Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятка для студента

Пояснительная записка к промежуточной аттестации

По дисциплине «История Отечества»

Для студентов I курса 23, 33 групп.

Составитель: Мусина О.В.

Данный экзамен выступает в качестве итогового контроля в процессе изучения курса «Истории Отечества».

Вид контроля: педагогический, самоконтроль

Методика контроля: устная (по вопросам билетов, решение проблемных заданий).

Экзаменационные билеты составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебной программы.

Форма контроля: собеседование по вопросам билетов, решение проблемных заданий.

Объект: информационная компетенция студентов в области истории Отечества, компетентность в организации коммуникаций

Критерии оценки:

Информационная компетенция:

  1. Ориентируется в содержании основных фактов по истории Отечества.
  2. Ориентируется в источниках информации.
  3. Анализирует, систематизирует, интерпретирует, полученную информацию из первоисточника.
  4. Формулирует собственные выводы, представляет информацию в виде тезисного изложения материала по вопросам билета.
  5. Применяет полученные знания для решения проблемных задач по истории.

Организация коммуникаций:

  1. Учитывает мотивацию субъектов общения, владеет общим этикетом в ситуации экзамена.
  2. Речь логична, связна, лаконична.
  3. Аргументирует ответы на поставленные вопросы.

Шкала оценки: дискрептивная, количественная

Инструментарий:

-Бланки с вопросами билетов

-Бланки с проблемными заданиями

-Оценочный лист

-Контрольная ведомость.

-Памятка для студента.

- Атласы, хрестоматии, монографии историков.

При сдаче экзамена в устной форме студент имеет возможность использовать такие виды источников как монографии историков, хрестоматии, атласы и т.д., демонстрируя тем самым умение работать с информацией. Время для подготовки к ответу: от 15 до 30 минут. При оценке ответов используется дискрептивная система оценивания. Учитывается самооценка студента. Максимальное кол-во баллов-24=100% от 24-20= «5» от 20-16= «4» от 16- 12= «3» менее 12= «2»

 

В случае неудовлетворительной оценки студент имеет возможность пересдачи экзамена.

 

Памятка для студента

Задача: проверить умения работать с информацией в области истории Отечества.

1. При сдаче экзамена вам предлагается выбрать один из билетов и одно из проблемных заданий.

2. Время, на подготовку ответа от15-30 минут.

3. Во время подготовки возможно использование таких видов исторических источников как монографии известных историков, хрестоматии, атласы и т.д.

4. Время для ответа 10-15 минут.



5. При ответе вам необходимо продемонстрировать собственный уровень осведомленности по данному вопросу и умение работать с информацией. Ответ формулируйте в виде тезисов. Аргументируйте свой ответ, ссылаясь на авторитетные источники. Четко формулируйте собственные выводы.

6. Оцените свои результаты сдачи экзамена от 0-3 баллов по критериям:

  • Ориентируюсь в содержании основных фактов по истории Отечества.
  • Ориентируюсь в источниках информации.
  • Анализирую, систематизирую, интерпретирую, полученную информацию из первоисточника.
  • Формулирую собственные выводы, представляю информацию в виде тезисного изложения материала по вопросам билета.
  • Применяю полученные знания для решения проблемных задач по истории.
  • Учитываю мотивацию субъектов общения, владею общим этикетом в ситуации экзамена.
  • Речь моя логична, связна, лаконична.
  • Аргументирую ответы на поставленные вопросы.

 

3 - критерий полностью выявлен

2- критерий выявлен недостаточно полно

1-критерий слабо выявлен

0-критерий не выявлен.

 

Литература и источники для подготовки к экзамену:

1. Древняя Русь IX-XIII вв. (Уч.-метод. пособие) Сост. Гапочка С.Н. ВГПУ; 2008, 237с.

2. История России: Люди. Нравы. События: взгляды и оценки. 1881-2005 гг. Учебное пособие. 2005, 640с.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М.2005, 592с.

4. Новейшая история России. Перестройка и переходный период. 1985-2005 (Уч. пособие) Жуков В.Ю. (СПбГАСУ; 2006, 186с.)

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник М. 2006, 528с.



6. Отечественная история России новейшего времени. 1985-2005 гг. Учебник. Отв. ред. Безбородов А.Б. РГГУ; 2007, 804с.

7. Отечественная история. (Учебное пособие) Лизогуб Г.В. Мор.ГУ; 2007, 132с.)

8. Рождение Российской империи. (Учебное пособие) Слезин А.А. и др. (ТГТУ; 2005, 96с.)

Дополнительная литература

  1. Алексеев С.П. Иван Грозный. М., 1998.
  2. Анисимов Е.В Россия без Петра: 1725-1740.1994, 496с.
  3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. 2005, 426с. М. Серия ЖЗЛ
  4. Белое движение. Исторические портреты: Л.Г.Корнилов, А.И. Деникин, П.Н.Врангель и др. Сост. А.С. Кручинин М. 2006, 446с.
  5. Борисов Н.С Иван Калита. М. Серия ЖЗЛ 1995, 304с.
  6. Борисов Н.С. Иван III. . М.Серия ЖЗЛ 2000, 644с
  7. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI веков: кн.для учащихся старших классов. М., 1993.
  8. Берия: конец карьеры. /Сост. и ред. В.Ф. Некрасова. М., 1991.
  9. Бунич Игорь Золото партии. 1994
  10. Бунич, Игорь Операция "Гроза". Кровавые игры диктаторов. М.1997, 576с.
  11. Венков А.В., Шишов А.В. Белые генералы. 1998, 416с.
  12. Вернадский Г.В. История России. Т. 1-5. Древняя Русь.1999, 448с.
  13. Российская империя. Занимательная история. (НТВ; 2009, 496с.)
  14. Гуль Ф.Б. Ледяной поход. Деникин А.И. Поход и смерть генерала Корнилова. Будберг А. Дневник. 1918-1919 годы. М., 1990.
  15. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М. 2009, 766с.
  16. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. 2009, 318с.
  17. Деникин А.И.,. Лампе А.А, Трагедия белой армии. М., 1991.
  18. Жильяр П. Император Николай II и его семья: репринтное изд. М., 1991.
  19. Звягин Ю.Ю Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории.2009, 240с.
  20. Иоффе Г. Революция и судьбы Романовых. М., 1992.
  21. Кожинов В.В.История Руси и русского слова. 1999, 480с.
  22. Карамзин Н.М История государства Российского. Том I-XII. .
  23. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М., 1990.
  24. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М., 1993.
  25. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
  26. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М., 1989.
  27. Колесник А. Мифы и правда о семье Сталина. Харьков, 1991.
  28. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
  29. Ключевский В.О Курс русской истории. (Лекции 1-86)
  30. Ключевский В.О. Исторические портреты.
  31. Кульпин Э.С. Золотая орда. (Проблемы генезиса Российского государства) 1998, 240с
  32. Ляшенко Л.М. Александр II Серия ЖЗЛ 2002, 359с.
  33. Николаевский В. История одного предателя. М., 1991
  34. Павленко Н.И Петр Первый.Серия ЖЗЛ 1975, 384с.
  35. Пашуто В.П. Александр Невский Серия ЖЗЛ. 1974, 160 с.
  36. Песков А.М. Павел I.Серия ЖЗЛ 2005, 422с.
  37. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. 2004, 448с.
  38. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.1981, 608с.
  39. Рыбаков Б.А.Язычество древней Руси.1987, 783с.
  40. Романовы. Исторические портреты. (В 2-х томах.) Под ред. А.Н. Сахарова. 1997, 862с.
  41. Соловье В.М. История российского государства в 12 томах
  42. Феофанов Ю. Бремя власти. М., 1990.
  43. Филлипс, Э.Д. Монголы. Основатели империи великих ханов. 2004, 176с.
  44. Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. В 3-х кн. М., 1992.
  45. Шубин А. 10 мифов Советской страны.2006, 416с.
  46. Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии. С.Куртуа, Н.Верт, Ж-Л Панне, А.Пачковский, К.Бартошек, Ж-Л Марголен М. 2001, 780с.
  47. Якубовский Э. Расстрел в подвале. Екатеринбург, 1998.

Краеведческая литература

1. Демидовские гнезда: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург, 2001.

2. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: пособие для учителя. Екатеринбург, 1995.

3. История Урала: ХХ в. Учеб.для общеобразовательных учеб.заведений. /Под ред. Б.В. Личмана, В.Д. Камынина. Екатеринбург, 1996.

4. История Урала Учебник под ред. И.С. Огановской Екатеринбург 2008

5. Кулагина Г.А. История Родного края: Книга по истории среднего Урала для 7-8 кл. средней школы. Свердловск, 1976.

6. На государевой дороге: культурно-исторические очерки. Екатеринбург, 2000.

7. Хрестоматия по истории Урала ХХ век. /Под ред. М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1998.

 

Периодические издания:

  1. Журнал Родина
  2. Вестник истории

Электронные ресурсы:

  1. История России Эл. Учебник 2010
  2. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010

 

Содержание экзамена:

 

1. Опишите древнюю историю славян, опираясь на воспоминания Маврикия Стратега и Максина Грека. Анализируя Повесть временных лет, раскройте проблему образования и развитая древнерусского государства. Охарактеризуйте Киевскую Русь как зону встречи 2-х цивилизаций, раскройте особенности ее геополитического расположения с опорой на картографические источники.

2. Раскройте основные этапы развития Киевской Руси, используя Повесть временных лет, Поучение Владимира Мономаха, данные исторических карт. С опорой на Русскую правду опишите особенности политической жизни, общественный и культурный быт Руси в период IX – XII в.в.

3. Опираясь на исследования В.М.Соловьева, Платонова, Рыбакова, Л.Н. Гумилева раскройте понятие феодализм. Выделите причины и последствия феодальной раздробленности на территории Руси. Укажите особенности политического устройства и экономического развития Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской боярской республики. С опорой на карту раскройте роль геополитического фактора.

4. Опишите Русь в период вторжения монголо-татарских племен. Опираясь на исследования В.О.Ключевского, В.М.Соловьева, Л.Н.Гумилева раскройте проблему Русь и Орда: иго или военный союз? Используйте во время ответа историческую карту.

5. Опишите этапы образования государства Московская Русь. Опираясь на источники раскройте особенности развития Российского централизованного государства XIV – XVI в.в.(Судебники 1449, 1550, Московь глазами иностранцев, переписка Ивана IV и А.Курбского и т.д.)

6. Опираясь на письменные и картографические источники, опишите Смутное время в истории России как кризис российской государственности. Раскройте основные задачи правления первых царей из дома Романовых, какие события и явления в жизни страны в этот период предопределили дальнейшее развитие истории. При ответе используйте: документы хрестоматии

7. Опираясь на труды отечественных историков: В.О.Ключевского, В.М.Соловьева, Н.И Павленко, Л.Н.Гумилева раскройте проблему дуализма петровских преобразований.

8. Используя тексты хрестоматии раскройте особенности социально-экономического развития России в эпоху Екатерины II.

9. Опираясь на труды отечественных историков: В.О.Ключевского, В.М.Соловьева, Н.И Павленко и др., опишите историю России начала XIX в. Как кризис крепостнической системы и общественно-политическая жизнь России.

10. Используя документы хрестоматии, данные статистических таблиц, диаграммы, историческую карту раскройте содержание буржуазных реформ в России XIX в., их значение и противоречивый характер. Прокомментируйте реакцию населения на них в стране.

11. Опишите альтернативы развития России на рубеже XIX-XX в.в., используя программные документы общественно-политических лагерей сформировавшихся в России в нач. ХХ в.

12. Опишите революционные события 1905-1907г.г. Проанализируйте текст Манифеста 17 октября 1905г. Оцените попытки установления парламентарной монархии в России.

13. Опишите программу реформирования России Столыпина. Раскройте цели, суть, методы проведения, итоги аграрной реформы. Дайте оценку личности Столыпина и ее роли в истории страны.

14. С опорой на источники хрестоматии и исторической карты опишите социально-экономическое и политическое положение России в 1917 г. Раскройте суть альтернатив общественного развития в 1917-1920г.г., опираясь на труды отечественных и зарубежных историков.

15. Раскройте понятие гражданская война. Опираясь на источники хрестоматии, выделите причины, последствия и уроки Гражданской войны в России 1918 – 1922 г.г.

16. Опишите этапы становления тоталитарного государства-общества в СССР. Опираясь на труды исследователей, раскройте «сталинизм» как исторический феномен.

17. Раскройте понятие модернизация. Опишите основные направления и этапы сталинской модернизации общества, ее итоги, противоречия 1922 – 1953 г.г. При ответе используйте документы хрестоматии и историческую карту.

18. Используя историческую карту и документы хрестоматии, раскройте основные этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Выделите причины, основные военные события, их значение; причины и значение победы СССР над фашистской Германией.

19. Опишите реформы 50-60х годов. Раскройте непоследовательность и противоречивость политического курса Н.С. Хрущева. При ответе используйте историческую карту, документы хрестоматии и мнения авторитетных историков.

20. Опишите особенности развития СССР в 70-80 годы XX века. Используя документы хрестоматии, произведения искусств, историческую карту, воспоминания родных, мнение авторитетных историков выделите свидетельства нарастания застойных тенденций в политической, экономической и духовной жизни страны.

21. Опишите политику «перестройки»: цели, задачи, направления, средства, методы, итоги. Используя мнение авторитетных историков, выскажите собственное суждение по вопросу: распад СССР: закономерность или случайность?

22. Апеллируя современными программными документами, выделите тенденции социально-экономического и политического развития современной России; раскройте одну из проблем и опишите перспективы ее разрешения.

 

Задачи:

 

1. Объясните высказывание: «правление «пришлых» династий не только типичное, но и закономерное, а в определённых ситуациях и необходимое явление». (В. Кожинов.)

2. Представьте себе, что вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий вам участок земли ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?

3. Ольга, вернувшись из Византии крещеной, не стала повсеместно внедрять христианства, как это в последствии сделал Владимир. Почему она этого не сделала? Не хотела? Тогда ради чего крестилась сама?

4. Прав ли Н. Борисов, утверждая, что «между двух гигантов-бойцов – Александром Невским и Дмитрием Донским – мрачной тенью стоит Иван Калита»?

5. Согласны ли вы с утверждением В. О. Ключевского: «Московское государство родилось на поле Куликовом, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты»?

6. Можно ли сравнить Ермака с Колумбом? Западные историки утверждают, что покорение Сибири Ермаком ничем не отличалось от экспедиций европейцев в Азию, Африку, Америку.

7. Кому В. О. Ключевский дал характеристику: «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, человеческий ум. Но обстоятельства... рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие... В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества... Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям»? О каких обстоятельствах идет речь?

8. В конце 16 века из Москвы в Сибирь был послан молодой дворянин, который должен был доставить ясак (дань которую платили народы Сибири). Это было его первое служебное поручение. Однако он вернулся назад быстрее обычного и ничего не привез. На допросе он показал, что собрал с «сибирцев» 1000 рублей денег, но по дороге его ограбили. После этих слов стало понятно, что дворянин просто пробыл какое то время в своем поместье, занимаясь хозяйством, и даже не был в Сибири. Он был наказан. Но как об этом узнали власти?

9. В 1581 году были введены «заповедные лета». В связи с этим астраханскому крестьянину Ивану Ковшу было запрещено уйти от своего феодала, хотя он собирался выплатить пожилое. Почему? Правильно ли это решение?

10. Историк Р.Г.Скрынников в очерке «Ермак Тимофеевич» писал, что, овладев Сибирью, вольные казаки задумались, что делать дальше? Отправляясь в Сибирь казаки там рассчитывали получить большую добычу. В Кашлыке в их руки попали неслыханные богатства. Ничего не мешало им вернуться на Русь обеспеченными людьми. Вместо этого казаки принимают решение, которое позднее большинству из них стоило головы, - идти дальше. Что побудило казаков пойти на этот шаг?

11. Главным содержанием опритчины стали совершенно бессмысленные убийства ради убийств. Однако самая страшная и существенная характеристика опричнины заключается в том, что и Иван 4, и его опрчники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

12. Даже враги, отдавая должное Годунову, писали, что он мог бы совершить много великих дел, если бы не помешали ему неблагоприятные обстоятельства. Какие неблагоприятные обстоятельства имеет в виду Р. Г. Скрынников?

13. Д. С. Лихачев писал: «XVII век в российской истории – век постепенного освобождения человеческой личности, разрушившего старые средневековые представления о человеке только как члене корпорации – церковной, государственной или сословной. Сознание ценности человеческой индивидуальности, развитие интереса к внутренней жизни человека – таковы были те первые проблески освобожденного сознания, которые явились знамением нового времени». Кто из деятелей России XVII века, на ваш взгляд, являлся наиболее ярким доказательством этого утверждения?

14. Попробуйте составить рассказ о реформаторе от лица солдата, царевны Софьи, боярина, крестьянина, купца, иностранца, лекаря.

15. В XVIII в. французский историограф России Левек писал: «Русским удаются фабрики и ремесла… Русские настолько даровиты, что они сравняются и превзойдут в смысле индустрии другие народы, если они когда-нибудь получат свободу». Что имел в виду Левек?

16. Декабристы называли себя «детьми 1812 г.». Как война могла повлиять на их мировоззрение?

17. Это стихотворение А. С. Пушкина посвящено одному из героев войны 1812 года. Назовите его имя и объясните свой выбор.

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчании шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуют тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

 

20. В 1822 г. А. С. Пушкин писал, что «политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян». Как вы думаете, есть ли связь между личной свободой крестьян и политической свободой в обществе?

 

21. Есть свидетельство, что Наполеон собирался отменить крепостное право в России так, как он делал это в других странах. Такой шаг обеспечивал ему на время поддержку. Почему же Наполеон не решился освободить русских.

 

 

22. Ответе на вопросы к документу:

В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности религиозного спокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни... Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения.

Н. А. Бердяев

а. Какое название в истории получил этот период?

в. Что вы знаете об авторе этого произведения?

 

23. Ответе на вопросы к документу:

Не узнать Москвы. Москва торгует... Кондитерские на каждом шагу. И целые дни до закрытия они полны народу. Полки завалены белым хлебом, калачами, французскими булками. Пирожные бесчисленными рядами устилают прилавки. Все это чудовищных цен. Но цены в Москве уже никого не пугают и сказочные, астрономические цифры миллионов (этого слова уже нет давно в Москве, оно окончательно вытеснено словом («лимон») пропускают за день блестящие кассы.

М. Булгаков «Торговый ренессанс»

а. Какой этап истории СССР описан в рассказе?

в. Назовите наиболее известные произведения М. С. Булгакова?

 

24. Ответе на вопросы к документу:

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 грамм иждивенцам и 250 грамм рабочим... да и эти 125 грамм, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог.

Г. Вишневская «Галина»

а. В каком городе прошло детство автора?

в. Что вы знаете об авторе?

25. Ответе на вопросы к документу:

Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения... Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу... Советское правительство считает, что нарушение пользования международными водами и международным воздушным пространством — это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны.

а. Какое название получило это событие?

в. Кому было адресовано послание?

 

26. Ответе на вопросы к документу:

...Улицы тогда представляли интересное зрелище: везде собирались кучками, шли горячие споры о текущем моменте, о всех событиях. Подойдешь к толпе и слушаешь... Против нашего дома был какой-то двор, вот откроешь ночью окно и слушаешь горячие споры. Сидит солдат, около него постоянно кто-нибудь — кухарки, горничные соседних домов, какая-то молодежь. В час ночи доносятся отдельные слова: большевики, меньшевики... В З часа: Милюков, большевики... В 5 часов - все то же... Белые ночи питерские теперь всегда связываются в воспоминании с этими уличными митингованиями.

а. Когда происходили эти события?

в. Что вы знаете о Н. К. Крупской?

 

27. Ответе на вопросы к документу:

Мы в колхоз пошли, товарка, —

Были юбки складками.

А теперь мы щеголяем

На заду заплатками.

Хорошо тому живется,

Кто записан в бедноту, —

Хлеб на печку подается,

Как ленивому коту.

Мы с миленком расставались

В это воскресеньице:

Меня приняли в колхоз,

Его — на выселеньеце.

а. Когда могли появиться частушки с подобным содержанием?

в. Какие события нашли в них отражение?

 

28. Ответе на вопросы к документу:

Верховное Главнокомандование Красной армии приказывает:

1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

А. Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках...

Б. Безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций...

В. Сформировать в пределах фронта от одного до трех... штрафных батальонов, куда направлять... провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной...

а. Как называется этот приказ?

в. Какие споры вызывает он у историков?

 

29. Ответе на вопросы к документу:

Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня 1962 г. розничных цен на мясомолочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации Новочеркасского электровозостроительного завода.., по снижению расценок за оплату труда рабочих...

а. Какие события за этим последовали?

в. Какое место они заняли в истории СССР?

 

30. Ответе на вопросы к документу:

...За нашими писателями не предполагается, не признается право высказывать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по-своему изъяснять социальные проблемы или исторический опыт, так глубоко выстраданный в нашей стране...

...Литература не может развиваться в категориях «пропустят — не пропустят»... Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу... не заслуживает доверия у собственного народа.

а. Когда было написано это письмо?

в. Как называли людей, несогласных, подобно автору письма.

 

31. Ответе на вопросы к документу:

Я хочу рассказать еще об одном процессе, который был очень важным для Сахарова. Его очень заботила и судьба этого человека — Мустафы Джемилева, и то дело, за которое его судят, — борьба крымскотатарского народа... В первый раз суд не состоялся... К этому времени у Мустафы уже кончался восьмой месяц голодовки протеста против незаконного возбуждения нового дела... Принудительным кормлением ему не давали умереть, но к началу суда его вес был 35 кг и физическое состояние было очень тяжелым... Присутствие Андрея Дмитриевича было большой поддержкой для него. Был момент, когда удалось приоткрыть дверь, и кто-то громко крикнул по-татарски: «Здесь сахар». Там, в Омске, против Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны первый раз была применена сила.

а. Когда происходили описываемые события?

в. Какое движение представляли А. Д. Сахаров и Е. Г. Боннэр?

 

23. О подписании какого документа идет речь?

Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и вытягивает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы... Он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку.

 

24. Говорят, что когда сложилась критическая ситуация с продовольствием под Москвой, бывший интендант царской армии сказал: «Русскую армию спасут три «С». О каких продуктах шла речь?

25. По случаю разгрома Японии И.В.Сталин в своем выступлении по радио заявил, что поражение, нанесенное Японией царской России в 1905 году, легло на нашу страну страшным пятном. «Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня. И вот этот день наступил». Такое заявление большевика Сталина явно противоречит позиции большевиков, выступивших в 1905г. за поражение России в Русско-японской войне. Почему взгляды Сталина 40-хгг. Стали полярными большевистским взглядам 1905г.?

26. Какое событие в уральской печати в годы ВОВ получило название «Броневой удар по фашизму». (Освоение производства ферросплавов в доменных печах позволило получить высокопрочный металл для танковой брони на УВЗ г.Н.Тагил).

27. Когда и в каких исторических условиях, кем мог быть составлен или подписан этот документ:

«…Даем вам слово крепкое, как гранит наших гор, что мы, оставшиеся здесь, будем достойны ваших боевых дел на фронте. Еще ярче вспыхнет слава нашего края, слава наших дел. Будет снарядов и пуль у вас достаточно. Все пошлем, все доставим родным советским войнам».

28. Поразмышляйте над тем, почему славянофил в прошлом, сторонник самобытного пути развития России, Витте как государственный деятель выступил сторонником индустриализации России по западному образцу, заявив о стремлении сделать все для того, чтобы вывести страну в разряд передовых промышленных держав.

29. Обратите внимание на следующую интересную, хотя, разумеется, и не бесспорную мысль Витте: «В России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

30. Философ Ф. Степун писал: «С убийством Столыпина даже и в консервативных кругах исчезла надежда, что власть как-нибудь справится со своей «исторической задачей». Во всем чувствовался канунный час. Всем было ясно, что Россия может быть спасена только радикальными и стремительными мерами». Выходец из крестьян Н. Окунев занес в дневник: «Настроение безнадежное, – видимо, все сознавали, что плеть обухом не перешибешь. Как было, так и будет. Должно быть, без народного вмешательства, то есть без революции, у нас обновления не будет». По словам Н. А. Бердяева, «ко времени революции старый режим совершенно разложен. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России сама пала, ее никто не защищал, она не имела союзников».

Чья позиция вам кажется более логичной? Почему?

31. «…Не будь войны, – писал Ленин в мае 1917 г., – Россия могла бы прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов. При войне это объективно невозможно. Так стоит вопрос. Так он поставлен жизнью…» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 32, с. 31.) 5. Каковы были альтернативы общественного развития России в начале 1917 г.? От чего зависела реализация той или иной альтернативы?

32. Лев Николаевич Толстой собирался написать роман о революции и революционерах, который он предполагал назвать «Нет виноватых». Как вам представляется, какой смысл мог быть вложен в это название?

33. «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», – говорил М. С. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской революции. Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы были достижения и какова цена промышленного рывка?«Общеизвестен массовый трудовой порыв миллионов строителей, рабочих, инженеров и техников, ученых и организаторов производства, его роль в успехах индустриализации огромна. В то же время надо помнить, что успехами индустриализации мы обязаны не только им. Нельзя забывать о тех, кто был направлен на те же стройки, лесоповалы, сооружения каналов в принудительном порядке. Были среди них враги Советской власти, озлобленные ею? Были. Но были и те, кто попал и под «кампанию» раскулачивания, поисков «врагов народа», кто сам без принуждения был согласен работать на индустриализацию, а оказался в числе заключенных. Прокомментируйте эти факты и дайте им оценку.

34. По мнению ученых-историков О. В. Волобуева и С. В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершенного в нашей стране «великого перелома»:

– Путь был определен в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

– Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

– Нэповский вариант был предпочтительнее.

– На рубеже 20–30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы. Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то свое?

 

36. Имеются ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В. Кондратьева: «Если в 1941-м Сталин не был готов к войне, то для меня нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и материально и морально находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к этому времени сумели бы перевооружить свою армию. Так что, думаю, разговоры о превентивном характере начавшейся войны имели основания».

37. Сравните различные точки зрения по проблеме ответственности противоборствующих сторон возникновения в условиях мира «холодной войны». Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»: «Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 %» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

38. Разгром путча в августе 1991 г., как отмечал критик Б. Саранов, «по горячим следам стали называть революцией. Сначала – великой революцией, равной по значению Октябрю 1917 г., затем – революцией упущенных возможностей, потом – революцией, которую предали, наконец, выяснилось, что революционного развития событий, к счастью, удалось избежать». В чем вы видите истоки драматических августовских событий 1991 г.? Чем объясняются столь различные политические оценки? Не кажется ли вам, что многое в историческом развитии России в ХХ веке предвосхитил А. И. Герцен в «Письмах в будущее». В частности, он писал: «Основной тон его мы можем понять теперь. Он будет принадлежать социальным идеям. Социализм разовьется во всех своих фазах до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущей, неизвестною нам революцией…

39. Э. Шеварднадзе в послесловии к книге «Мой выбор» отмечал: «Исход августовской трагедии подтвердил правильность главного моего принципа – непобедима лишь та политика, которая нравственна». Попытайтесь осознать смысл этих слов. Согласны ли вы с утверждением Эдуарда Шеварднадзе?

40. В беседе с. А. Ковалевым, опубликованной в газете «Московские новости», журналист В. Емельяненко высказал предположение, что Россия является прокаженной страной: ведь даже «ее единственный демократ изобрел водородную бомбу». Считаете ли вы правомерной подобную постановку вопроса? Размышляя, обратите внимание на следующую мысль С. Ковалева: «Демократия – не столько идеал кристальной честности, сколько право выбора».

41. В одном из своих выступлений М. С. Горбачев сказал: «Мир не был бы таким, каким мы его видим теперь, если бы не великая революция в России». Согласны ли вы с такой точкой зрения?

42. Представляется ли вам близкой к истине следующая мысль критика Б. Саранова: «Революции – это и в самом деле большое несчастье, подлинная национальная трагедия. Сомнительно только, что трагедия такого рода происходит в результате какого-то неправильного выбора, является следствием некой политической ошибки. Революции, как правило, происходят лишь в тех случаях, когда никакого иного выбора у наций уже нет». Приведите аргументы, обосновывающие вашу точку зрения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
WETH , HANDICAP HURDLE ,КЛАСС 4 , 18 БЕГУНОВ , 2 МИЛИ. | Билет 12. What is law?

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал