Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
строительство железнодорожных путей на территории завода;Стр 1 из 2Следующая ⇒
Назначение вертикальной планировки городских территорий Вертикальная планировка - это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Она является обязательным и одним из важнейших мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территорий. Основное назначение вертикальной планировки городских территорий заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требованиям застройки и инженерного благоустройства территории. Вертикальная планировка территории призвана создать благоприятные условия для размещения зданий и сооружений, прокладки улиц, проездов, подземных инженерных коммуникаций и пр. Все эти мероприятия связаны с работами по срезке, подсыпке и перемещению земляных масс. Поскольку земляные работы в комплексе строительства занимают важное место, как по объему, так и по стоимости, то при вертикальной планировке стремятся более рационально использовать существующий естественный рельеф местности. Естественный рельеф, созданный природой, характеризует и определяет состояние поверхности той или иной территории. Рельеф непосредственно влияет на градостроительные решения городских территорий: начертание сети улиц, размещение жилых районов, зонирование территории и т. д. В частности, рельеф во многом определяет планировку и застройку жилых районов, микрорайонов и кварталов. Рельеф и его формы учитываются при расположении зданий и влияют на общую композицию застройки (рис. 1).
Рисунок 1 –Пример застройки в соответствие с рельефом: 1) Одесса, Потемкинская лестница, наши дни; 2) Геленджик, наши дни. Большое значение имеет рельеф при устройстве стока поверхностных (атмосферных) вод на городских территориях, а также при прокладке подземных трубопроводов. Естественный рельеф не всегда и не в полной мере удовлетворяет градостроительным требованиям, предъявляемым к территории города в целом и жилым районам в частности (рис 2). Для преобразования и приспособления рельефа к требованиям планировки, застройки и благоустройства осуществляется высотная организация, т. е. вертикальная планировка городских территорий.
Рисунок 2 –Пример застройки в соответствие с рельефом: 1) Уссурийск, ул. Тургенева, наши дни; 2) Тенерифе (Испания) – жилой квартал, наши дни. В вертикальной планировке жилых районов разрабатывается проектная поверхность территории с установлением высотных отметок и продольных уклонов по сети улиц, на их перекрестках, переломах продольного профиля и в характерных точках поверхности (рис. 3). Рисунок 3 – Нанесение проектного решения на план. Основные задачи вертикальной планировки городских территорий делятся на инженерные и архитектурно — планировочные задачи. ¾ создание рельефа, благоприятствующего размещению и строительству зданий и сооружений; ¾ обеспечение нормальных продольных уклонов городских улиц и дорог для удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов на территории города; ¾ устройство стока поверхностных вод с помощью водоотводящих открытых и закрытых систем; ¾ выполнение частных задач при проектировании и строительстве жилых районов, микрорайонов и кварталов, включая вертикальную планировку неблагоприятных территорий в виде оврагов, оползневых склонов, затопляемых и подтопляемых участков и т. п. Архитектурно – планировочные вопросы заключаются не только в создании архитектурной выразительности, а и в возведении парков, зон отдыха, а также искусственное преображение нужного рельефа. Как правило, разработке вертикальной планировки территорий городов, отдельных районов и участков предшествует вертикальная планировка сети улиц и дорог, которая устанавливает проектные (красные) отметки на линиях, ограничивающих с двух сторон в плане площадь, занимаемую улицей или дорогой, именуемые красными линиями. Вертикальная планировка прилегающей к красным линиям территории для ее застройки и благоустройства разрабатывается с обязательной привязкой к проектным (красным) отметкам, являющимися руководящими (рис. 4). Рисунок 4 – План красных линий проекта застройки поселка Горняк города Копейска
-вопросы- Вертикальная планировка территории городского микрорайона, отдельных жилых комплексов и кварталов Современное градостроительное проектирование основано на принципе планировки и застройки микрорайонов (жилых комплексов), охватывающих большую часть территории жилого района, обеспечивающую комплексное размещение жилых зданий и зданий всех видов повседневного обслуживания проживающего населения. В отличие от застройки территории мелкими образованиями в виде кварталов при проектировании микрорайонов: ¾ удается обеспечить свободное размещение всех зданий и более живописное архитектурно-планировочное решение застраиваемой территории; ¾ обеспечивается возможность большей изоляции жилых домов от улиц и дорог с большой транспортной нагрузкой; ¾ сокращается шумовое воздействие; ¾ улучшаются условия отдыха населения на прилегающей к домам территории; ¾ сокращаются работы по вертикальной планировке, т.к. производится изменение существующего рельефа лишь на участках расположения зданий, проездов и других сооружений; ¾ большая часть территории микрорайона, используемая для размещения зеленых насаждений, сохраняется в естественном рельефе с частичным изменением его лишь в отдельных случаях. Важнейший принцип вертикальной планировки территории микрорайона — максимально возможное сохранение естественного рельефа. Основополагающим для решения проектов вертикальной планировки территорий микрорайонов следует считать: ¾ правильное высотное размещение проездов, тротуаров и пешеходных дорожек, обеспечивающих удобное и безопасное движение по ним; ¾ обеспечение поверхностного стока воды с территории по лоткам микрорайонных проездов в закрытую водосточную сеть городских улиц; ¾ рациональную привязку зданий к рельефу; ¾ сокращение транспортировки избыточного грунта (из котлованов под фундаменты зданий и прокладка подземных сооружений); ¾ выразительность архитектурно-планировочного решения. Исходные материалы для разработки проектов вертикальной планировки микрорайонных территорий: ¾ проект планировки и застройки микрорайона в пределах окружающих его красных линий (генплан), ¾ проектные отметки на красных линиях, полученные в результате детальной разработки вертикальной планировки улиц, транспортных развязок и площадей, ¾ места размещения водоприемных колодцев, ¾ рельеф территории микрорайона. Эти материалы - часть строительного паспорта — исходного документа для всех видов градостроительного проектирования. Генеральный план и проект вертикальной планировки выполняют, как правило, в масштабе 1: 2000 (рис. 5, 6, 7). Рисунок 5 – Проект красных линий 3 микрорайона г. Шелехова. Рисунок 6 – Разбивочный чертеж красных линий 3 микрорайона г. Шелехова. Рисунок 7 – Схема размещения инженерных сетей и сооружений 3 микрорайона г. Шелехова. Одним из основных условий вертикальной планировки квартала или микрорайона является всемерное сохранение естественного рельефа, если он соответствует требованиям застройки и благоустройства территории. При этом сохраняется почвенный покров, имеющий большое значение для озеленения территории. Кроме того, в этом случае можно обеспечить лучшую экономику вертикальной планировки — достигнуть наименьшего объема земляных работ и благоприятного баланса земляных масс (с учетом грунта, остающегося от строительства здании, дорог и подземных коммуникаций) (рис. 8).
Рисунок 8 -1) анализ рельефа и 2)схема вертикальной планировки. Основа для проектирования вертикальной планировки микрорайонов -проектные решения вертикальной планировки пересечений, улиц и территорий, примыкающих к данному микрорайону. Все высотное решение микрорайона должно быть увязано с прилегающими территориями и проектными отметками по красным линиям, причем вертикальная планировка территории микрорайона должна решаться, по возможности таким образом, чтобы его поверхность была расположена выше красных отметок лотков примыкающих улиц (рис 9). Рисунок 9 – Схема вертикальной планировки микрорайона IV в р. п. Кольцово. При проектировании вертикальной планировки микрорайонных территорий сток дождевых и талых вод предусматривают по лоткам внутренних проездов в направлении прилегающих улиц с размещением перед тротуарами водоприемных колодцев для спуска поверхностных вод в закрытую водосточную сеть. В зависимости от существующего рельефа вертикальная планировка территории микрорайона может быть односкатной (с одной или несколькими плоскостями), двускатной или многоскатной (рис. 10). Рисунок 10 - Схемы организации поверхностного стока на микрорайонных территориях а, б - с односкатной поверхностью; в - с двухскатной поверхностью; г - с четырехскатной поверхностью; д - на пониженном участке.
Поэтому проектирование вертикальной планировки микрорайона следует начинать с решения внутренних проездов, которые при ширине проезжей части до 5, 5—6 м рекомендуется принимать с односкатным поперечным профилем. При расположении микрорайонных территорий на пониженных по отношению к улицам участках, а также при больших размерах эти территории должны оборудоваться внутренней сетью закрытых водостоков с размещением водоприемных колодцев вдоль лотков внутриквартальных проездов, пешеходных дорожек, а также на отдельных пониженных участках. При расположении микрорайонных территорий на пониженных участках по отношению к лоткам проезжих частей прилегающих улиц, в частности на косогорных участках, должны приниматься решения, исключающие возможность попадания поверхностных вод с улиц на микрорайонные территории. Для этого примыкающие к улицам микрорайонные проезды приподнимают по отношению к лоткам улиц путем установки въездных бортов, пониженных до 0, 05 м, а проездам на протяжении 20— 25 м придают уклон (10—20 0/00 в сторону улиц). Тротуары также возвышают над проезжими частями улиц (на 15 см) и придают им поперечный уклон в сторону проезжих частей. В местах примыкания микрорайонных проездов к улицам продольные уклоны проездов не должны превышать 20—30 0/00. При проектировании микрорайонных территорий оптимальные решения могут быть достигнуты только в результате комплексного решения горизонтальной и вертикальной планировки, а также благоустройства этих территорий. Малопригодные для застройки участки территории могут отводиться под озеленение. На больших по площади участках устраивают внутримикрорайонные сады или же сады и парки общего пользования. Схемы вертикальной планировки городской территории, а также территорий отдельных жилых комплексов разрабатывают методом профилей или посредством математических расчетов проектных уклонов и высотных отметок. Вертикальную планировку кварталов и микрорайонов, а также городских площадей, бульваров, скверов и других относительно малых территорий проектируют методом проектных (красных) горизонталей. Метод проектных горизонталей наиболее удобен при проектировании взаимного высотного положения и проектных отметок многих относительно мелких элементов застройки, инженерного оборудования и благоустройства современного квартала или микрорайона (проездов и бортовых камней, отметок по входам в здания, лотков для стока поверхностных вод, площадок различного назначения и т. д.). Сочетание этих многих элементов в высотном их положении образует проектный микрорельеф квартала или микрорайона (рис. 11). Рисунок 11 – Пример вертикальной планировки методом проектных горизонталей. На участках со сложным рельефом иногда предусматривают террасирование поверхности с сопряжением отдельных террасных участков с помощью откосов или подпорных стенок и устройством лестничных сходов для пешеходов. Возможны различные формы поверхности кварталов: крышеобразная с уклонами в сторону каждой из ограничивающих квартал улиц; двускатная с гребнем посередине квартала или со смещенным гребнем; односкатная с уклоном поверхности квартала в одну сторону и т. д. Однако в микрорайонах со свободной планировкой и застройкой вертикальная планировка не создает правильных форм, а поверхность территории микрорайонов определяется природными формами естественного рельефа. Микрорайонные проезды и тротуары проектируют с учетом удобства и безопасности движения по ним и обеспечения отвода поверхностных вод. Уклоны проездов и тротуаров должны быть в пределах допустимых по нормативам. При больших уклонах местности уменьшение продольных уклонов внутри квартальных проездов может достигаться путем соответствующего их трассирования или же устройства выемок и насыпей. Если на территории микрорайона расположены существующие озелененные площади с деревьями ценных пород, они по генеральному плану должны оставаться нетронутыми и использоваться в качестве микрорайонного сада (природный рельеф должен быть полностью сохранен). Горизонтальная и вертикальная планировка пешеходных дорожек должна быть выполнена с минимальным изменением существующего рельефа и с максимальным сохранением деревьев (используются геодезические планы, на которых указаны отметки отдельно растущих деревьев). Такой же принцип должен быть применен к территории, расположенной в непосредственной близости к строящимся зданиям — каждое дерево должно быть максимально возможно сохранено. При проектировании в целях благоустройства вертикальная планировка новых озелененных участков территории должна быть выполнена с учетом привязки рельефа к отметкам внутриквартальных проездов, тротуаров и пешеходных дорожек с созданием уклонов в направлении к ним для обеспечения стока поверхностных вод по лоткам вдоль них. Величина уклонов озелененных пространств должна быть минимально допустимой — 5 0/00 Продольные уклоны полос озеленения и бульваров, расположенных вдоль городских улиц, дорог и проездов, должны соответствовать принятым на этих сооружениях. В необходимых случаях полосы озеленения улиц могут быть использованы в качестве откосов в условиях неблагоприятного рельефа при размещении улиц и дорог. При этом заложение откоса должно быть не менее 1: 2. В условиях необходимости увеличения крутизны откоса до 1: 1 требуется (по нормативам) искусственное дернование откосов с устройством бетонных лотков, исключающих размыв грунта. Проектирование вертикальной планировки территории микрорайона сопровождается подсчетом объемов земляных работ с учетом излишков грунта из котлованов под здания, из траншей для подземных коммуникаций и остающегося грунта при производстве дорожных работ. Для подсчета работ составляют картограммы, показывающие не только высоту насыпей и глубину выемок в отдельных точках, но и границы распространения насыпей и выемок по территории микрорайона (рис. 12). Рисунок 12 – Картограмма земляных работ. Вертикальной планировкой устанавливают проектные отметки и проектные продольные уклоны на всех проездах квартала и микрорайона. Проектные отметки определяются на пересечениях проездов, в конечных точках тупиковых проездов, в местах изменения продольного уклона, а также в местах выхода проездов на городские улицы — на пересечении красных линий (границ улицы) и в лотках проезжих частей улиц (рис. 13). Рисунок 13 – Пример размещения проектных отметок. В поперечном сечении проезды могут быть двускатными при ширине 4, 5 м и более или односкатными в сторону здания либо от здания в зависимости от направления стока поверхностных вод, а также проектируемого рельефа (рис. 14). Рисунок 14 - Схема стока поверхностных вод. Высота бортовых камней на проездах в микрорайоне принимается от 8 до 12 см. Продольные и поперечные уклоны проездов и площадок принимаются в соответствии с их назначением. В табл. 1 приведены значения этих уклонов. Таблица 1 – Продольные и поперечные уклоны проездов и площадок.
-вопросы-
Вертикальная планировка площадок различного назначения Исходный материал для высотной привязки зданий и площадок — проект вертикальной планировки микрорайона. Однако выполненный в масштабе 1: 2000, этот проект дает возможность установления лишь предварительных отметок углов здания и уровня пола первого этажа (рис. 15). Рисунок 15 - Схема высотной привязки здания. Здесь предусматривается постановка здания на площадке в уровне, превышающем отметки красной линии, исходя из поперечного уклона прилегающей к зданию территории в сторону улицы или проезда в размере 20 0/00, а отметки пола первого этажа должны быть не выше 1, 2 м от самой низкой отметки угла здания, но не менее 0, 5 м по санитарным требованиям. Уклоны поверхности, примыкающей непосредственно к зданиям и площадкам, должны проектироваться в противоположную от них сторону к лоткам проездов с обязательным устройством вокруг каждого здания бетонной или асфальтовой отмостки шириной не менее 0, 5 м. Таким образом, при удалении проезда от здания, например на 6 м, отметка отмостки должна быть выше отметки лотка проезда не менее чем на 0, 32 м исходя из расчета высоты борта проезда 0, 15 м и поперечного уклона тротуара не менее 10 0/00. При постановке зданий на рельефе, кроме архитектурно-планировочного и композиционного решения должны обеспечиваться удобства подхода и подъезда к зданиям, а также водоотвод от них. Расположение зданий длинной стороной поперек горизонталей приводит к созданию цокольных этажей, при этом условия вертикальной планировки значительно усложняются, приходится создавать террасированные площадки с устройством откосов (рис.16).
В современном строительстве применяются типовые здания, а жилые дома бывают различной протяженности — от односекционных (башенного типа) до многосекционных. Возможность застройки территории домами различной секционности целиком и полностью зависит от характера рельефа и уклонов его поверхности. Принято считать, что перепад высоты цоколя здания по его длине, или превышение отметки пола первого этажа над отметкой отмостки, не должен превышать 1, 2 м. В противном случае потребуется вносить дополнения в конструктивную часть инженерного решения проекта, что вызовет повышение затрат. В табл. 2 приведена классификация уклонов территорий жилых районов и микрорайонов.
Таблица 2 – Классификация уклонов территорий жилых районов и микрорайонов.
Таким образом, в зависимости от уклона можно располагать на данном участке здания определенной протяженности. В зависимости от максимально допустимого уклона можно определить протяженность зданий, которые используются без изменения типового проекта. Кроме площадок для отдельных зданий или группы зданий, на территории микрорайона располагаются площадки различного назначения, и их вертикальная планировка осуществляется в зависимости от предъявляемых к ним требований (рис. 17). Рисунок 17 – Схемы высотного решения микрорайонных площадок 1 - водоразделы, 2 – направления уклонов. Для спортивных площадок (теннисные корты, баскетбольные, волейбольные и др.) требуется относительно ровная поверхность и вместе с тем необходимо придать их поверхности минимальный уклон (5—4 0/00) для стока поверхностных вод. Поэтому они должны размещаться на территориях со спокойным рельефом. В случае невозможности изыскания таких площадей минимальные уклоны достигаются террасированием с созданием вокруг них откосов или подпорных стенок. Спортивные площадки обычно устраивают с двухскатной поверхностью (реже четырехскатной) с продольным и поперечным уклонами 4-5 0/00. Учитывая малую величину уклонов, поверхность спортивных площадок следует подвергать особенно тщательной планировке и предусматривать возвышение площадок над прилегающей территорией на 0, 5 м или более для обеспечения стока поверхностных вод и быстрого высыхания площадок после дождя. Рисунок 18 – Пример устройства спортивной площадки. При проектировании на микрорайонных территориях различных площадок, газонов и других благоустроенных участков им придают уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток дождевых и талых вод в водоотводящие устройства на территории микрорайонов или прилегающих к ним улиц. Площади различного назначения на территориях микрорайона проектируют с равной формой поверхности (рис. 19). Рисунок 19 - Фрагмент вертикальной планировки площадок территории микрорайона: Для уменьшения объемов земляных работ или создания нулевого баланса земляных масс наиболее целесообразно площадку располагать в полувыемке или полунасыпи, при этом часть ее образуется срезанием грунта, а часть подсыпкой этого грунта. Площадки могут принимать характер террас, распространяющихся на значительную часть микрорайона, а в частных случаях представлять собой террасы-площадки, создаваемые лишь для отдельных зданий. Такие террасы устраивают в подпорных стенках, с лестницами и подъездами с другой стороны здания (рис. 20). Рисунок 20 – Терраса вдоль ул. Карбышева, Минск. Хозяйственные или детские площадки устраивают в большинстве случаев одно- или двухскатными с уклонами от 5 до 30 0/00. При выборе площадки под промышленные предприятия необходимо учитывать: ¾ производственно-технологические требования предприятий и размещение промышленных и жилых районов в населенном пункте; ¾ транспортное обслуживание населения этих районов; ¾ получение и доставку сырья на предприятия и реализацию готовой продукции; ¾ условия энерго- и водоснабжения, канализования; ¾ климат; ¾ уровень паводковых и грунтовых вод; ¾ рельеф территории, имеющий особенно важное значение. Размещение промышленных предприятий на участках со значительными уклонами связано с перепланировкой территории и выполнением большого объема земляных работ; ¾ транспортные связи предприятий с внешними железнодорожными, автодорожными и водными магистралями; ¾ сеть внутризаводских автомобильных дорог, а в отдельных случаях и железнодорожных путей (рис. 21).
Рисунок 21 – Примеры организации сети внутризаводских перевозок: строительство железнодорожных путей на территории завода; 2) Схема генерального плана автомобильного завода. Вертикальную планировку площадок территорий промышленных предприятий производят с учетом взаимного высотного расположения зданий и сооружений и в соответствии с требованиями технологического процесса этих предприятий, а также в привязке к имеющимся опорным точкам (отметки существующих зданий, железнодорожных путей и т.д.). При относительно спокойном рельефе с уклоном до 200/00 высотное размещение зданий и сооружений производится в уровне поверхности земли, при уклонах до 500/00 можно использовать террасирование участков с сопряжением их с рельефом откосами, а в стесненных условиях — подпорными стенками. Террасирование участков отдельно стоящих зданий и сооружений обеспечивает максимальное приближение проектной поверхности к существующему рельефу. На промплощадках с сильно пересеченным рельефом, с большим числом сооружений и транспортных коммуникаций часто приходится идти на полное изменение естественного рельефа с выравниванием его за счет производства больших объемов земляных работ. При террасированном размещении зданий и сооружений транспортная связь их с проездами, расположенными в уровне существующего рельефа, осуществляется по пандусам для въезда и спуска с продольным уклоном не более 60 0/00 исходя из пропуска по ним тяжелогрузных автомобилей, авто- и электрокаров. Проектирование вертикальной планировки дорог промышленных предприятий, проходящих вдоль цеховых зданий, заезд в которые можно осуществлять с различных сторон, необходимо производить в увязке с отметками полов первого этажа этих зданий. Это требует проектирования дорог с минимальными продольными уклонами. В ряде случаев дороги проектируют безуклонными, придавая уклоны лишь лоткам проезжих частей с созданием пилообразного профиля вдоль них. Тупиковые железнодорожные подъездные пути (ветки) проектируют в продольном профиле горизонтальными или с уклонами до 2, 5 0/00 (для отстоя состава с выключенными тормозами вагонов). Горизонтальными устраивают участки путей вдоль складов или пакгаузов, когда уровни платформ и пола склада должны совпадать с уровнем пола подходящих железнодорожных вагонов. Указанные требования усложняют вертикальную планировку территорий предприятий и отвод с нее поверхностных вод. В целях обеспечения поверхностного стока с территорий, уклоны которых менее 50/00, необходимо тщательное планирование ее поверхности и оборудование площадки развитой сетью водоприемных и водоотводящих устройств. Промышленные площадки обычно оборудуют закрытой водосточной сетью. Как временное решение может быть осуществлено устройство открытого водоотвода (с кюветами). Площадки городских площадей проектируют на относительно пологих участках местности. Продольные уклоны поверхности городских площадей не должны превышать 30 0/00, а автостоянок – не более 20 0/00. При отсутствии пологих участков для размещения городских площадей их создают путем перепланировки рельефа с возможным террасированием местности. Наилучшая обозреваемость площадей достигается при односкатной, двухскатной и четырехскатной поверхности с пониженным расположением центральной ее части. Вертикальная планировка автостоянок, парковочных мест и площадок для разворота автотранспорта решается одновременно с вертикальной планировкой прилегающих магистралей. Автомобильным стоянкам придают продольный или поперечный уклон 5-30 0/00. Верхний предел обеспечивает возможность размещения машин без опасения их движения с выключенным двигателем. Продольной уклон поверхности городских автостоянок не должен быть более 20 0/00.
-вопросы-
Вертикальная планировка территорий зеленых насаждений в городах Зеленые насаждения города в целом и его жилых районов в виде парков, садов, скверов и бульваров, внутримикрорайонных и внутриквартальных насаждений всех видов являются одним из важнейших элементов благоустройства современного города. Крупные массивы зеленых насаждений значительно влияют на общую планировочную структуру города и его жилых районов. На склонах берегов рек и больших оврагов насаждения используют для создания мест отдыха населения и с мелиоративными целями. Основными задачами вертикальной планировки территорий с зелеными насаждениями являются: ¾ создание благоприятных условий для общего архитектурно-планировочного решения проектируемой территории; ¾ сбор и удаление избыточных поверхностных вод во избежание чрезмерного увлажнения почвы, повышения уровня грунтовых вод и возможного заболачивания территории; ¾ обеспечение трассирования дорог, дорожек и аллей с уклонами, удобными для движения транспорта или пешеходов; ¾ использование имеющегося почвенного покрова путем сохранения естественного рельефа или в случае изменения естественного рельефа предварительного удаления этого покрова и последующего использования его при устройстве газонов и цветников, а также при посадке деревьев и кустарников; ¾ создание наилучших условий произрастания насаждений с исключением возможности эрозии почв (размыва, обрушения, выветривания), обеспечения сохранности влаги в почве и т. д. При вертикальной планировке этих территорий соблюдаются условия максимального сохранения имеющегося почвенного покрова и растений (рис. 22). Рисунок 22 - Максимальное сохранение природного ландшафта дарит чувство гармонии с природой. Уклоны поверхности назначают 0, 5 – 12 %. Рельеф преобразовывают в бессточных местах и на участках, примыкающих к зданиям и проездам. Отметки территорий с зелеными насаждениями «привязывают» к этим сооружениям. На значительной крутизне склонов вертикальную планировку решают террасированием. Принципы и приемы вертикальной планировки, а также объемы работ во многом зависят: ¾ от размеров территории зеленых насаждений, ¾ от назначения и использования территории. Основными элементами территорий зеленых насаждений, подвергаемых вертикальной планировке, являются: ¾ дороги и дорожки, ¾ аллеи, ¾ площади и площадки у входа перед сооружениями (кинотеатр, кафе и т.д.), видовые и другого назначения, ¾ связи между участками территории, расположенными на разной высоте (спуски, пандусы, лестницы). При сложном рельефе не исключается проектирование подпорных стенок на крутых склонах. При больших уклонах сооружаются лестницы. Наименьший уклон территорий зеленых насаждений принимается 5 0/00. Для дорожек и аллей наибольший уклон составляет 80 0/00. Озеленение внутриквартальных территорий производится с целью создания надлежащих микроклиматических и санитарно-гигиенических условий для проживания людей. При проектировании зеленых насаждений учитывают: ¾ их ветро-, пыле- и газозащитные функции; ¾ защиту от температурных, инфляционных воздействий и шума; ¾ их эстетические и композиционные функции. Следует учесть, что экологическая эффективность озеленения во многом зависит от следующих факторов: ¾ нерасчлененность зеленых массивов (компоненты озеленения должны быть непрерывными на возможно большей площади); ¾ расположение компонентов озеленения в планировочной структуре застройки; ¾ плотность зеленых насаждений; ¾ экологическая совместимость насаждений; ¾ функциональное зонирование ландшафтов. По целевому назначению компоненты внутриквартального озеленения делятся на защитные насаждения, декоративные, рекреационные, специализированные и продуктивные сады. По функциональному признаку компоненты озеленения подразделяются на насаждения общего пользования и ограниченного пользования. При наличии на территории древесно-кустарниковых насаждений вертикальная планировка не должна затрагивать участков растительности, если, конечно, эта растительность является ценной. Вертикальная планировка территорий жилых районов, микрорайонов и кварталов также не должна нарушать почвенного покрова участков, предназначенных для посадки новых насаждений всех видов. На участках с большим или меньшим перепадом отметок рельефа вертикальная планировка устанавливает высотное положение отдельных участков насаждений по принципу террасирования, а также связи между этими участками-террасами в виде спусков и подъемов с приемлемыми уклонами или с помощью лестниц, пандусов, серпантинов и т. д. При сложном рельефе и наличии террас могут применяться подпорные стенки (рис. 23).
Рисунок 23 – Применение подпорных стенок при сложном рельефе. В садах и парках для сохранения естественного рельефа существующих насаждений и верхнего почвенного покрова зеленые насаждения можно располагать с большей или меньшей разницей в высотных отметках по отношению к уровню прилегающих улиц. При этом поверхности, расположенные в разных уровнях, соединяют посредством откосов или подпорных стенок. При входе в парки и сады, скверы и на бульвары, расположенные выше прилегающих улиц или площадей, устраивают ступени или лестницы, огражденные подпорными стенками. Ступени устраивают также при вертикальной планировке сквера или бульвара террасами с перепадами по высоте (рис. 24).
Рисунок 24 – Пример использования ступеней и лестниц в парках. При проектировании парков, садов и скверов вертикальная планировка территорий зеленых насаждений должна способствовать выявлению природного ландшафта, помогая сохранять, а в некоторых случаях и усиливать его живописность, внося контрастность в рельеф территории в сочетании с созданием архитектурных декоративных групп насаждений. На городских улицах, расположенных на косогоре, с большим перепадом в отметках красных линий, проезжие части и тротуары располагают на разных уровнях. Разницу в высотном положении сторон улицы маскируют бульваром, который служит связующим звеном между разделенными проезжими частями (рис.25).
Рисунок 25 – Разница в высотном положении сторон улиу, замаскированная бульваром. Между верхней и нижней террасами проектируют откос с травянистым покровом. Подъем и спуск по откосу осуществляют с помощью лестниц (рис. 26).
Рисунок 26 – Пример откоса с травянистым покровом и лестницей для подъема и спуска. -вопросы- Вертикальная планировка участков городской территории в сложных рельефных условиях Освоение территории со сложным рельефом может осуществляться: ¾ в условиях его сохранения с небольшими изменениями ¾ или радикальной перепланировкой поверхности, что связано с большими расходами (особенно при наличии трудноразрабатываемых грунтов). Поэтому оно должно обосновываться технико-экономическими расчетами. Коренные изменения рельефа в большинстве случаев не вызываются необходимостью. Практика показывает, что при правильной планировке территорий, постановке зданий, проложении внутриквартальных дорог и тротуаров, размещении зеленых насаждений возможно освоение самых сложных территорий без существенных изменений рельефа (рис. 27).
Рисунок 27 - примеры планировки микрорайонных участков на сложном рельефе с незначительной перепланировкой. Условия размещения зданий зависят от их типа, планировки проездов, пешеходных дорожек или тротуаров, размещения спортивных, хозяйственных и других площадок, ориентации зданий по странам света и прочих факторов. Наименьшие затраты по перепланировке рельефа достигаются при постановке большинства зданий длинной стороной под небольшим углом по отношении к горизонталям. Так как такое решение не всегда осуществимо, то участки со сложным рельефом целесообразно застраивать зданиями небольшого протяжения со свободной ориентацией по отношению к странам света, что дает возможность размещать их в плане применительно к различному рельефу (рис 28). Рисунок 28 – Пример размещения зданий на больших склонах. Здания, имеющие цокольные этажи и особенно значительную протяженность, целесообразно размещать под таким углом к горизонталям, чтобы величина перепада рельефа на протяжении участков здания с одинаковыми отметками пола первого этажа не превысила 1 — 1, 5 м, а продольный уклон располагаемых вдоль здания тротуаров не превышал 40—50 0/00. Применение типовых зданий, предназначенных в основном для условий равнинной местности, возможно при уклонах не более 100/00. Если уклоны выше указанных, то полностью исключается застройка типовыми зданиями и предусматриваются здания, предназначенные для условий сложного рельефа, или здания, которые могут быть приспособлены к этим условиям (рис. 29). Рисунок 29 – Такие дома целесообразно располагать на крутых, но невысоких склонах. На пересеченном рельефе рекомендуется применение односекционных зданий башенного типа и зданий на столбах. Размещение подобных зданий в направлении горизонталей позволяет использовать пространства под ними для стоянки автомобилей и для других целей. На крутых склонах здания можно размещать с террасированием или без террасирования территорий. Террасированию сопутствуют большие объемы земляных работ и значительные затраты, но этот вариант позволяет размещать на террасах различные виды типовых зданий и создает благоприятные условия для устройства проездов, тротуаров, размещения автомобильных стоянок и т.д. Односекционные дома башенного типа возможны в условиях сложного рельефа как при террасном, так и при бес- террасном приемах застройки. При размещении многосекционных зданий на крутых склонах целесообразно смещение отдельных их секций по вертикали или применение домов ступенчатого типа (рис 30). Рисунок 30 - Концепция многофункционального жилого комплекса в р-не ул. Давыдова в г. Владивостоке. Планировка внутримикрорайонных проездов должна обеспечить удобство подъезда ко всем зданиям, а также безопасность движения. Пешеходные дорожки и тротуары проектируют с учетом обеспечения удобства и безопасности пешеходного движения внутри микрорайона, а также подхода к ближайшим улицам и остановкам общественного транспорта. Если уклоны дорожек и тротуаров превышают допустимые (60—80 0/00), то должны быть устроены лестничные сходы. Отдельные террасные участки сопрягают между собой путем устройства откосов или подпорных стенок. Откосы засевают травой или одерновывают. В целях исключения размыва вдоль откосов с нагорной стороны устраивают лотки для приема поверхностных вод и отвода их в водосточную сеть. Поэтому на участках с незначительными уклонами или на горизонтальных участках (например, на набережных) пилообразный профиль проектируют только вдоль водоотводящих лотков, а продольный уклон по оси проезжей части сохраняют равным существующему уклону местности или даже горизонтальным. При этом поверхности проезжей части придают переменные поперечные уклоны на площади шириной до 1 — 1, 5 м, приближенной к лоткам проезжей части, где транспорт движется на малых скоростях у остановок. Создание пилообразного продольного профиля по лоткам улиц и проездов достигается за счет изменения высоты борта, причем наименьшая его высота устанавливается на гребне-участках с незначительными уклонами или на водоразделе продольного профиля лотка, а наибольшая в месте сбора поверхностных вод, где устраивается водоприемный колодец. Этот метод требует устройства закрытой сети водостоков, что необходимо по санитарным соображениям предусматривать во всех населенных местах рис. 31). Рисунок 31 - Вертикальная планировка проезжей части с пилообразным продольным профилем по лоткам: а — поперечный профиль; 6 — продольный профиль; в — план с горизонталями; 1 — поверхность борта (горизонтальная); 2 — уровень оси проезжей части; 3 — профиль по лотку; 4 — водоприемные колодцы (решетки) В пониженных местах лотков предусмотрена установка водоприемных решеток. При проектировании вертикальной планировки с пилообразным профилем значительно сокращается свободный пробег воды по лоткам проезжей части. Его незначительное увеличение может быть достигнуто за счет увеличения разности высоты бортов. К категории сложных для проектирования вертикальной планировки относятся также территории, подлежащие реконструкции при наличии на них опорных (существующих) объектов, расположение которых в плане и по высоте ограничивает, а иногда предопределяет планировочное решение. ¾ При проектировании вертикальной планировки необходимо учитывать: отметки у отдельных зданий и сооружений, которые следует сохранять (отметки мостов, тоннелей, входов в здания); ¾ отметки, изменить которые можно лишь в допустимых пределах (высотные отметки поверхностей над некоторыми подземными сооружениями, если глубина этих сооружений является минимально допустимой, могут быть только повышены); ¾ Отметки тротуаров вдоль зданий при наличии оконных приямков подвальных и полуподвальных помещений повышать не следует, но возможно некоторое их понижение в зависимости от глубины заложения фундаментов зданий. Если выполнить вышеуказанные условия невозможно, то приходится прибегать к сложным дорогостоящим планировочным решениям или реконструктивным мероприятиям: освобождений подвальных помещений, переустройству входов в здания, встраиванию внутренних лестниц, перекладке подземных сетей и т.д. Следует по возможности их избегать и найти такое решение горизонтальной и вертикальной планировки, при котором все опорные сооружения были бы сохранены. В ряде случаев прибегают к террасированию территории с устройством откосов, подпорных стенок и лестниц. Откос — это простейший элемент вертикальной планировки территорий при сопряжении поверхностей с перепадом отметок. Крутизна откосов определяется в зависимости от свойств грунта, геологических и гидрогеологических условий, а также высоты откоса. В больших парках при высоких откосах (более 5 м) устраивают бермы шириной от 2 м и более. Они могут быть использованы для прогулочных пешеходных дорожек. Для предохранения от размыва поверхностными водами по верхней бровке откосов предусматривают водоотводящие устройства в виде нагорных канав или коллектора водосточной сети с водоприемными колодцами. Для отведения стекающих по откосу поверхностных вод у подошвы откосов устраивают водоотводящие лотки. Устойчивость откосов обеспечивают их укреплением, осуществляемым путем засева травами, одерновки поверхности (сплошной и в клетку), мощения камнем и т. д. Применяется также разбрызгивание битумной эмульсии по ранее посеянным травам. При откосах на берегах водоемов их укрепление осуществляется с помощью мощения откосов (одиночного или двойного), бетонных и железобетонных плит, а также плит с отверстиями, заполняемыми грунтом или растительной почвой и засеваемыми травами или цветочными многолетними растениями (рис. 32).
Рисунок 32 – Примеры укрепления откосов: 1) газонными травами; 2)мощение камнем Георешетка – это сотовая конструкция из полиэтиленовых лент, отличающимися высокой прочностью. Если растянуть георешетку в рабочем положении, то можно получить устойчивый каркас – как горизонтально, так и вертикально. При помощи этого каркаса фиксируются различные наполнители – щебень, грунт, бетон, кварцевый песок и другие (рис. 33).
Рисунок 33 – Укрепление откосов с помощью георешотки. Подпорные стенки заменяют откосы и служат для удержания в равновесии земляных масс верхней террасы планируемой территории. Высоту подпорных стенок устанавливают вертикальной планировкой территории. Форму и сечение подпорных стенок определяют расчетами усилий, воздействующих на стенки. Для подпорных стенок используют такие материалы, как каменная кладка, бетон или железобетон. Внешней поверхности подпорных стенок придают декоративный вид, например, в виде циклопической кладки при каменных подпорных стенках, вкрапливания в поверхность стенок отдельных камней, и т. д. (рис. 34).
Рисунок 34 – Примеры подпорных стенок. Применяют также прием укрепления откосов комбинированным способом: засевом трав верхней части собственно откоса и сооружением подпорной стенки в нижней его части. Подпорным стенкам придают вертикальный уклон в пределах 1: 10— 1: 12. За стенками устраивают дренаж для приема и отвода поверхностных, просачивающихся в грунт и грунтовых вод. По верхней бровке стенок устраивают лотки для перехвата поверхностных вод во избежание стекания их по поверхности стенок и загрязнения последних. При устройстве вдоль подпорных стенок дорожек поверху устанавливают ограждение (перила, решетки, парапет). Для подъема и спуска с одной террасы на другую предусматривают разрывы в подпорных стенках с устройством ступеней и лестниц.
Рисунок 35 – Примеры подпорных стенок с разрывами для устройства ступеней. В пределах крутизны до 8% можно устраивать дорожки-пандусы для пешеходного движения (рис. 36).
Рисунок 36 – Примеры дорожек-пандусов. При большей крутизне проектируют и сооружают лестничные сходы. Уклон лестниц принимают не более 1: 3. Высоту ступени принимают от 10 до 14 см; ступени могут быть различной ширины в зависимости от назначения лестницы и территории, на которой она расположена. Например, у главного входа на территорию парка устраивают парадную лестницу. В микрорайонах и кварталах лестницы устраивают для пешеходного движения в определенных направлениях. Соответственно устанавливают и ширину лестниц (рис. 37).
Рисунок 37 – Примеры лестниц в городах: 1) Митридатская лестница, г. Керчь: 2) улица-лестница, Тбилиси. -вопросы-
|