Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция представлений.
Основы современного понимания прав человека заложены в XVII – XVIII веках в произведениях известных авторов времен просвещения Джона Локка, Шарля Луи Монтескье, Жана-Жака Руссо и др. Естественность прав означала принадлежность их к человеческому роду. Неотчуждаемость прав человека понималось как неотрывность этих прав от человека, а священность этих прав рассматривалась как великое уважение к правам человека, как самая большая его ценность. Впервые концепция прав человека достигла систематичного юридического изложения в Декларации независимости Соединенных Штатов в 1776 г. (в ней был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции). Эта Декларация была положена в основу Конституции США, которая является одной из самых демократичных с широкими гражданскими свободами и правами, которая открыла путь к ускоренному развитию рыночных отношений. Первые десять поправок к Конституции США, известные как Билль о правах США, расширили перечень законодательно закрепленных прав и свобод. В 1789г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, в которой отразились «естественные и священные права человека и гражданина». В ней изложены естественные и неотъемлемые права человека, обеспечения свободы, собственности, безопасности и сопротивлению угнетению, о презумпции невиновности и другие права. В 1864 году представители шестнадцати европейских стран и нескольких американских штатов собрались на конференцию в Женеве по приглашению Швейцарского федерального совета по инициативе Женевского комитета. Эта дипломатическая конференция проводилась с целью принятия конвенции о солдатах, получивших ранения на войне. Основные принципы, изложенные в этой Конвенции и сохранившиеся в последующих Женевских конвенциях, наложили обязательство обеспечивать без дискриминации заботу о раненых и больных военных и уважение к медицинским транспортным средствам и оборудованию, на которые должен быть нанесён хорошо заметный символ красного креста на белом фоне. В апреле 1945 года делегаты из 50 стран собрались на конференцию в Сан-Франциско. Целью этой конференции было формирование международного органа для защиты мира и предотвращения войн в будущем. Идеалы этой организации были изложены в преамбуле предлагаемого устава: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе». Устав новой Организации Объединённых Наций вступил в силу 24 октября 1945 года, и с тех пор каждый год этот день отмечается как День ООН. В 1948 году новая Комиссия ООН по правам человека создала документ, который стал Всеобщей декларацией прав человека. Элеонора Рузвельт, которая являлась вдохновителем её создания, назвала Декларацию «Великой хартией вольностей для всего человечества». Этот документ был официально принят ООН 10 декабря 1948 года. В преамбуле и первой статье Декларации недвусмысленно провозглашается неотъемлемость прав человека для всех людей Земли: «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества… создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей… Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Страны, входящие в Организацию Объединённых Наций, дали клятву работать вместе, чтобы способствовать реализации тридцати статей о правах человека, которые впервые в истории были собраны и представлены в виде единого документа. Как следствие, многие из этих прав в различных формах в настоящее время являются частью конституционных законов демократических стран. Можно сказать, что в середине ХХ века идея прав человека приобрела новый характер благодаря поднятию ее на конституционный уровень. Правда, не все конституции базировались на теории естественного права. Многие из них создавались на основании юридическо-позитивистского подхода понимания прав человека, что приводило к сходству права и закона, в соответствии с которым права человеку «даровались» государством (например, СССР). Естественно-правовой подход в понимании прав человека, как данных от рождения и неотчуждаемых отразился в конституциях США, Франции, Испании, Италии. Во второй половине ХХ века противостояние между естественно-правовым и позитивистским подходом смягчается. Так как права человека не закреплены в позитивном праве (законодательных актах) и усложняют осуществление государством функций их охраны и защиты.
|