Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия при Петре I






 

В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (1672-1725), царя-преобразователя. Петр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их осуществлению.

Абсолютизм и государственное устройство. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших Петру I. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал-прокурор.

Реформа государственного управления затронула и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: внешними сношениями управляла Коллегия иностранных дел, флотом Адмиралтейская, сбором доходов – Камер-коллегия, дворянским землевладением – Вотчинная и т.д. Городами ведал Главный магистрат.

В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о полном подчинении церкви государству. В России упразднялась должность патриарха, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода.

Была реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний (Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую) во главе с губернаторами, в ведении которых находились войска. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства.

Реформы Петра I затронули армию и флот. В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Таким образом армия создавалась с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. Вводились новые военные уставы. Были организованы офицерские училища. В армию поставлялись артиллерийские орудия, построено много кораблей. Так, к 1725 г. Балтийский флот имел более 30 линейных кораблей, 16 фрегатов и более 400 других судов. При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Принятие этого закона означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

Развитиемануфактурногопроизводства Характернейшая особенность экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром 1 Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия. В промышленной политике прослеживаются два этапа: 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна; с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.

На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.

Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.

Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями прежде всего армию.

При Петре I в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.

На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать вторым этапом в начальном периоде генезиса капиталистических отношений в промышленности России (первый этап – XVII в.).

Торговля. В годы царствования Петра I получила стимулы к развитию внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали развитие промышленного и ремесленного производства, завоевание выхода к Балтийскому морю, улучшение путей сообщения. В этот период были построены каналы, соединившие Волгу и Неву (Вышневолоцкий и Ладожский). Между отдельными частями страны усилился обмен, росли обороты российских ярмарок (Макарьевской, Ирбитской, Свенской и др.), в чем проявлялось формирование всероссийского рынка.

Для развития внешней торговли имели важное значение не только строительство Петербургского порта, но и поддержка русских купцов и промышленников со стороны правительства Петра I. Это нашло отражение в политике протекционизма и меркантилизма, в принятии Покровительственного тарифа 1724 г. В соответствии с ним (а в его разработке принимал участие сам император) поощрялся вывоз русских товаров за границу и ограничивался ввоз иноземных изделий. Большинство заграничных товаров облагалось очень высокой пошлиной, доходившей до 75% стоимости товара. Доходы от торговли способствовали накоплению капиталов в сфере торговли, что тоже вело к росту капиталистического уклада. Общая особенность развития торговли заключалась в проведении политики меркантилизма, суть которой состояла в накоплении денег за счет активного торгового баланса.

Государство активно вмешивалось в развитие торговли:

вводились монополии на заготовку и сбыт определенных товаров: соли, льна, юфти, пеньки, табака, хлеба, сала, воска и др., что привело к повышению цен на эти товары внутри страны и ограничению деятельности русских купцов;

нередко сбыт определенного товара, на который была введена государственная монополия, передавался конкретному откупщику за уплату им большой суммы денег;

резко были увеличены прямые налоги (таможенные, питейные сборы) и т.п.;

практиковалось принудительное переселение купцов в Санкт-Петербург, бывший в то время неблагоустроенным приграничным городом.

Применялась практика административного регулирования грузопотоков, т.е. определялось, в каком порту и чем торговать. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению зыбкой основы, на которой держалось благополучие купцов, прежде всего ссудного и ростовщического капитала.

Денежная реформа. В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XVII в. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития. Для оптовой торговли и внешнеторговых операций ходившая в обращении серебряная копейка оказалась слишком мелкой денежной единицей. В то же время для мелкой рыночной торговли она была излишне ценной. Поэтому Петр 1 провел реформу монетного дела. Ею предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль, который для облегчения внешнеторговых расчетов по весу был приравнен к талеру, использовавшемуся в качестве денежной единицы в ряде европейских стран. Чеканка монеты стала монополией государства.

Сельское хозяйство. Заметным явлением в истории сельского хозяйства XVIII в. стал процесс территориального разделения труда, начавшийся еще в XVII столетии. В основном завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определенной сельскохозяйственной продукции, четче обозначилась их торговая направленность. В земледелии преобладало производство зерновых, технических культур, среди которых ведущее место занимали лен и конопля.

Социальная политика. В области социальной политики петровское законодательство следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения – подушную подать. Налоги стали собираться – теперь не со двора, а с ревизской души1. В 1718-1724 гг. была проведена перепись всего податного населения, причем все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Введение подушной подати привело к нескольким важным последствиям: закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и, кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения.

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно его встретило. Указ о майорате, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, так и не был проведен в жизнь, а в последующие царствования был отменен. История этого законодательного положения хорошо показывает пределы и возможности государственного вмешательства в рационализацию социальных отношений, регулирование правящего сословия.

В то же время он имел важное значение, так как с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало – поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

Если Уложение 1649 г. оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.

Результаты переписи, проведенной Петром, дают представление о численности населения России, оно составляло 15, 5 млн. человек, из них 5, 4 млн. были мужчины, с которых и взималась подать.

Усиление налогового гнета повлекло массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так в России было положено начало паспортной системе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал