Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении
Упражнение 263. Объясните знаки препинания в тексте. Александр Васильевич Суворов происходил из не- богатого дворянского рода. Родился он и вырос в поме- стье Кончанском (бывшая Новгородская губерния). По воспоминаниям родственников, мальчик не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! Но, к досаде родителей, ребенок рано пристрастился к воен- ным наукам. Разумеется, этому отчасти способствовали увлекательные рассказы о Петре I отца, его гостей и просто случайных посетителей. Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македон- ского, Ганнибала, Юлия Цезаря — и в мечтах неоднок- ратно видел себя на бранном поле. В его детской появ- ляются военные предметы и все относящееся к военно- му делу: планы сражений, географические карты, гло- бусы. В целях тренировки он приучает себя вставать на рассвете, купается до заморозков, часами (кто из знав- ших его мог бы этому поверить?) остается на морозе в легкой одежде. Ни уговоры, ни убеждения, ни угрозы родителей — ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Настойчиво и прямолинейно он продолжал гото- вить себя к суровой походной жизни, но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот, все, казалось, готовы были отгово- рить Ъго от бессмысленных мечтаний (так некоторые из родных называли его планы). Но мальчик был-непоколебим и, по-видимому, с исключительным упорством добивался своего. Родите- ли наконец уступили. Александр был приписан в рядо- вые Семеновского полка. С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального рус- ского полководца.
Упражнение 264. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Мудрец — этот сапер Ефремов! И в какую беду по- пал, да выбрался. Однажды (это было, кажется, в начале октября 1943 года) намечалось наше наступление на Н-ском направ- лении. Погода была ненастная, осенняя: шел дождь, и перестал, и вновь пошел. Наша часть стояла на опушке дремучего соснового леса, а по ту сторону, как сооб- щил один перебежчик, расположились враги. Этот ни- кому не знакомый лес, таившиеся в нем опасности, окружавшая нас таинственность — все заставляло быть настороже. Каждый звук: шорох птицы, шелест упав- шего листа, шепот ветвей — казался громким, застав- лял опасливо вздрагивать. Пошел Ефремов с братишками-саперами по лесной дороге отнести мины. Устал, конечно, и отставать на- чал. Вдруг откуда ни возьмись — немец-автоматчик. Не оробел бы Ефремов — не трусливого десятка, — да обе руки минами заняты. Ну, быть беде! И действительно, стукнул его немец прикладом по голове. Упал бедняга и сознание потерял. Долго, должно быть, лежал он без памяти, но очнулся наконец. Стоит над ним немец, Дуло прямо в лоб наводит и ругается. Наверное, дорогу тре- бует указать. Встал Ефремов (кому не дорога жизнь?), зашатался и повел немца. Водил, водил и привел, стало быть, к глубокой канаве с водой. Тут и пенек, к счастью, ока- зался. Присел сапер и знаками просит у немца закурить. Немец — автомат за спину и ну в карманах спички ша- рить. Тут-то наш сапер свою смышленость и премудрость и выказал. Раз, два! Теперь автомат у сапера, а фриц — в воде по горло и руки глупо вверх поднял. Хорошего языка доставил Ефремов в штаб своей части.
Упражнение 265. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Иван- Сергеевич Тургенев — один из талантливей- ших писателей-романистов, классиков русской литера- туры. Родился он в городе Орле, славящемся своими жи- вописными окрестностями. Отец Тургенева до женить- бы был подполковником-кирасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Николаевне Лутовиновой по расчету. Когда Тургеневы поселились в имении, то помещик- самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставлял он всем окружающим: и, жене, и детям, и крепостной дворне. Мать Ивана Сергеевича, женщина грубая и власт- ная, едва ли многим уступала своему мужу в жестокос- ти и вспыльчивости. Постоянные окрики, наказания розгами, даже кнутом, надругательства над крепостной прислугой — вот что неоднократно приходилось наблю- дать будущему писателю в детстве. Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернеров-иностранцев: французов, нем- цев, швейцарцев. Все русское, по помещичьему обы- чаю, с презрением изгоняли, считая такое воспитание ни для кого из детей не подходящим. К счастью, один крепостной (память о нем всегда будет жить в истории литературы) сумел вовремя вну- шить мальчику любовь к русским писателям. Сам начет- чик, он говорил Тургеневу: «Разве можно, милый Ваня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пишут на русском Державин и Херасков?» Дальнейшее образование Тургенев получил сначала в пансионе, потом в университете. Увлекался он пре- имущественно гуманитарными науками: историей и философией, древними языками и литературой. В Берлине Тургенев близко сошелся с виднейшими представителями русской общественной мысли того времени: Грановским, Станкевичем, Бакуниным — и под их влиянием стал западником. Течение это, как из- вестно, противопоставляло себя славянофильству, или славянолюбству, и было более либеральным, а следова- тельно, более свободным от крайностей крепостниче- ства.
|