Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чередующиеся гласные






Корень гар гор-

П р а в и л о. В корне гар гор- под ударением пишется а,

без ударения — о (ср.: загар — загорать).

И с к л_ ю ч е н и я: пригарь (привкус гари) и некоторые

специальные слова.

 

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную

крышу, подг...рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг...рела,

фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал

(Кор.). 3. Мрачно шагали пог...рельцы, стаскивая в кучу

уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник

уг...рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьс-

кий мутный день, с утра в доме г...рело электричество

(Эренб.). 6. Заг...релись огни в окнах соседних дач (Гайд.).

1. Все еще никак не мог разгореться день (Саян.). 8. Сло-

жив все бумаги в походный несг...раемый ящик, он по-

шел в свою землянку (Овечк.).

Корень зар зор-

Правило. В корне зар зор- под ударением пишется та

гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: зарево —

зорька — зарница).

И с к л ю ч е н и я: зоревать, зарянка.

 

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснув-

шею землей з...рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В сла-

бом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и за-

гадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз...ряло снежный

лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з„.рей (Аре.).

Корень кос кос (н)-

Правило. В корне кос кос(н)- пишется о, если дальше

следует я, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — кос-

нуться).

 

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Муму принялась есть с обычной своей, вежливос-

тью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Вой-

на только к...снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.).

3. Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.).

4. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол

маленьких окон (Марк.).

 

Корень клан клон-

П р а в и л о. В корне клан- — клон- под ударением пишется

та гласная, которая слышится, без ударения — о (ср.: кланяться —

наклон — наклониться).

 

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл...нясь над водой, росла

развесистая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто

не могло откл...нить Обломова от лежанья (Гонч.). 3. Учи-

тельница по-прежнему сидела, низко склонившись над

толстой книгой (Гладк.). 4. Наклонившись к окну, По-

ляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без по-

терь дело не обойдется, ибо уклониться от боя мы не

сможем (Степ.). 6. Бойченко подошел к старушке и по-

КЛ...НИЛСЯ ей поясным поклоном (Ант.).

Корень лаг лож-

П р а в и л о. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож-

пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.

И с к л ю ч е н и е: полог (по смыслу уже не связывается с

корнем лаг лож-).

 

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол...гаю также неуместным вникать в настоящие

причины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им

доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливо-

стью, краткостью и ясностью изложения (Писемск.).

3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушитель-

ном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Ев-

ропы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можно

только предпол...жительно (Купр.). 5. Ниже, в ста шагах

от него, расположилась батарея и зеленые ящики

(А. И. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без

основных слагаемых — сырья, топлива и воды (Пауст.).

7. Пленного ул...жили на траву возле озерка (Казак.).

8. Матросы нал...жили временные заплаты на пробойны

(Пере.).

 

Корень мак мок-»

П р а в и л о. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих

значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); ко-

рень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах)

со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

 

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану (Г.).

2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м...кает

в эту соль очищенный картофель (Д. Т.). 3. Мухов просу-

шил промокательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы

очень скоро БЫМ...КЛИ до последней нитки (Аре.). 5. Чай

впитывает запахи, как пром...кашка чернила (Шуст-).

6. На нем кожаная фуражка, синее непромокаемое паль-

то (Кат.). 1. Профессор завинтил ручку и пром...кнул

зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображаю-

щим танк (Доброе.).

Корень плав плов плыв-

П р а в и л о. В корне плав- гласный а может быть ударяемым

и безударным (ср.: плавать — плавучий). Корень плов- содержит-

ся в словах пловец и пловчиха, корень плыв- в слове плывуны.

 

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва

пошевеливая пл...вниками, большие, темные, издыха-

ющие рыбы (Купр.).2. Мы ставим большой ПОПЛ...БОК с

флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыб-

ное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к

тому, чтобы лишить судно пл...вучести (Нов.-Пр.). 4. В

одном месте было много ПЛ...ВНИКОБОГО леса, прине-

сенного сюда во время наводнения (Аре.). 5. Пл...вунная

гуща смягчила падение {Леон.). 6. Непроницаемая тьма

Ш1...ВЦОВ отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые

жуки-пл...вунцы ныряют в воде и нападают на стаи маль-

ков (Пауст.).

 

Корень равн—- ровн-

П р а в и л о. Корень равн- имеется в словах со значением

«равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень

роен- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сров-

нять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять

(сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выров-

ненный (сделанный ровным).

 

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р...внял! (Я.). 2. Широкие тени

ходят по р...внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич

подстриг волосы, подр...внял и укоротил бороду (Бун.).

4. Закончив раскопки, мы зар...вняли канавки, выры-

тые в фанзе (С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор...вняла

славой дружной семьи от великих до малых все народы

свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр...в-

ненном поле аэродрома (Лид.). 1. Роты без взаимного

сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Пере.). 8. Они

были р...весники, жили на одной улице, в школе сидели

за одной партой (Горб.). 9. На речке, сравнявшейся от

весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. По-

р...внявцщсъ с избой Семена, девушки замедлили шаг и

стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы

р...вняли катками большую, на два километра длиной,

площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж.).

 

Корень рост /юс-

Прав и л о. В корне рост- — рос- пишется в перед после-

дующим сочетанием cm (также перед щ), в остальных случаях

пишется о (ср.: расти — наращение — выросший).

И с к л ю ч е н и я: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток,

ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cm).

 

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1, Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз,

а смеряешь — прир...щение самое ничтожное (Гарш.).

2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла

в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют

зар...сли тростников е длинными листьями (Аре.). 4. Не-

легко выр...стать плодовое дерево: много оно требует

труда и забот (Эренб.). 5. Алексей забрался в густую

пор...ель молодого сосняка, присел под деревом {По-

лев.). 6. Одинокая кривая береза р...сла на откосе (Ант.).

Корень скак скоч- ' <

 

П р а в и л о. В безударном корне скак скоч- перед «г

пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.

 

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Скажите, кто из вас согласен ск...кать за дочерью

моей? (П.). 2. Дениска хотел показать, что он может про-

ск...кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.).

3. Варавка в два прыжка подск...чил к нему (М. Г.).

4. Подскакали всадники с факелами, соек,..чили на-

земь (А. Н. Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце тата-

рин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша БСК...ЧИЛ на ноги

и побежал догонять демонстрантов. Переск...чил ров

(Горб.). 7. Из-за рощи ВЫСК...ЧИЛ грузовик с пустыми сна-

рядными ящиками (Сим.).

Корень твар твор-

Правило. В корне твар твор- под ударением пишется

гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.:

тварь — творчество — творить).

И с к л ю ч е н и е: утварь.

 

Упражнение 15. Образуйте приставочные глаголы от глагола

творить.

Корни бер вир-, дер дир-, мер мир-,

пер- — пир-, ntcp- — тир-

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше

следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать,

стирать); в противном случае пишется е (беру, деру, умереть,

запереть, стереть).

 

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сердце ее сильно билось и зам...рало (П.). 2. Засе-

ку, кричит бывало, зад...рудо смерти! (Григ.). 3. Ст...ра-

ла одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье

(Ч.). 4. Николай кончил говорить, снял очки, вытер их,

посмотрел на свет и стал выт...рать снова (М. Г.).

5. Товарищи относились к нему с невольным почтени-

ем, более сильные не смели его зад...рать (Верес.). 6. Один

за другим стали собираться в чум заспанные тунгусы

(Шишк.). 7. Можно было ждать — соб...рется дождь (Фед.).

8. У опушки дремлют кони, подл...рая боком ель (Исак.).

9. Определив состав косяков, начали подб...рать к ним

табунщиков (Кож.). 10. Стояла она, оп...раясь на палку

(Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не

то ручейки пота, — она не от...рала их (Горб.). 12. Она

стояла у новой машины и тщательно прот...рала ее

(Рыб.).

Корни блеет блист-, жег жиг-,

стел стил-, чет чит-

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше

следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать),

в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить,

вычет).

И с к л ю ч е н и я: сочетание, сочетать.

 

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

- 1. Лучи полдневного солнца приж...гают грибные

шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды

и стала, охая и прич...тая, обмывать лицо Рыбина (М: Г.),

3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно

кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.).

4. Вода забл...стела, как расплавленный металл (Шишк.).

5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст...лая сол-

нце (Коч.). 6. Парк уже бл...стал чинным порядком (Фед.).

1. Впереди расст...лалась ставропольская степь в радуге

летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл...снуло с пронзи-

тельным визгом (Пауст.).

Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин

П р а в и л о. В указанных корнях им и ин пишутся, если

дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—по-

нимать, начать—начинать, примять — приминать).

 

Упражнение 18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Закл...наю вас всем, что есть святого на свете, —

скажите мне правду! (Т.). 2. И это обхождение стола и

пож...мание рук всем присутствующим показалось ему

нынче особенно неприятным и смешным (Л. Т.). 3. Ан-

тонио стал подробно и занимательно рассказывать об

американских борцах (Купр.). 4. Форма горы отчасти на-

пом...нает колпак4 какими покрывают домашние чай-

ники (И. Андроников).

 

Упражнение 19 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися

гласными в корнях.

I. Сквозь волнистые туманы проб...рается луна (П.).

2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или

жаркое перег...рело, или вода не бл...стит, как хрусталь

(Гонч.). 3. Картина была чудесная: около огней дрожало

и как будто зам...рало, уп...раясь в темноту, круглое

красноватое отражение (Т.). 4. Молодые деревья р...ели

очень тесно, ничей топор еще не к...снулся до их строй-

ных стволов (Т.). 5. И голод и холод выносит, всегда терпе-

лива, р...вна (Н.). 6. Костоправ попался плохой, ср...стал

ногу небрежно (С.-Щ.). 1. Все почтительно прекл...нили

головы (Дост.). 8. Гости Анны Павловны долго еще го-

ворили о положении отечества и делали различные

предпол...жения об исходе сражения, которое на днях

должно было быть дано (Л. Т.). 9. Мы с Павлом при-

б...рали мастерскую, а вечером меня заставляли рас-

т...рать краски (М. Г.). 10. Наружность [артиста] сначала

как будто невыразительная, ничего не говорящая, но

всегда готовая претвориться в самый неожиданный

сказочный образ (Купр.). 11. На р...внине заг...рались

огоньки, скользили по каналам (А. Н. Т.). 12. Мастер-

ство и сердце — вот два равновеликих слагаемых, кото-

рые в своем соч....тащш и создали живопись Репина

(К. Чук.). 13. Здесь скопилось много гш...вучего льда (Аре.).

14. Ольга Николаевна обм...кнула ручку в чернильницу

и сделала надпись на фотографии (Лид.). 15. Как раз в

это время на луговину, где г...рел костер, БЫСК...ЧИЛ

из-за барака игривый жеребец (Кож.). 16. Я скомандо-

вал: «Р...вняйсь! Ползунов, подр...вняй ряды!» (А. Бек).

17. Алексей по ходу изложения его мыслей тут же де-

монстрировал листы ватмана с чертежами и схемами

(Аж.). 18. Заг...релась над степью з...ря, на траве засвер-

кала роса (И. Суриков).

 

Упражнение 20 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку, потом сверьте написанное с напечатанным. Подчеркните

чередующиеся гласные в корнях.

Утренняя заря разгорается. Скоро луч солнца кос-

нется верхушек деревьев и позолотит блестящее зерка-

ло озера. В багряном пламени развевается флаг над лаге-

рем.П

о зову горниста юные обитатели лагеря поднима-

ются, аккуратно застилают свои постели, собираются

на спортивной площадке и готовятся к зарядке. По ко-

манде «Равняйсь!» ребята как бы замирают, и зарядка

начинается. В воздухе мелькают загорелые руки, корот-

ко стриженные головы ритмично наклоняются, а кон-

чики пальцев рук касаются земли.

После зарядки дети врассыпную бегут к озеру, ог-

лашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умею-

щие плавать, купаются у самого берега, а умелые плов-

цы добираются до плавучего плота с шалашом, но, ус-

лышав запрещение вожатого, нехотя возвращаются.

После купания рекомендуется растереться полотен-

цем: обтирание укрепляет и закаляет тело. А какой ап-

петит развивается после купания! Каким необычайно

вкусным кажется печеный картофель, но особенно вкус-

ны оладьи, если макать их в сметану.

После завтрака следует потрудиться на открытом

воздухе: выровнять и посыпать песком дорожки роскош-

ного цветника, чтобы они не промокали от выпадаю-

щих довольно часто дождей. Надо прополоть клумбы,

представляющие собой причудливые, искусные соче-

тания всевозможных цветов. Можно отправиться на

опытный участок, где юннатами выращены овощи, ко-

торые раньше не росли на песчаной почве лагеря, а

теперь произрастают с большим успехом. Юные огород-

ники увлекаются огородничеством и собираются посвя-

тить себя любимому делу в зрелом возрасте.

На высоком уровне проходят в лагере и спортивные

состязания. Отдых и труд здесь разумно сочетаются.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал