Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великая греческая колонизация VIII - VI вв. до н.э. Её причины и последствия.
Великая колонизация, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей (1, 5—2 млн. чел). Причины: интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли требовали расширения поля деятельности (восполнение наделов, источники сырья, рынки сбыта продукции). Социальная дифференциация греческого общества в VIII—VI вв. до н. э. + бедняки, потерявшие земли, искали участия и благосостояния на чужбине, во вновь основанных колониях + увеличение численности населения. Направления колонизации: Западное – Первой колонией, основанной греками на Западе, было поселение на острове Питекуссы и город Кумы (в Кампании), выведенные около середины VIII в. до н. э. Главная метрополия - Коринф. В основном – южная Италия и Сицилия (Сиракузы – 733г, Занкла (Мессана) – 730г, Тарент – 706г; см. карту). Вместе – «Великая Греция». Кроме того: Массалия на юге Франции, Эмпорион на испанском побережье. Северо-восточное – Милет (вывел до 100 колоний). Пропонтида – Кизик (756г) и Византия (667г), Халкедон (685г). Города Синопа (756 г. до н. э.) и Гераклея Понтийская (560 г. до н. э.) были наиболее могущественными на южном берегу Черного моря. Самыми значительными греческими колониями на Западном Причерноморье считались Истрия (657 г. до н. э.), Аполлония Понтийская, Одессос, Томы, Каллатия + Березань на рубеже VII—VI вв. до н. э., но вскоре Березанское поселение вошло в состав более крупной колонии Ольвии, основанной в первой половине VI в. до н. э. в устье Днепро-Бугского лимана. Целый ряд греческих колоний возник в древней Таврике (совр. Крым). В VI в. до н. э. около десятка разных поселений и городков появились на обеих сторонах Керченского (Пантикапей, Керчи, Фанагория, Феодосия, Тир). Южное и Юго-Восточное – слабее, т. к. финикийская конкуренция. Аль-Мина (Сирия), Навкратис и Дафны (Египет), Кирена (603 г, процветающий греческий полис). Ищут место 100 человек (гавань, земля, вода, торговля с местными), могут использовать архивы оракулов. Потом запись. Начальник выселка – ойкист (конкретно выбирает место, план и т. д.). Экономика в колониях растёт как правило быстрей, т. к. на новом месте, не давят старые родовые отношения и т.д. Последствия: Расширение ойкумены и кругозора. Развитие техники градостроительства, архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром Средиземноморья обогащали греческую культуру новыми идеями. Решение проблемы перенаселения. 7. Архаическая эпоха в Греции (VIII – VI вв.) Экономика. Развитие виноградарства и маслиноводства, это требовало больше затрат, чем хлебопашество (холмистый рельеф) + способствовало интенсификации (излишки - торговля). Аграрные отношения в Греции VIII—VI вв. до н, э. характеризуются укреплением крупного землевладения аристократии (потомков родовой знати) и разорением мелких землевладельцев, составлявших основную массу населения, что способствовало росту имущественного расслоения и усилению социальной напряженности в рождающихся греческих полисах. Ремесло отделяется от с/х, что только ускоряет рост (новые методы обработки бронзы (the best – коринфская бронза), лучше железо, керамика и т. д.). Активно строятся корабли (под торговлю). Основные типы – пентеконтеры (50 гребцов), триеры (3 ряда вёсел, 180 чел.). VIII—VI вв. до н. э. устанавливаются интенсивные связи между различными полисами, расположенными зачастую в отдаленных областях Средиземноморья, например в Сицилии или в Причерноморье, с городами Эгейского бассейна. Появляется монета. Первые монеты появились в VII в. до н. э. в Лидии и в Греции на острове Эгина, и вскоре их стали чеканить многие греческие города. Монеты – круглые кусочки серебра, определенного веса с изображением божества (совы — для богини Афины, орла, скипетра или молнии — для Зевса, треножника, лиры, лебедя — для Аполлона, трезубца — для Посейдона). Социальная дифференциация проходила в два этапа. Первый этап (VIII — первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. Она захватила значительную часть родового земельного фонда, использовала для обработки своих владений обедневших и попавших к ним в зависимость в силу разных причин (неурожай, стихийное бедствие, необходимость защиты, древние традиции помощи уважаемым членам рода и др.) сородичей, иногда применяя и рабский труд. Для закабаления своих сородичей стал использоваться механизм самого жестокого ростовщичества. С середины VII в. до н. э. начинается второй, этап социальной стратификации греческого общества, обусловленный успехами ремесленного производства и торговли, укреплением возникающих городов-полисов. Они теперь претендовали на свою долю участия в политической власти, выступали против господства консервативной земельной аристократии. С середины VII в. до н. э. политическое влияние аристократии ослабевает. К середине VII в. до н. э. роль конницы и колесниц стала падать, а все большее значение приобретает снабженная железным оружием тяжеловооруженная пехота, которая комплектовалась из средних по своему достатку земледельцев(ГОПЛИТЫ, строились фалангой), укрепление их общественного значения и возрастание политического веса. Политика: Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления. Тираны проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они поощряли занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей. К концу VI в. до н. э. тирания изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. 1. Греческая культура сформировалась на основе предпосылок гомеровского времени и заимствований с востока. 2. Алфавит. 24 буквы, как гласные, так и согласные. В основе – финикийский алфавит. 3. Литература. В Гомеровский период письменности нет. Зарождается в 8-6 вв. Сначала эпос. «Илиада» и «Одиссея». Вопрос об авторстве. Кузищин: составлены в 8 в., записаны ок. 6 в. Первое точно авторское произведения – «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Постепенно лирика субъективизируется (Архилох, Сапфо, Алкей, Анакреонт). Политическая лирика – Солон из Афин и Феогнид из Мегар. Олимпийские оды Пиндара. Басни Эзопа. 4. Архитектура. Ее расцвет связан с ростом городов. Ордерная система(дорический и ионический). Акведуки. Органичное взаимодействие с ландшафтом, пропорциональность. Храм – идеальный дом для идеального существа (бога). 5. Скульптура. Обнаженные, радостные, здоровые люди – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины(коры). 6. Театр. Только зародился и представления даются где попало. 7. Философия. Не отрицает мифологию. Просто объясняет вещи с более рациональных т.з. Поначалу философия и наука были едины – это натурофилософия. Пытаются разобраться в природе, ищут первоматерию. Фалес-отец философии. 8. Космос, ойкос и полис. Эти три понятия различаются только по масштабу, но не по сути. Космос – ойкос Зевса, как дом – ойкос человека. Понятие о подобности. 9. Судьба. Влияет в равной степени как на людей, так и на богов. Это делает богов не довлеющей силой, а образцом для подражания, пусть и не достижимым, в целом оптимистичная религия. 10. Красота. Ценится во всем (на Олимпийских играх побеждает тот, кто пробежал красивее, а а не тот, кто сделал это быстрее). Калокагатия – степень красоты и добродетели. 11. Свобода. Очень ценится. Ею эллины, по их мнению, отличались от варваров. Отсюда – ценность личности. Отсюда же – всеобщая распространенность культуры (ср. Древний Восток, где культуру воспринимали лишь верхние слои общества, остальным было до фени). 12. Религия. Боги антропоморфны и реальны. Они не так сильно довлеют над человеком, как восточные: и человек, и боги подчинены судьбе. Ничто человеческое богам не чуждо, как можно заключить из мифов: они завидуют, пьянствуют, вступают друг с другом и с людьми в брак. Боги общаются с людьми посредством оракулов (основные: храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида), Аполлона в Дидимах). Религия – богатый источник для сюжетов в искусстве. Основные источники по греческой религии: Теогония Гесиода и Илиада Гомера. 13. Религиозно-общественные праздненства. Бывают разного уровня: от общегреческих (олимпийские с 776, истмийские с 581, немейские с 573 и пифийские с 582 игры) к локально-городским (панафинеи, дионисии, элевсинские мистерии и др.) и отмечаемым только в отдельных демах отдельного полиса. Олимпийские игры и их культурное значение. Проводятся с 776 раз в 4 года раз в Олимпии (Элида), в долине р. Алфея в июле-августе по нашему календарю в честь Зевса вплоть до IV в. н.э. Постепенно религиозный смысл сошел на нет и соотв. церемонии стали восприниматься как предисловие к веселью. Каждые игры – мощный стимул для творчества. Они притягивали элиту греческого мира. Поэты получали заказы на оды, скульпторы – на скульптуры, читались новые произведения драматургов и историков, велись философские дискуссии. Священное перемирие (экехейрия). Три месяца (по др. данным – месяц) вокруг Олимпийских игр, обязательно для всех эллинов. Награды. Венки из ветвей оливы.
|