Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественная мысль как социальный институт. Предмет, объект и функции социологии общественной мыслиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Общественная мысль является одним из интереснейших феноменов общественной жизни. Особенно важное значение гражданская мысль имеет в современном обществе. Многочисленные факты свидетельствуют, что в демократическом обществе невозможно игнорировать мысль общественности, так как она существенно влияет на ход всех социальных процессов. Гражданскую мысль иногда сравнивают с атмосферным давлением. Если специально не обращать на него внимание оно не видимо и неощутимо, но оно все равно давит, даже тогда, когда ты не задумываешься о его существовании. По словам испанского философа X. Ортеги-и-Гассета (1883-1955), " закон общественной мысли - это закон всемирного тяготения в царстве политической истории". Возрастание ее влияния на социальные отношения связанно с демократизацией жизни, повышением культурного и образовательного уровня населения, процессами глобализации и т.п. Существуют разные точки зрения относительно того, можно ли считать гражданскую мысль социальным институтом. С одной стороны, мы знаем, что социальный институт - это устойчивые виды социальных взаимодействий, которые сложились исторически, самовозобнавляются и удовлетворяют определенные социальные потребности, а гражданская мысль не является устойчивой, не является формой совместной деятельности людей и не имеет свои специфические организации, которые регулируют деятельность относительно формирования гражданской мысли. С другой стороны общественная мысль является социальной силой, которая через механизмы социального влияния, передачу норм, ценностей, традиций принимает участие в регулировании социальных отношений, поэтому по этим параметрам ее можно считать социальным институтом. Изучение общественной мысли было начато в США в XIX ст. Оно было обусловлено спросом на информацию, связанную с конкуренцией партий, прогнозированием победы на выборах определенного кандидата и т.п. Инициатива в проведении таких опросов принадлежала собственникам журналов и газет, которые благодаря этому расширяли круг своих читателей, увеличивали тиражи изданий. Они вошли в историю под названием " соломенные опросы", поскольку еще не были научными, не имели четкой методики, выборки, а потому нередко выдавали неточные прогнозы. А неудача журнала " Литерари дайджест", что, опросив по телефону 2 млн. американцев, неточно предусмотрел результаты президентских выборов, покончила с " соломенными опросами" и использовала научный подход к изучению общественной мысли. В начале XX ст. интерес к ней значительно возрос, начался новый этап в практике ее исследования, развитие которого происходило двумя направлениями. Прежде всего, это касалось теоретических основ формирования, функционирования и изучения общественной мысли. В разных странах мира стали появляться научные попытки выявить этот феномен, различить его субъект и объект, исследовать механизмы и факторы ее формирования. Сегодня солидную репутацию в международной профессиональной среде имеет Американский институт гражданской мысли, основанный в 1935 году Дж. Геллапом, который осуществляет опросы относительно политических, экономических, социальных проблем, международных, экологических и расовых вопросов, осуществляет маркетинговые исследования и исследование коммуникативного поведения населения страны.. Результаты их опубликовывают еженедельно более 100 периодических изданий, ведущие телекомпании США. Филиалы института действуют во многих странах. В Украине в последние годы начали действовать опросные центры на базе Института социологии НАН Украины, Национального университета «Киево-Могилянская академия». Авторитет имеют исследования осуществленные Центром «Социальный мониторинг», Украинским институтом социальных исследований, «СОЦИС - Геллап» (Социологическая служба в Украине «Геллап - Международный»), Фондом «Демократические инициативы», социологическими лабораториями Киевского, Днепропетровского, Харьковского, Одесского, Львовского национальных университетов. Исследованием проблем рынка и маркетинговыми исследованиями занимается Украинская маркетинговая группа, частные опрашиваемые центры. В конце XX - в нач. XXI ст. в Украине осуществляется ннституциализация гражданской мысли (становление ее как социальной институции). Это - сложный, длительный процесс, поскольку непосредственно связан с демократическими, политическими, социально-экономическими преобразованиями, нормализацией социоструктурных и социокультурных процессов в обществе. На этом поприще выделилось несколько проблем, связанных с функционированием гражданской мысли, решение которых является необходимым для ее успешной институциализации в украинском обществе. Одна из них связана с повышением образовательного уровня, компетентности, умения анализировать события. В то же время назрела необходимость в расширении круга исследования проблем, которые выражает гражданская мысль. Не менее важным является изменение отношения управленческих структур к гражданской мысли, сосредоточенность на изучении и учете ее в своей деятельности. Все это обуславливает необходимость разработки и внедрения механизмов, которые создают условия для творческого продуктивного взаимодействия гражданской мысли с властными управленческими структурами и другими социальными институциями. Анализом проблем связанных с возникновением, формированием, функционированием общественной мысли занимается специальная социологическая теория - социология общественной мысли. Социология общественной мысли - специальная социологическая теория, которая изучает сущность общественной мысли, ее структуру, функции, каналы высказывания, закономерности ее функционирования в разнообразных сферах общественной жизни, политической, экономической деятельности, социальном управлении. Предмет социологии общественной мысли - закономерности, факторы, механизмы формирования, развития, функционирование и учета оценочного отношения больших социальных групп, слоев, классов, народа вообще к актуальным проблемам действительности, которые вызовут общественный интерес. Ее объект - общественная мысль как состояние массового сознания (и как социальный институт) относительно конкретных явлений, проблем, тем, относительно которых может быть высказанная мысль общественности. Разнообразие явлений, фактов, ситуаций, процессов социальной жизни порождает разнообразие человеческих суждений. Процесс материального производства, духовная жизнь общества тоже могут быть объектом общественной мысли. В пространство его интересов попадают как явления, которые происходят в социально- экономической, политической сферах, так и проблемы образования, воспитание, здравоохранения и т.п.. Проблема объекта общественной мысли наиболее частое возникает в прикладных исследованиях, если проявляются " ножницы" между вопросами, которые интересуют населения, и вопросами, которые освещает пресса, решают органы управления. Подобные " ножницы" возникают между общественно мысленным взглядом, который удостоверяет понимание населением определенных актуальных проблем общества, и мысленным взглядом экспертов относительно них. При установлении объектов общественной мысли принимают во внимание: - общую способность суждений общественной мысли отражать социальную реальность, отображать события этой реальности; - формальные критерии, по которым определенное явление, событие, проблема становятся объектом общественной мысли: общественный интерес, целесообразность, дискуссионность, компетентность. Субъектом гражданской мысли являются общности разного уровня - от населения всей планеты или государства до отдельных общностей города и села. Выделяют общности разного типа: территориальные, демографические, демографические, профессиональные, этнонациональные. При выяснении субъекта общественной мысли необходимо различать понятие " субъект" и " выразитель" общественной мысли. Выразителями общественной мысли могут быть как отдельные индивиды (политические деятели, журналисты, писатели), так и группы людей. Носителем, субъектом общественной мысли может быть органически целостная группа людей, что дает возможность рассматривать исследуемое как целостное, относительно самостоятельное образование. То есть, идентифицируя субъекты общественной мысли, необходимо, прежде всего, обращать внимание на особенности связи между индивидами. Он может быть стабильным, неслучайным, создавая на основе общих, глубоко осознанных интересов, ценностей, социального статуса, объективных условий жизни, общей работы определенную органическую целостность (большие социальные сообщества, классы, общество, международная общественность и т.п.), или спонтанную, случайным, текучим и создавать механическую целостность (очередь, толпа, публика, социальные круги, аудитория средств массовой коммуникации). Если в первом случае речь идет об общественности, а высказанная ею мысль есть общественной, то во второй - об арифметической сумме высказываний определенных прослоек населения, которая не является общественной мысленным взором. Установление субъектов общественной мысли имеет четкий исторический контекст, который связан с разными этапами развития общества. Так, в доиндустриальных обществах субъектом общественной мысли была публика, община, общество. Ныне, устанавливая субъекты общественной мысли, следует принимать во внимание интегрирующую роль средств массовой коммуникации, которые транслируют определенные ценности, образцы социального поведения, формируют и устанавливают новые связи между людьми. На этих основах консолидируются общественные образования - субъекты общественной мысли. Их основой могут стать: этнические уклады и социальные маргиналы; добровольные объединения, в деятельности которых особую роль сыграют специализированные каналы коммуникации; миры общих интересов, вкусов и жизненных стилей, которые пользуются средствами массовой коммуникации. Органичность, целостность, стабильность этих новых субъектов общественной мысли отличают их от традиционных, но главнейшим критерием их идентификации есть общность интереса в решении определенной проблемы. Другими словами, субъектами общественной мысли могут быть как социальные образования, которые явились на основе специфических объективных условий жизни, разделения труда, так и сообщества, образованные массовой коммуникацией, идеологическими факторами и т.п. Общественная мысль - специфическое проявление массового сознания, которое выражается в оценках (вербальных и невербальных), совокупности взглядов индивидов и характеризует отношение людей к общественно значащим событиям и фактам, актуальным проблемам общественной жизни. Термин " общественная мысль" (англ. pablik opinion) впервые применил во второй половине ХШ ст. английский государственный деятель лорд Д. Солсбери для определения моральной поддержки населением страны действий парламента. Постепенно этот термин стал общепринятым. В 1265 г. когда возник английский парламент, он сразу стал местом жестокого противостояния дворянства королевской власти. Однакосам феномен гражданской мысли является одним из древнейших и появился раньше, чем понятие его обозначающее. Сама гражданская мысль формировала и утверждала традиции, нормы, обычаи, формы поощрения и наказания в первых человеческих обществах. Однако элита такого общества практически не учитывала общественной мысли при принятии решений относительно существующих проблем. Говорить о феномене «гражданской мысли» в широком смысле этого слова можно с XVIII столетия. Хотя и тогда только мысль «образованной элиты» могла воплощаться в жизнь. «Гражданская мысль была не мыслью народа, а тех политических групп, которые представляли интересы «просвещенной» буржуазии, которая боролась за власть с аристократией. «Гражданская мысль» была машиной идеологической борьбы интеллектуальной элиты и буржуазии за законность их требований в сфере политики и ослабления королевского абсолютизма. Гражданская мысль отличается от научного знания. Гражданская мысль является мыслью, убеждением, а не знанием, т.к. она не является обоснованной научно. В ее содержании кроется определенная доля неуверенности, дискуссионности, она допускает расхождение во взглядах, точках зрения. Именно поэтому общественная мысль чаще всего касается вопросов политики, экономики, права, морали, искусства. Для того чтобы описать как именно влияет гражданская мысль - сильнее или слабее в зависимости от периода времени, выделяют такие сущностные характеристики: - социальная направленность: указывает на общую качественную оценку проблемы, выражает суждения в виде «позитивно - негативно - все равно», «за - против - не определился» так и в реальном поведении; возникает лишь относительно актуальных для социального сообщества или общества проблем, ситуаций; - интенсивность распространения - показатель того, насколько сильной является гражданская мысль. Формой измерения ее интенсивности могут быть ответы респондентов типа: «полностью согласен - согласен частично - мне все равно - не согласен - полностью не согласен». - стабильность - то есть длительность времени, на протяжении которого в обществе доминирует направленность и интенсивность гражд. мысли. - информационная насыщенность, весомость, компетентность - объем знаний, которым владеют люди по данной проблеме. - степень распространения зависит от актуальности и остроты проблемы. - часто является конфликтной. - она не является арифметической суммой мыслей отдельных индивидов относительно определенных вопросов, а интегративным образованием, которое имеет исторические, временные, территориальные особенности, сложную структуру и выполняет определенные функции; - формируется вследствие высказывания группы людей, которая есть не механическим образованием, а характеризуется определенной общностью интересов, целостностью. Возникает общественная мысль в двух измерениях: 1) как оценочное суждение - речь идет о том, что общественная мысль всегда содержит оценку общественностью конкретных проблем, явлений, процессов общественной жизни, отношение к конкретным объектам действительности. Поэтому она есть совокупным оценочным суждением определенной группы людей относительно событий, явлений социальной действительности; 2) как важное социальное явление общества - в демократическом обществе она является одним из элементов принятия решений на всех уровнях управления (государственном, региональном, муниципальном и т.п.). Как и все социальные учреждения, общественная мысль превращает неблагоустроенные, случайные, стихийные социальные взаимодействия между населением и политическими, управленческими структурами в благоустроенные, продолжительные, контролируемые, то есть окультуривает это взаимодействие, оснащает ее механизмами и упроченными правилами. По мнению современного украинского социолога В. Осовского, содержание общественной мысли как социального учреждения возникает как совокупное отношение, выраженное в форме оценочного суждения между субъектами общественной мысли (общественностью) и субъектами власти по поводу оценки, содержания, способа решения определенных политических, экономических, экологической, социальной проблем. На разных этапах развития общества, в разных типах обществ в условиях разных политических режимов (тоталитарного, либерального, демократического) проявление общественной мысли как социального учреждения имеет свои особенности. Так, при тоталитарном режиме она есть бессильной, при либеральном принимается во внимание и только при демократическом правлении становится действующей силой, влияя на все процессы общественной жизни. Общественная мысль может быть использована в регулировании многих сфер жизнедеятельности общества, важнейшие среди которых - социальные процессы, отношения. К ним относится организация социального управления (изготовление, принятие и реализация управленческих решений); реализация принципов социальной политики и социальной справедливости; решение экологических проблем, организация, эколого-социального мониторинга; организация процессов функционирование трудовых коллективов и самоуправление в них; осуществление социального контроля и т.п. Экономические процессы, отношения. Их структурными элементами являются регулирование отношения население к экономическим процессам, выяснение отношения население к экономическим реформам; изучение рынка; маркетинг; исследование эффективности рекламы и т.п.. Политические процессы, отношения. Их образовывают политическая деятельность вообще; проблемы реализации демократических принципов; организация выборов и референдумов; определение рейтинга политических деятелей, политическое рекламирование и т.п.. Духовные, идеологические процессы, отношения. Эту сферу охватывают организация идеологической деятельности, пропаганды, функционирование средств массовой информации; социализация; воспитание личности. Как специальная теория, социология общественной мысли выполняет функции, связанные с исследованием социальной реальности, благодаря которым наука пополняется знаниями об общественных процессах, явлениях, формулируя на их основе рекомендации относительно решения социальных проблем общества в общем, отдельных социальных сообществ. Горизонтальное измерение общественной мысли обнаруживается в урегулировании разнообразных отношений между индивидами в социальных сообществах. Ее функции, которые исторически предшествовали развитию общественной мысли, обеспечили эволюцию человеческой цивилизации. К ним принадлежат: оценочная, критическая, диагностическая, нормативная, воспитательная функции. Оценочная функция. Связанная с оценочной погрузкой суждений об общественных явлениях, событии, процессах. Важность ее состоит в том, что деятельность человека в любой сфере сопровождается определенными оценками общественных проблем, своего места в обществе, которые соответственно влияют на ее мотивацию и поведение. Критическая функция. Состоит в отображении общественно мысленным взором наиболее актуальных проблем общества, отношение к ним разных слоев населения. Диагностическая функция. Обнаруживается в распознавании общественной мысленным взором общественных событий, явлений, процессов, эффективности работы социальных учреждений и властных структур. Нормативная функция. Состоит в способности общественной мысли вместе с другими социальными учреждениями принимать участие в нормообразующих процессах: вырабатывать, обновлять, изменять, концентрировать в себе социальные, политические, культурные, поведенческие нормы, демонстрируя их каждый новому поколению. Воспитательная функция. Сущность ее обнаруживается в воспитательном влиянии на человека, в актуализации процесса социализации личности, важным компонентом которого она с в интеграции в социальную жизнь, формировании личностных качеств индивидов. Вертикальное измерение общественной мысли. Предусматривает рассмотрение функций общественной мысли как социального учреждения, среди которых есть: экспрессивная, консультативная, функция давления на власть, директивная. Экспрессивная функция. Состоит в том, что общественная мысль всегда выражает определенную позицию относительно общественных событий, явлений, процессов, действий властных структур, оценивает и контролирует действия власти во всех сферах общественно- политического бытия. Консультативная функция. Реализует себя в рекомендациях органам власти относительно решения разнообразных общественных проблем. При этом предполагается, Что власть в самом деле требует таких советов, заинтересованная в их анализе и реализации. Функция давления на власть. Сядет промежуточное место между директивной И консультативной функциями. Суть ее в том, что общественность средствами митингов, демонстраций, забастовок совершает давление на органы управления и побудит их к принятию определенных решений. Директивная функция. Проявляет себя в изготовлении общественностью решения относительно конкретных проблем общества, которые имеют императивный, обязательный характер. Примером реализации директивной функции являются референдумы, выборы органов власти и т.п. Реализуются вертикальные функции явным образом и латентно (скрыто), касаясь вообще привлечение общественности к взаимодействию с властными структурами и ее участия в изготовлении, принятии, выполнении управленческих решений относительно социальных проблем общества. Эффективность этих функций, максимальное использование их потенциала зависят от демократичности общества, механизмов взаимодействия субъектов власти и субъектов общественной мысли, особенностей электорального поведения, авторитета общественной мысли и т.п.. 2.
|