральская семья языков [91]. Носители этих языков явились результатом взаимодействия палеорусов (европеоидов) на восточных рубежах своего ареала с монголоидами. Уральская раса занимает промежуточное положение между европеоидной расой и монголоидной расой. Время её формирования – 10 – 5 тыс. лет тому назад [100, ст. Уральская раса]. Исторически крайне малонаселённые районы распространения языков уральской семьи дали к настоящему времени небогатый спектр языков, как по составу, так и по развитию.

Иная картина наблюдалась в районах Передней Азии и Египта. Здесь к 12 – 11-му тысячелетию сформировалась афразийская семья языков. Устаревшая теория в качестве носителей праафразийского языка утверждала гипотетические северо-африканские народы. После того, как стало окончательно ясно, что таковых в обозначенное время попросту не существовало, возобладала гипотеза происхождения праафразийских языков из Азии – древних Месопотамии, Сирии, Палестины, Ливана и Аравии. Носители праафразийского языка были рослыми блондинами. Светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы в египетских росписях, на Канарских островах и среди голубоглазых берберов-шатенов Атласских гор (северный Алжир и Марокко). Поскольку Восточная Сахара подверглась очень ранней аридизации, здесь вряд ли следует искать родину какой бы то ни было значительной популяции. «Имея в виду, вероятно, европейское происхождение светлокожих европеоидов, правильнее предположить, что в Восточную Сахару они попали уже вторично» [84].

К 12 – 11-му тысячелетию до н.э. лингвисты относят формирование и т.н. индоевропейской семьи. Но совершенно безосновательно, во-первых, придают ей такое название (особенно в части «индо-») [129]. А, во-вторых, указывают местом её формирования районы Леванта, в которых не засвидетельствовано археологических культур такой древности. С другой стороны, те группы палеорусов – носителей палеорусского языка, – которые расселились с территории Русской равнины и Европы и сформировали указанные выше языковые семьи, лишь незначительно повлияли на численность населения мест своего исхода (Русской равнины). Значительно количество открытых на Русской равнине и в Европе памятников периода 12 – 10 тысячелетия до н.э. Например, селение Мишенское (Россия, Тульская обл.) с численностью 1300 человек занимало площадь 0, 13 км² [130, стр. 109] – в три раза превосходя по всем показателям древний ливанский «город» Библ середины 4-го тысячелетия до н.э. [131, 132].

На фоне многочисленных палеорусских протогородов и перехода их населения к производящему хозяйству археологические культуры негроидной Африки и ведической Индии в это время были сформированы человеком, остававшимся ещё на уровне эпохи мустье [115, стр. 36]. То есть – человеком неандертальского (но не индоевропейского) типа. Возможно, потомком родезийского человека (см. выше). Эту линию праязыка – образовавшуюся до прихода европеоидного человека – некоторые учёные именуют восточно-ностратическим праязыком. Этот язык существовал на указанных территориях ещё 16 – 14 тысяч лет тому назад [91].

3.3.2. Дивергенция основных языковых семей

Природные условия, сложившиеся в 11 – 10-м тысячелетии до н.э., послужили очередным толчком миграциям народов. По разным гипотезам в этот период произошли различного рода катастрофы. Не вдаваясь в подробности, очевидно одно – климат опять резко потеплел, сделав пригодными для жизни новые обширные территории. В этот период, исходя из данных геохронологии, допускается обитание людей палеорусской (индоевропейской) расы и за полярным кругом. Центры распространения индоевропейских диалектов находились в полосе от Центральной Европы и северных Балкан до северного Причерноморья [100].

Распад праафразийского языка состоялся в 11 – 10-ом тысячелетии до н.э. [91], либо немногим позже – в 9 – 8 тысячелетии до н.э. [127]. Праегипетский язык отделился от праафразийского 10450 – 9950 лет тому назад [91]. Диалекты праафразийского языка – праегипетский, праливийско-гуанчский, пракушитский, праомотский, прачадский и др. – еще несколько тысячелетий после своего отделения друг от друга продолжали оставаться в Передней Азии. Затем неолитические племена в ходе своей миграции занесли их в разное время на африканский материк [84]. Древнейшее население Сахары было негроидным [100, ст. Африка]. Представители индосреднеземноморской расы – натуфийцы – являлись носителями культур, в 10 – 8-м тысячелетии до н.э. распространённых на территории исторической области Палестины, Сирии и Южной Турции [133, 134]. Пришедшие в Африку европеоидные народы средиземноморской и эфиопиоидной рас сложили культуру хариф 10-го тыс. до н.э. [91] и стали прародителями фараонов [67]. Большая часть населения Эфиопии относится к эфиопской расе – промежуточная между европеоидами и негроидами, образовалась в результате смешения европеоидов и негроидов, начавшегося ещё в эпоху мезолита (10 – 8 тыс. до н.э.) [91].

Носители эламодравидского праязыка были известны в Юго-Западном Иране около 9, 5 тысячелетия до н.э. Они создали группу докерамических культур неолитической фазы Бус Мордех поселения Али-Кош. В этот период прадравиды отделились от предков эламитов и мигрировали на территорию Индостана в долину Инда, где с их приходом появился докерамический неолит с полукультурным ячменем и отчасти одомашненной козой (Мергар, Пакистан). Культурная последовательность Мергара продолжалась от начала 7-го до начала 3-го тыс. до н.э. Имеются данные, указывающие на культурную преемственность между прехараппанскими культурами и хараппанской цивилизацией [135, стр. 108 – 109]. Имеющиеся данные допускают этническое родство хараппанцев с прехараппанцами и мергарцами. Хараппанцы были, вероятнее всего, дравидами (и, скорее всего, потомками неандертальского человека). Следовательно, создатели культурной последовательности Мергара говорили на прадравидском (африканском) языке [91].

Около 11 – 10-го тысячелетия до н.э. урало-алтайский праязык распался на урало-юкагирский и алтайский праязыки [91]. Со времени 10500 ± 1500 лет тому назад предки алтайцев мигрировали на Алтай, где их праязык дал начало многочисленным языкам алтайской семьи [91].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал