Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономического развития Казахстана в 70-80-е годы.
В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования потенциала республики. За период с 1970 по 1985 годы общий объем промышл. продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, хим. промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, Экибастузская и Ермаковская ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный комбинат и другие. Сформировались территориально-промышленные комплексы – Мангышлакский, Каратау – Джамбульский, Павлодар-Экибастузский. В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктата центра. Около50% промышленности Казахстана находились в ведении союзных министерств. При общей прибыли в 15 млрд. рублей в год они отчисляли в бюджет Казахстана 30 млн. рублей или менее 1%. Союзные министерства игнорировали интересы республики, развитие ее социальной сферы, подготовки национальные кадров, охраны окружающей среды (примерами экологических катастроф могут служить Семипалатинский полигон, Арал). Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970-1975 годах среднегодовой прирост промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970-1975 годах среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8, 4%, то в 1980-1985 годах – 3, 8%, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4, 4% до1, 4%. Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к середине 80-х годов к кризису. Кризисные явления нарастали в с/х, достаточно привести тот факт, что в 1981 – 1985 годах фактически не произошло прироста валовой продукции с/х. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году – 51%. В 70-80-е годы снизились реальные доходы населения. Нарастал дефицит товаров народного потребления, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось. Ярким примером тому может служить запрет на вышедшую в 1975 году книгу О. Сулейменова " Аз и Я", а также отзывы на нее на страницах журналов " Молодая гвардия", " Москва", " Звезда" и других, где автора обвиняли в отходе от идеологических установок. Показателем полного игнорирования интересов Казахстана и нарастания противоречий в национальных отношениях явились события 1979 года в Целинограде. Суть их заключалась в том, что решением политбюро ЦК КПСС весной 1979 года было определено создание Немецкой автономной области в Казахстане с центром в Ерментау, и включавшей в себя ряд районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, Кокчетавской областей. В июне прошли митинги и демонстрации против этого решения центра в Целинограде, Атбасаре, Ерментау, Кокчетаве. Таким образом, кризисные явления в 70-80-е годы нарастали во всех сферах жизни Казахстана.
78.Курс на перестройку в СССР и в Казахстане (Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г.) В марте 1985 года, после смерти Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как " Перестройка". В истории перестройки явственно различимы четыре периода. 1 этап - март 1985 - январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами " ускорение" и " больше социализма". 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги - " больше демократии" и " гласность". 3 этап - 1989-1990 гг. Период " разброда и шатания". Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию. 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском 1985 года Пленуме цк КПСС был провозглашен курс на " ускорение социально-экономического развития" СССР на базе опережающего развития машиностроения. В 1986 году в экономической жизни появилось новшество государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18 % промышленной продукции). В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. В политической области состоявшийся в 1986 году 27 съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой власть понимала " здоровую" критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал " сталинизм", главным идеалом - " возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни". В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н.Бухарин, А.Рыков, Г.Зиновьев, Л.Каменев. В 1987 году начались и первые политические изменения. Январский пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов. Собственно политическим реформам положила начало 19 Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции бьmа одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти: Представительная власть – СНК СССР и Верховный Совет СССР, исполнительная власть – Президет СССР. На третьем Съезде Народных Депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР бьm избран М.Горбачев. В 1988-1989 ГГ., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе. Весной 1990 года правительство Н.Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов. В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план " 500 дней", разработанный под руководством С.Шаталина - Г.Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике. Наконец, осенью 1990 года М.Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода крынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.Горбачева в стране стал стремительно падать. 1988 - 1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана. Как предполагало и верило рук.-во страны, вывести общество из застоя поможет борьба с пьянством, отсюда широкомасштабная антиалкогольная кампания (негодяй); борьба с распущенностью. Как ожидалось, эти меры должны были оперативно сказаться на росте производительности труда, а следовательно, и ускорении общественного развития. На самом деле это все привело к кризису, попытке государственного переворота, и, как следствие, к распаду СССР.
|