Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чередующиеся гласные
Корень гар гор- П р а в и л о. В корне гар гор- под ударением пишется а, без ударения — о (ср.: загар — загорать). И с к л_ ю ч е н и я: пригарь (привкус гари) и некоторые специальные слова.
Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг...рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг...рела, фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал (Кор.). 3. Мрачно шагали пог...рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник уг...рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьс- кий мутный день, с утра в доме г...рело электричество (Эренб.). 6. Заг...релись огни в окнах соседних дач (Гайд.). 1. Все еще никак не мог разгореться день (Саян.). 8. Сло- жив все бумаги в походный несг...раемый ящик, он по- шел в свою землянку (Овечк.). Корень зар зор- Правило. В корне зар зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: зарево — зорька — зарница). И с к л ю ч е н и я: зоревать, зарянка.
Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснув- шею землей з...рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В сла- бом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и за- гадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз...ряло снежный лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з„.рей (Аре.). Корень кос кос (н)- Правило. В корне кос кос(н)- пишется о, если дальше следует я, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — кос- нуться).
Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Муму принялась есть с обычной своей, вежливос- тью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Вой- на только к...снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.). 3. Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.). 4. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол маленьких окон (Марк.).
Корень клан клон- П р а в и л о. В корне клан- — клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (ср.: кланяться — наклон — наклониться).
Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Под самым окном, накл...нясь над водой, росла развесистая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто не могло откл...нить Обломова от лежанья (Гонч.). 3. Учи- тельница по-прежнему сидела, низко склонившись над толстой книгой (Гладк.). 4. Наклонившись к окну, По- ляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без по- терь дело не обойдется, ибо уклониться от боя мы не сможем (Степ.). 6. Бойченко подошел к старушке и по- КЛ...НИЛСЯ ей поясным поклоном (Ант.). Корень лаг лож- П р а в и л о. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить. И с к л ю ч е н и е: полог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг лож-).
Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Пол...гаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливо- стью, краткостью и ясностью изложения (Писемск.). 3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушитель- ном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Ев- ропы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можно только предпол...жительно (Купр.). 5. Ниже, в ста шагах от него, расположилась батарея и зеленые ящики (А. И. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без основных слагаемых — сырья, топлива и воды (Пауст.). 7. Пленного ул...жили на траву возле озерка (Казак.). 8. Матросы нал...жили временные заплаты на пробойны (Пере.).
Корень мак мок-» П р а в и л о. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); ко- рень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).
Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану (Г.). 2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м...кает в эту соль очищенный картофель (Д. Т.). 3. Мухов просу- шил промокательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы очень скоро БЫМ...КЛИ до последней нитки (Аре.). 5. Чай впитывает запахи, как пром...кашка чернила (Шуст-). 6. На нем кожаная фуражка, синее непромокаемое паль- то (Кат.). 1. Профессор завинтил ручку и пром...кнул зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображаю- щим танк (Доброе.). Корень плав плов плыв- П р а в и л о. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и безударным (ср.: плавать — плавучий). Корень плов- содержит- ся в словах пловец и пловчиха, корень плыв- в слове плывуны.
Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва пошевеливая пл...вниками, большие, темные, издыха- ющие рыбы (Купр.).2. Мы ставим большой ПОПЛ...БОК с флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыб- ное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к тому, чтобы лишить судно пл...вучести (Нов.-Пр.). 4. В одном месте было много ПЛ...ВНИКОБОГО леса, прине- сенного сюда во время наводнения (Аре.). 5. Пл...вунная гуща смягчила падение {Леон.). 6. Непроницаемая тьма Ш1...ВЦОВ отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые жуки-пл...вунцы ныряют в воде и нападают на стаи маль- ков (Пауст.).
Корень равн—- ровн- П р а в и л о. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень роен- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сров- нять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выров- ненный (сделанный ровным).
Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. И ты с собой его р...внял! (Я.). 2. Широкие тени ходят по р...внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич подстриг волосы, подр...внял и укоротил бороду (Бун.). 4. Закончив раскопки, мы зар...вняли канавки, выры- тые в фанзе (С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор...вняла славой дружной семьи от великих до малых все народы свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр...в- ненном поле аэродрома (Лид.). 1. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Пере.). 8. Они были р...весники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой (Горб.). 9. На речке, сравнявшейся от весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. По- р...внявцщсъ с избой Семена, девушки замедлили шаг и стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы р...вняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж.).
Корень рост /юс- Прав и л о. В корне рост- — рос- пишется в перед после- дующим сочетанием cm (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти — наращение — выросший). И с к л ю ч е н и я: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cm).
Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1, Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь — прир...щение самое ничтожное (Гарш.). 2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют зар...сли тростников е длинными листьями (Аре.). 4. Не- легко выр...стать плодовое дерево: много оно требует труда и забот (Эренб.). 5. Алексей забрался в густую пор...ель молодого сосняка, присел под деревом {По- лев.). 6. Одинокая кривая береза р...сла на откосе (Ант.). Корень скак скоч- ' <
П р а в и л о. В безударном корне скак скоч- перед «г пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить). И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.
Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Скажите, кто из вас согласен ск...кать за дочерью моей? (П.). 2. Дениска хотел показать, что он может про- ск...кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.). 3. Варавка в два прыжка подск...чил к нему (М. Г.). 4. Подскакали всадники с факелами, соек,..чили на- земь (А. Н. Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце тата- рин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша БСК...ЧИЛ на ноги и побежал догонять демонстрантов. Переск...чил ров (Горб.). 7. Из-за рощи ВЫСК...ЧИЛ грузовик с пустыми сна- рядными ящиками (Сим.). Корень твар твор- Правило. В корне твар твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.: тварь — творчество — творить). И с к л ю ч е н и е: утварь.
Упражнение 15. Образуйте приставочные глаголы от глагола творить. Корни бер вир-, дер дир-, мер мир-, пер- — пир-, ntcp- — тир- П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в противном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).
Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Сердце ее сильно билось и зам...рало (П.). 2. Засе- ку, кричит бывало, зад...рудо смерти! (Григ.). 3. Ст...ра- ла одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье (Ч.). 4. Николай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал выт...рать снова (М. Г.). 5. Товарищи относились к нему с невольным почтени- ем, более сильные не смели его зад...рать (Верес.). 6. Один за другим стали собираться в чум заспанные тунгусы (Шишк.). 7. Можно было ждать — соб...рется дождь (Фед.). 8. У опушки дремлют кони, подл...рая боком ель (Исак.). 9. Определив состав косяков, начали подб...рать к ним табунщиков (Кож.). 10. Стояла она, оп...раясь на палку (Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не то ручейки пота, — она не от...рала их (Горб.). 12. Она стояла у новой машины и тщательно прот...рала ее (Рыб.). Корни блеет блист-, жег жиг-, стел стил-, чет чит- П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать), в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет). И с к л ю ч е н и я: сочетание, сочетать.
Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. - 1. Лучи полдневного солнца приж...гают грибные шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич...тая, обмывать лицо Рыбина (М: Г.), 3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.). 4. Вода забл...стела, как расплавленный металл (Шишк.). 5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст...лая сол- нце (Коч.). 6. Парк уже бл...стал чинным порядком (Фед.). 1. Впереди расст...лалась ставропольская степь в радуге летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл...снуло с пронзи- тельным визгом (Пауст.). Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин П р а в и л о. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—по- нимать, начать—начинать, примять — приминать).
Упражнение 18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Закл...наю вас всем, что есть святого на свете, — скажите мне правду! (Т.). 2. И это обхождение стола и пож...мание рук всем присутствующим показалось ему нынче особенно неприятным и смешным (Л. Т.). 3. Ан- тонио стал подробно и занимательно рассказывать об американских борцах (Купр.). 4. Форма горы отчасти на- пом...нает колпак4 какими покрывают домашние чай- ники (И. Андроников).
Упражнение 19 (повторительное). Перепишите, вставляя про- пущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корнях. I. Сквозь волнистые туманы проб...рается луна (П.). 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег...рело, или вода не бл...стит, как хрусталь (Гонч.). 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам...рало, уп...раясь в темноту, круглое красноватое отражение (Т.). 4. Молодые деревья р...ели очень тесно, ничей топор еще не к...снулся до их строй- ных стволов (Т.). 5. И голод и холод выносит, всегда терпе- лива, р...вна (Н.). 6. Костоправ попался плохой, ср...стал ногу небрежно (С.-Щ.). 1. Все почтительно прекл...нили головы (Дост.). 8. Гости Анны Павловны долго еще го- ворили о положении отечества и делали различные предпол...жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано (Л. Т.). 9. Мы с Павлом при- б...рали мастерскую, а вечером меня заставляли рас- т...рать краски (М. Г.). 10. Наружность [артиста] сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претвориться в самый неожиданный сказочный образ (Купр.). 11. На р...внине заг...рались огоньки, скользили по каналам (А. Н. Т.). 12. Мастер- ство и сердце — вот два равновеликих слагаемых, кото- рые в своем соч....тащш и создали живопись Репина (К. Чук.). 13. Здесь скопилось много гш...вучего льда (Аре.). 14. Ольга Николаевна обм...кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии (Лид.). 15. Как раз в это время на луговину, где г...рел костер, БЫСК...ЧИЛ из-за барака игривый жеребец (Кож.). 16. Я скомандо- вал: «Р...вняйсь! Ползунов, подр...вняй ряды!» (А. Бек). 17. Алексей по ходу изложения его мыслей тут же де- монстрировал листы ватмана с чертежами и схемами (Аж.). 18. Заг...релась над степью з...ря, на траве засвер- кала роса (И. Суриков).
Упражнение 20 (повторительное). Напишите текст под дик- товку, потом сверьте написанное с напечатанным. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях. Утренняя заря разгорается. Скоро луч солнца кос- нется верхушек деревьев и позолотит блестящее зерка- ло озера. В багряном пламени развевается флаг над лаге- рем.П о зову горниста юные обитатели лагеря поднима- ются, аккуратно застилают свои постели, собираются на спортивной площадке и готовятся к зарядке. По ко- манде «Равняйсь!» ребята как бы замирают, и зарядка начинается. В воздухе мелькают загорелые руки, корот- ко стриженные головы ритмично наклоняются, а кон- чики пальцев рук касаются земли. После зарядки дети врассыпную бегут к озеру, ог- лашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умею- щие плавать, купаются у самого берега, а умелые плов- цы добираются до плавучего плота с шалашом, но, ус- лышав запрещение вожатого, нехотя возвращаются. После купания рекомендуется растереться полотен- цем: обтирание укрепляет и закаляет тело. А какой ап- петит развивается после купания! Каким необычайно вкусным кажется печеный картофель, но особенно вкус- ны оладьи, если макать их в сметану. После завтрака следует потрудиться на открытом воздухе: выровнять и посыпать песком дорожки роскош- ного цветника, чтобы они не промокали от выпадаю- щих довольно часто дождей. Надо прополоть клумбы, представляющие собой причудливые, искусные соче- тания всевозможных цветов. Можно отправиться на опытный участок, где юннатами выращены овощи, ко- торые раньше не росли на песчаной почве лагеря, а теперь произрастают с большим успехом. Юные огород- ники увлекаются огородничеством и собираются посвя- тить себя любимому делу в зрелом возрасте. На высоком уровне проходят в лагере и спортивные состязания. Отдых и труд здесь разумно сочетаются.
|