Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации
Упражнение 298. Напишите текст под диктовку, потом сверьте- написанное с напечатанным. «Евгений Онегин» есть самое задушевное произве- дение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в кото- рых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историчес- кая в полном смысле этого слова, хотя в-числе его геро- ев нет ни одного исторического лица. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представите- лем впервые пробудившегося общественного самосоз- нания: заслуга безмерная! .«Евгений Онегин» был первым национально-художе- ственным произведением. Молодой поэт понял, что вре- мя эпических поэм давно-давно прошло и что для изоб- ражения современного общества, в котором проза жиз- ни так глубоко проникла в самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпическая поэма. Он взял эту жизнь, как она есть, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и по- шлостью. И такая смелость была бы менее удивитель- ною, если бы роман затеян был в прозе; но писать по- добный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в про- зе, —такая смелость, оправданная огромным успехом, была несомненным свидетельством гениальности поэта. (По В. Г. Белинскому)
Упражнение 299. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литера- туре; но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова. Чтобы не заходить слишком далеко в старину, скажем, что родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине, а затем несколько раз встречаем их повто- рение в лучших наших литературных произведениях. В чем заключаются главные черты обломовского ха- рактера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. Умственное развитие Обломовых тоже, разумеется, направляется их внешним положением. Как в первый раз они взглянут на жизнь навыворот, так уж потом до конца дней своих не могут достигнуть разумного пони- мания своих отношений к миру и к людям. С детства укоренившееся воззрение все-таки удержится где-ни- будь в уголку и беспрестанно выглядывает оттуда, ме- шая всем новым понятиям и не допуская их уложиться на дно души. И делается в голове какой-то хаос: иной раз человеку и решимость придет сделать что-нибудь, да не знает он, что ему начать, куда обратиться. И не мудрено: нормальный человек всегда хочет толь- ко того, что может сделать; зато он немедленно и дела- ет все, что захочет. А Обломов, он не привык делать что-нибудь, следовательно, не может хорошенько оп- ределить, что он может сделать и чего нет, — следова- тельно, не может и серьезно, деятельно захотеть чего- нибудь. (По Н.А. Д о б р о л ю б о в у)
Упражнение 300. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда про- ворно выбежали две красивые девки-прислужницы. Светлица была убрана во вкусе времени, о котором живые намеки остались только в песнях да народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и бит- вы на Украине. Все было чисто вымазано цветной глиной. На сте- нах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна были ма- ленькие, с круглыми тусклыми стеклами, которые встре- чаются ныне только в старинных церквах. Вокруг окон и дверей были украшения из дерева. На полках по углам стояла разная утварь: кувшины, бутылки и фляжки зеленого и синего стекла, разные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, ту- рецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы вся- кими путями через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под обра- зами в парадном углу; широкая печь с запечьями, усту- пами и выступами, покрытая пестрыми изразцами, — все это было очень знакомо нашим двум молодцам, при- ходившим каждый год на каникулярное время. (По Н. В. Гоголю)
Упражнение 301. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Базаров с Аркадием уезжали на другой день. С утра уже все в доме приуныло: у Анфисушки посуда из рук валилась, даже Федька недоумевал и кончил тем, что снял сапоги. Василий Иванович суетился больше, чем когда-либо: он, видимо, храбрился, громко говорил и стучал ногами, но лицо его осунулось, и взгляды по- стоянно скользили мимо сына. Арина Власьевна плака- ла, она совсем растерялась и не совладала бы с собой, если бы муж рано утром целые два часа ее не уговари- вал. Когда же Базаров после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца вырвался, наконец, из удерживавших его объятий и сел в тарантас, когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, и вот уж глядеть вслед было незачем, и пыль улеглась, и Тимофеич, весь сгорбленный и шата- ясь на ходу, поплелся назад, в свою каморку, когда ста- рички остались одни в своем, тоже как будто подрях- левшем доме, — Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыль- це, опустился на стул и уронил голову на грудь. «Бро- сил, бросил нас, — залепетал он, — бросил, скучно ему стало с нами. Один, как перст, теперь один!» — повторил он несколько раз и каждый раз выносил впе- ред свою руку с отделенным указательным пальцем. (По И. С. Т у р г е н е в у)
Упражнение 302. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Стояла тяжелая июльская жара. Не остывшие после душной ночи камни улиц, домов и железо крыш отда- вали свое тепло в неподвижный воздух. Поднимавший- ся изредка ветер приносил откуда-то издалека запах масляной краски. Народу на улицах почти не было, а те, кто были, старались идти в тени домов. Только мрач- ные полицейские, уныло переминаясь, стояли посреди улиц, да конки, запряженные лошадьми, звеня, про- катывались вверх и вниз. В остроге шла усиленная работа по сдаче и приемке отправляемых арестантов. В отправлявшейся партии было семьсот шестнадцать мужчин и восемьдесят пять женщин. «Да что же это, конца не будет! — говорил конвой- ный начальник. — Откуда вы их набрали столько?» — «Ну, что стали? Подходи!» — крикнул конвойный на еще не проверенных смотрителем арестантов. В полдень за воротами послышалось бряцанье цепей, начальственные голоса, покашливание и негромкий говор большой толпы. С громом отворились ворота, и парами стали выходить арестанты, волоча связанные цепями ноги. Когда арестантов вновь пересчитали, кон- войный офицер скомандовал: «Партия, марш!» Солда- ты брякнули ружьями, арестанты, сняв шапки, стали креститься, и партия, окруженная конвойными, тро- нулась, подымая пыль закованными в цепи ногами. (По Л. Н. Толстому)
Упражнение 303. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Пехотные полки, застигнутые врасплох, выбегали из леса, и, смешиваясь друг с другом, роты уходили вразбивку беспорядочными толпами. Один солдат на ходу в испуге проговорил страшное на войне и бессмыслен- ное слово «отрезали», и вслед за тем слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе. — Обошли! Отрезали! Пропали! — кричали вполо- вину приглушенные артиллерийскими раскатами голо- са бегущих. Полковой командир в ту самую минуту, как он ус- лыхал нараставшую стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и, поза- быв про опасность и чувство самосохранения, поска- кал к полку под градом пуль. Он желал одного: исправить во что бы то ни стало ошибку, чтобы не быть виновным ему, ни в чем не за- меченному, примерному офицеру. Счастливо проскакав между французами, он под- скакал к некошеному лугу за лесом, через который бе- жали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Несмотря на отчаянный крик поравнявшегося с ними полкового командира, несмотря на его разъярен- ное, багровое от жары лицо и махание шпагой, солда- ты все бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Генерал оглянулся в отчаянии. Адъютант, с простре- ленным навылет плечом, раненный в руку, с разбегу остановил лошадь и стоял как вкопанный. На его заго- релом, обветренном лице был написан ужас. Все каза- лось потерянным. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрьь лись, и, сомкнувшись, в лесу показались русские стрел- ки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удер- жалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска ле- вого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. (По Л. Н. Т о л с т о м у)
Упражнение 304. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Метелица покинул свой отряд около четырех часов пополудни и на совесть гнал не в меру усталого жереб- ца, согнувшись над ним, как хищная птица, жестоко и весело раздувая ноздри, точно опьяненный этим беше- ным гневом. Уже совсем стемнело, когда он, пролетев как стрела 17*/2-ъерстное расстояние, выбрался нако- нец из тайги, где путаной тропой бродит зверь, и, порав- нявшись с каким-то строением, с разбегу остановил жеребца возле старого, наполовину прогнившего сарая, давно, как видно, забытого и заброшенного людьми. Он не спеша привязал лошадь, потрепав ее по кру- то изогнутой шее, и, хватаясь за рыхлые края сруба, взобрался на угол, рискуя провалиться в темную дыру. Приподнявшись на цепких ногах, стоял он в потемках, зорко вглядываясь и вслушиваясь в даль. Невидный на темно-зеленом фоне леса, он еще больше походил на хищную птицу. Перед ним лежали некошеные луга, све- жевымытые и не тронутые предыюльской жарой, а даль- ше — хмурая долина в темных рощах и стогах, зажатая двумя рядами сопок, густо черневших над краем нелас- кового звездного неба. Метелица прыгнул в седло и выехал на дорогу. Ее черные неезженые обочины едва проступали в траве. Тонкие стволы берез (о чем только они не напоминали партизану!) тихо белели во тьме. Он поднялся на бугор. Слева по-прежнему шла черная гряда сопок, изогнув- шись, как хребет гигантского зверя; шумела неширо- кая, но глубокая река. Линия сопок справа отворачива- ла в сторону, теряясь в блекло-синей мгле. Невдалеке виднелся костер. Метелица сначала решил ехать к нему. Он вынул из кобуры револьвер, готовясь к борьбе, в случае если его встретят враги. Винтовки с ним не было: должно быть, забыл второпях. «Эх, ты! — усовещивал он сам себя и чуть слышно прибавил: — Была не была — вперед! Будь начеку!» (По А. А. Фадееву)
Упражнение 305. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Чапаевская дивизия шла быстро вперед, нигде не задерживаясь, так что другие части своею медлитель- ностью разрушали общий единый план комбинирован- ного наступления. Испытанные в походах бойцы изум- ляли своей выносливостью, своей нетребовательностью, готовностью в любой час, в какой бы то ни было обста- новке и в любом состоянии принять удар. После 50-километрового похода вдруг завязался бой. Усталости как не бывало: бойцы выдерживают натиск, сами развивают наступление, идут в атаку, преследуют. Но бывало и так, что непрерывные бои и переходы за- маривали до окончательного изнеможения. Тогда на первом же привале бросались пластом и спали как мерт- вые, часто без должной охраны, разом засыпали все: и командиры, и бойцы, и караулы. По горам, по узким тропам, бродом переходя встреч- ные реки, и в дождь, и в грязь, по утренней росе и в вечерних туманах, день сытые, два — голодные, исто- щенные, раздетые и скверно обутые, часто раненные, шли они от селения к селению. С такой надежной силой, ни перед какими опаснос- тями не отступающей, нельзя было не побеждать, надо было только уметь ею управлять. Перед самой Чишмой бой настолько был серьезен, что в иных ротах осталось мало: всего тридцать—сорок человек. Даже по признанию врагов, отчаянно, вдохно- венно, жутко дрались! На броневые поезда кидались с ручными бомбами, устилали трупами весь путь, бежали за поездом-чудо- вищем, кричали «ура», бросались, как мячиками, страшными белыми бутылками. А когда появлялись броневики, цепи ложились ничком, бойцы не подыма- ли головы от земли; спасались тем, что броневик «ле- жачего не бьет». Просекал он цепи, палил; но, конеч- но, безрезультатно, а когда удирал, то не рассчитывал, чтобы за ним тоже, как за поездом броневым, бежали и в него бросали белыми бутылками. Словом, ни трудности наступления, ни сила, ни хитрость врага — ничто не могло сломить непобедимого духа дивизии. (По Д. А. Ф у р м а н о в у)
Упражнение 306. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Кто они, эти партизаны? Откуда они явились? Партизаны — плоть от плоти народа, который с бес- страшием богатыря бьется с лютым, вероломным вра- гом. Наши партизаны — наследники славных русских патриотов 1812 года, чудесных храбрецов-крестьян, дравшихся под командой поэта-бойца Дениса Давыдо- ва. Наши партизаны — дети легендарных героев граж- данской войны, которая прошагала, промчалась на ли- хих конях от берегов Днепра до берегов Великого океа- на. Наши партизаны — это патриоты-бойцы, это мсти- тели за все страдания нашей прекрасной родины, при- чиненные ей фашистскими ордами. В дни мира они, может быть, самые обыкновенные, скромные, ничем не примечательные труженики, бе- зыменные строители. Но в священных боях за родину они как будто сразу вырастают на голову. Тогда они ле- гендарные богатыри, не знающие ни страха, ни сомне- ния. Как и бойцы Красной Армии, партизаны презира- ют смерть. Для них самое важное — истреблять врагов, пресекать их кровавые планы, и потому каждым своим шагом они близят час победы, они верят в эту победу, они хотят ее. Значит, воля к борьбе и победе, вера в правоту дела — вот подлинный источник поистине ве- ликолепного их презрения к смерти. А что значит пре- зирать смерть? Презирать смерть — значит быть свобод- ным и быть гордым этой свободой! (По А. А. К а р а в а е в о й)
Упражнение 307. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Посчастливилось как-то Афанасию Зверькову, жи- телю пограничного поселка, во время охотничьей про- гулки по окрестностям Ашхабада искусным выстрелом убить горного барана. Однако при своем падении заст- реленное животное было задержано цепким кустарни- ком на самой крутизне, и настойчивому охотнику при- шлось преодолеть немало препятствий, прежде чем едва приметными путаными тропами добраться до драгоцен- ной добычи. Вознаградив себя за труды приличным завтраком, Зверьков уже собирался навьючить на себя ношу, что- бы отправиться восвояси, как вдруг слышит наверху какой-то шум, непрерывно нарастающий. Зверьков от- скочил в сторону и сделал это как раз вовремя, потому что через мгновение мимо него с бешеной быстротой промчался в пропасть громадный камень. «Не иначе, как другой баран!» — решил охотник и стал карабкаться в обход зверю. Представьте же его удивление, когда, высунув го- лову из-за прикрытия, он видит невдалеке от себя че- ловеческую фигуру, осторожно пробирающуюся от гра- ницы в глубь российской территории. — Стой! Руки вверх! — загремел голос Зверькова. Застигнутый врасплох человек беспрекословно повино- вался. По команде «вперед» арестованный тронулся в путь; сзади, в некотором расстоянии от него, с ружьем наготове следовал Зверьков. Так прошли они с полпу- ти, молча и сосредоточенно. Наконец, пленник, види- мо в отчаянии, затеял разговор, предлагая всяческие блага в обмен за свободу. - Глупец! — презрительно прервал Зверьков вкрад- чивую речь шпиона.—Не морочь мне голову! Не купишь меня ничем! Час спустя преступник был приведен на погранич- ную заставу.
|