Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От хвоста Кошки до гребня Дракона
Село, которое вы видите в левые окна автобуса, называется Оползневое. Название села связано с грандиозным оползневым обвалом, произошедшим в этой местности в 1786 году. Выше Оползневого на склоне высится один из отторженцев Главной гряды Биюк-Исар (734 м). На вершине располагалось одно из таврских убежищ, а в раннем средневековье – довольно значительное укрепление, с чем и связано название этого живописнорго ландшафтного памятника природы. В годы ВОВ в село неоднократно приходили партизаны, а осенью 1942 года мимо прошёл сводный отряд больных и раненых партизан, который был эвакуирован с помощью 2-х торпедных катеров на Кавказ, чтобы после лечения и отдыха осенью вновь вернуться в Крым. Западнее села, отходит от шоссе дорога на пгт Парковое. До Октябрьской революции здесь было село Кучук-Кой. О нём писали П.С. Паллас и П.И. Сумароков в связи с катастрофическим оползнем 1786 года в его окрестностях. В 1899 году на своей даче в Кучук-Кое А.П. Чехов встречался с А.М. Горьким. С дореволюционных времён сохранился в Парковом ландшафтный парк – скульптурно-декоративный памятник русского садово-паркового искусства начала 20 века. Своей оригинальностью парк обязан прежде всего скульптору А.Т.Матвееву, который в 1905-1912гг. украсил его динамичными скульптурами юношей, мальчиков, юных купальщиц. А сейчас перед нами село Береговое. Ранее это село называлось Кастрополь – с греческого «крепость-город». В небольшом красивом природном амфитеатре с превосходным песчаным пляжем и обширным ландшафтным парком раскинулись корпуса пансионата «Кастрополь». Оригинальным символом Берегового стала скала с легендарным названием Ифигения – один из свидетелей верхнеюрского вулканизма в Крыму. Название связано с древнегреческим мифом об Ифигении, дочери эллинского царя Агамемнона, участника Троянской войны. Предание гласит, что перед отплытием в Трою, Агамемнон убил священную лань богини Артемиды. Разгневанная богиня послала встречный ветер и греческие корабли не смогли выйти из гавани. Тогда Агамемнон по совету прорицателя решил принести в жертву свою дочь. Но в последний момент Артемида сжалилась и заменила девушку ланью, а Ифигению перенесла в далёкую Тавриду, чтобы здесь, на земле тавров, в храме Девы, она совершала жертвоприношения в честь богини. Согласно преданию храм распологался в районе Кастрополя. Но на самом деле это лишь зубцы скалы Ифигения производят впечатление руин храма на вершине в 120 метров – сегодня Ифигения объявлена памятником природы. В декабре 1941 года у Берегового высаживалась и действовала разведывательная группа Черноморского флота под командованием мичмана Ф.Ф.Волончука. В память об этом у дороги в 1978 году установлена мемориальная доска. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что строительство дорог на ЮБК представляет даже сейчас значительные трудности. Каменистые отроги гор, пересеченные оврагами, спускаются до самого моря. Также постоянные оползни, опасность камнепадов, бурные горные потоки во время ливней. Дорогу протяженностью 180 верст, планировалось построить за 5 лет. Началось строительство в августе 1824 году. В 1829 году работы практически прекратились, возобновились лишь в 1832 году. Дорога от Симферополя до Ялты была закончена в 1834 году. А участок от Ялты дол Симеиза был закончен в 1837 году. Труднейшим оказался участок на Западном Южнобережье, от Симеиза до Байдар, где горы ближе всего подходят к морю. В 1903 году акционерное общество по строительству железных дорог, решило проложить железную дорогу от Севастополя до Ялты через ЮБК. Но само строительство началось только в 1916 году. Завозили материал, приобретали земли. Дорогу намечалось закончить за 3 года, но известные события 1917 года прервали работы. В 1926 году группа инженеров провела новые изыскания, и к весне 1927 года был готов проект электрической железной дороги, однако землетрясение 1927 года заставило пересмотреть все эти планы. И только в 60-е 70-е годы по маршруту, было построено автомобильное шоссе, открытое для движения в 1972 году. А мы с вами продолжаем путешествовать и немного выше в сплошной обрывистой стене Главной гряды между горным массивом Кильсе-Бурун и находящийся от него к востоку горой Морчеква имеется относительно пологий участок. Через этот перевал проходит одна из самых древних троп, называемая Шайтан Мердвень – Чертова лестница. Кажется, это имя было дано не самой лестнице, а ко всему ущелью, горному амфитеатру с грозными и суровыми скалами, поистине дьявольскому рельефу прилепилось столь меткое название. Правда, от лестницы мало что сохранилось: люди и время разрушили некогда аккуратно выстроенное и выложенное плитками камней полотно дороги. Осталась тропа — вьющаяся, закручивающаяся, как спираль. Она осторожно улеглась среди обрывов, развалин, хаоса камней. В годы Великой Отечественной войны, лестница превратилась в партизанскую тропу, но фашисты боялись ходить по ней. Самое главное значение Чертовой лестницы в далекие времена — дорога и перевал. Здесь проходил кратчайший путь из предгорий к Южному берегу через Главную гряду. Для чего ее построили в горах? Сейчас на Южный берег проложено удобное шоссе, и можно легко добраться из Севастополя в Ялту. А раньше скальный барьер Южной гряды не только защищал Южный берег от холодных северных ветров, но и служил неприступной каменной стеной с обрывами и пропастями для захватчиков-кочевников. Но нужны были горные тропы и дороги, где могли пройти повозка, пеший и конник, и которые связали бы юг и север полуострова. Вот таким естественным проходом среди скал между высокими утесами Мердвень-Кая и Балчик-Кая послужило узкое ущелье, где люди проложили каменную лестницу и пользовались ею до прошлого века, пока не была сооружена дорога через Байдарские ворота. И забылась горная лестница, разрушилась, и теперь по ней поднимаются только туристы. А мы продолжаем наше путешествие по трассе, и попадаем в небольшое местечко с загадочным названием Мелас. 2.25 Мелас – источник вдохновения Мелас - в переводе с греческого означает " темный ". Одни полагают, что это название произошло от цвета нависающих над ним скал, другие считают, что оно связано с туманами, более частыми, чем в Форосе. Скальные нагромождения, причудливые бухты и буйная растительность образуют непревзойденный по красоте ландшафт, в котором раскинулся санаторий " Меласс ", ранее принадлежащий Л.А. Перовскому. Его территория с юга ограничена живописным берегом моря. Один из корпусов санатория расположен во дворце, отличающемся оригинальной архитектурой. Дворец был построен в 30-х гг. Х1Х в. В 30— 40-е годы XIX в., здесь был заложен обширный парк (более 25 гектаров). Со стороны моря он окаймлен широкой благоустроенной набережной, протянувшейся почти на 1, 5 км. Меласcкий парк представляет собой памятник садово-паркового искусства. Это один из лучших парков на Южном берегу Крыма. Так как у Перовского детей не было, он завещал «Меласс» своему племяннику А.К. Толстому. В первый раз он приехал суда с Софьей Андреевной в 1856 году. Всего две недели пробыли они в «Мелассе». Трижды ещё Толстой встретился с Крымом. Очарованный пейзажами, Алексей Константинович сочинил здесь цикл стихотворений “Крымские очерки». Вспомним одно из них: Солнце жжет; перед грозою Изменился моря вид: Засверкал меж бирюзою Изумруд и малахит.
Здесь на камне буду ждать я, Как, вздымая корабли, Море бросится в объятья Изнывающей земли.
И, покрытый пеной белой, Утомясь, влюбленный бог Снова ляжет, онемелый, У твоих, Таврида, ног. Ну а мы покидаем территорию Меласа и попадаем в Форос.
|