Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход урока. I.Выразительное чтение и инсценирование басен Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И
I. Выразительное чтение и инсценирование басен Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И. А. Крылова, например «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Выступление может завершиться кратким анализом басни: выделением морали, аллегорического смысла басни, краткой характеристикой персонажей. Подготовленные учениками иллюстрации оживят урок. Если на предыдущем уроке развития речи не были прочитаны басни, написанные учениками, то на уроке внеклассного чтения желающие могут представить собственные басни.
II. Литература и изобразительное искусство Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 65—66) и ответим на вопросы: — Какие басни проиллюстрировал художник Е. Рачев? В чем мораль каждой из этих басен? «Осел и Соловей». Мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей». «Волк и Ягненок». Мораль:
«У сильного всегда бессильный виноват»: Тому в истории мы тьму примеров слышим, Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят.
| «Лебедь, Щука и Рак». Мораль:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.
| Мораль в басне «Квартет» произносит Соловей:
«...А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
| III. Викторина Вопросы для викторины может подготовить учитель или инициативная группа учеников. Возможно, что два-три вопроса подготовит и напишет на отдельных листках бумаги каждый ученик.
Примеры вопросов для викторины 1) Из каких басен слова? а) «...Так поди же, попляши!» б) «...Избави Бог и нас от этаких судей». в) «...Слона-то я и не приметил». г) «...Сильнее кошки зверя нет!»
2) Из каких басен мораль? а) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, За дело просто взяться.
б) Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица, Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться.
в) Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей льзя молвить, не греша, Что в дружбе все они едва ль не одинаки: Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!
г) Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
3) Из каких басен эти герои? а) Слон, овцы, волки. б) Крестьянин, Дерево, Змея. в) Мужик, гуси, прохожий. г) Собака, Лев, Волк, Лиса.
Ответы 1) а) «Стрекоза и Муравей»; б) «Осел и Соловей»; в) «Любопытный»; г) «Мышь и Крыса». 2) а) «Ларчик»; б) «Синица»; в) «Собачья дружба»; г) «Петух и Жемчужное зерно». 3) а) «Слон на воеводстве»; б) «Дерево»; в) «Гуси»; г) «Лев на ловле».
Домашнее задание Повторить басню (для тех, кто еще не прочитал басню наизусть).
В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»
Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.
Ход урока
I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества Чтение и составление плана статьи По статье учебника (с. 67—68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности. Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием. Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости. II. Жуковский-сказочник Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78—79) дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой. III. «Спящая царевна» Выразительное чтение Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут. — Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды? Словарная работа — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов. Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно. Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава. Дотоле — до сих пор, до этого времени. Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь. Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин. Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица. Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна. Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли. Ланиты — щеки. Домашнее задание Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника (с. 79—80).
|