Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первоначальноехристианство.
Христианство зародилось в I в. н.э. на востоке Римской империи в Палестине. Основателем новой религии был Иисус, уроженец Галилеи (область на севере Палестины). В 6 г. н.э. император Октавиан Август превратил Иудею в римскую провинцию, лишив ее самостоятельности. Бессилие в открытой борьбе с иноземным гнетом, невозможность улучшить тяжелые условия жизни приводили к появлению в рамках господствующей в Палестине иудейской религии различных новых учений, сект. Очень популярными были ожидания мессии (от древнеевр. машиах — помазанник), т.е. посланника Бога, который избавит еврейский народ от гнета и установит справедливый порядок Такие идеи проповедовал, например, Иоанн Креститель. Среди этих движений вряд ли сначала выделялась небольшая группа последователей Иисуса, которого его ученики-апостолы называли Христом, т.е. мессией. Верхушкой иудейского общества Иисус был обвинен в ереси и выдан римским властям. Римский наместник Иудеи прокуратор Понтий Пилат приговорил проповедника к смертной казни по ложному обвинению в том, что Иисус якобы называл себя «царем иудейским» из рода Давида. В этом римляне увидели угрозу своему владычеству в Палестине и попытку восстановить независимость Иудеи. Иисус был распят на кресте, на котором была прибита табличка с надписью: «Царь Иудейский».Однако учение Иисуса продолжили проповедовать его ученики-апостолы. Главную роль в этом сыграл апостол Павел, который не был непосредственным учеником Иисуса. Он получил прозвище «апостол язычников». Именно Павел первым выразил идею духовного равенства людей, верующих в Иисуса Христа: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе». Проповедуя учение Христа, Павел много путешествовал – как ни один их остальных апостолов. Он посетил крупнейшие центры античного мира и язычества – Антиохию, Афины, Коринф, Эфес, Рим и другие. Павел был схваченный в Иерусалиме и как римский гражданин его не распяли на кресте, а обезглавили. Первые христианские общины были устроены по демократическому принципу. Все уверовавшие считались равно обладающими благодатью, особой силой, исходившей от Бога, Иисуса Христа. Обрядность первых христиан была простой. Христианство отвергло жертвоприношения. Христиане признавали лишь одну жертву – Иисуса Христа за всех людей. Главными обрядами первых христиан были крещение (символизировавший прием в ряды христиан и начало новой жизни человека) и причащение хлебом и вином («плотью» и «кровью» Иисуса Христа), выросшее из совместных общих ритуальных трапез (агап). Первым праздником – «день Господень» в честь воскресения Иисуса (нынешнее воскресенье). 4.Распространение христианства во II веке. Христианство зародилось в начале I в. н.э. в Палестине, а к концу этого века общины христиан были уже и в Сирии, и в Малой Азии, и в Греции, и на Кипре, и в Македонии, и в Риме, и в Египте. Во II в. однозначно были гонения на христиан. Христиан преследовали власти, поскольку они отказывались от исполнения императорского культа, наказанием за что была смерть. Единственное государственное гонение, которое нам известно точно, это гонения Марка Аврелия. Он не преследовал их прямо, но издал рескрипт, запрещавший новые культы, которые побуждают народ к бунтам. Наиболее известное гонение на основе этого рескрипта - это Лионское гонение 177 г. в результате которого местная община серьезно пострадала. Далее, император Септимий Север в 201 г. запрещает христианство своим рескриптом, но реально этот рескрипт был приведен в действие лишь в Карфагене и Египте. Тоже были гонения, здесь известно мученичество Перпетуи и Фелициты - знатной римлянки и ее служанки. Литература: Мужи апостольские - это люди, которые были учениками апостолов, но сами Христа не видели; их проповеди дошли до нас и в ранней церкви были очень популярны. (прим. Послания Климента Римского к коринфянам). Потом период апологетической литературы. Апологеты - защитники веры. Христианам во II веке нужно было доказывать всем, что они хорошие и опровергать все обвинения, выдвигаемые в их адрес. Апологетические сочинения распадаются на три комплекса: 1) полемика с язычниками 2) полемика с иудеями 3) полемика с еретиками. Большинство текстов - полемика с римскими язычниками. Здесь христиане доказывали, что они никого не убивают, не каннибальствуют.К эти текстам относятся два сочинения Юстина Философа (Мученику). К концу II в. сложилась трехчастная система христианской общины: епископ-пресвитер-дьякон. 5. Формирование христианской Церкви в III – начале IV века. К концу II в. сложилась трехчастная система христианской общины: епископ-пресвитер-дьякон. Кроме них было много низших должностей, которые занимались какими-либо конкретными вопросами. В христианской структуре над епископами стояли митрополиты, а над ними - папы (патриархи). Здесь увеличивается роль римского папы, который только и имел право созывать Вселенский собор. Теперь уже, например, совершать обряд крещения рядовые верующие не имели права, это могли делать только представители духовенства. Было разработано учение о таинствах – особых обрядах, при совершении которых на верующих нисходит благодать (харисма) через посредство совершающего таинство священнослужителя. Первыми таинствами были провозглашены причащение и крещение. Теперь духовенство одной или нескольких епархий собиралось на свои съезды (соборы), где коллективно обсуждались важнейшие вопросы жизни церкви. III в. - это эпоха универсальных гонений. Первое гонение - Максиминово. Он требовал исполнение императорского культа, за отказ отправляя в ссылку с конфискацией имущества. Второе гонение - Децемово (251 г.), по инициативе Валериана, страстного язычника, префекта претория. Смысл был тот же самый - острие гонений против клира, расширение репрессий против мирян. Цель гонения - уничтожить христианство в империи. Это гонение приводит к появлению христиан-lapsi (павших) - ушедших от Христа. В 257 г. после смерти Децема началось Валерианово гонение (Валериан - тот самый префект претория). Смысл и цели гонения те же что при Децеме, но наказания были намного жестче. В 301 г. гонение в христианской литературе называют " Великое» (устроил император Диоклетиан). Это гонение привело к многим отречениям от Христа, что показало, что в христианство стали попадать многие люди, не верящие искренне. В 305 г. Диоклетиан отрекся от престола. В 311 г. христиане получили свободу вероисповедания в обмен на лояльность к империи. 6.Миланский эдикт и развитие христианства в IV – начале V века. 313 г. - это переломный момент в истории христианства. Был издан Миланский эдикт Константина и Лициния о веротерпимости. Отныне провозглашалась свобода вероисповедования с тем, чтобы поклонники всех богов молились за благополучие и процветание империи. Христианство с этого времени получило статус официальной религии Римской империи. Император Константин I дал христианскому духовенству те жепривилегии, которые имели языческие жрецы. Христианство и язычество после 311 г. меняются местами - если раньше язычники гоняли христиан, то теперь христиане гоняют язычников. В 314 г. было зафиксировано гонение на язычников в Британии, где был разгромлен храм Митры. Правление Констанция (331-361) – это годы очень быстрого распространения христианства. После Констанция в 361 г. была предпринята попытка восстановить язычество Юлианом Апостатом (Отступником). Он объявляет о восстановлении языческих храмов и культов, очень жестко подавляет антиязыческие действия христиан. Он запретил христианам преподавать в школах классические науки, поскольку он хотел снова сделать христиан безграмотными. Но он умер во время похода в Персию в 363 г. Его наследники свернули все его реформы. Следующий импер. Феодосий Великий, который открыто становится на сторону христиан в гонениях на язычество, издаются эдикты. 382 г. - закрытие языческих храмов, практикующей жертвоприношения. Затем прекращение финансирования языческих культов. В 391 г. - закрытие всех языческих храмов в империи. Христианство при нем становится единственной разрешенной религией империи. В 529 г. были закрыты Академия в Афинах и запрещен Аполлонов культ в Италии - последние рудименты язычества. IV-V вв. - расцвет христианской литературы: Августин Аврелий (Блаженный), его труды - " Исповедь" (где он описывает свой жизненный путь) и " О граде божьем" (полемика с язычниками, во многом навеянная падением Рима в 410 г.). На востоке наиболее почитаемые писатели - это Василий Великий, Григорий Назианзин (Низкий), Иоанн Златоуст. Они вырабатывали доктрину в спорах с еретиками и между самими собой. В это время очень популярным становится жанр церковных историй.
|