Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно сопротивляться вторжению армий, но невозможно остановить идеи, время которых пришло».






Виктор Гюго

 

Последовательница. – Вы говорите, что пророк – это тот, чьи идеи воспринял народ. Если это так, то как вы объясните факт распятия Христа? Его-то современники не поняли, не правда ли?

Наставник. – Я не богослов и не толкователь христианских текстов, однако думаю, что распятие Христа – это величайшая в истории человечества жертва, акт самопожертвования Учителя, ценою своей жизни заплатившего за Знание своих учеников, отдавшего жизнь свою, тело свое, чтобы преподнести людям – современникам и всем последующим поколениям – свой последний Урок. Этот Урок, как и слова Нагорной проповеди – «ударили тебя по левой щеке – подставь правую», – свидетельство того, что ради своих учеников, а учениками Его были и остаются все люди Земли, какую бы религию они ни исповедовали, настоящий Учитель готов на все, вплоть до превращения в учебное пособие Своего тела и всей своей жизни».

 

 

 

Согласно метафоре выдающегося немецкого ученого середины XIX века Рудольфа Вирхова, многоклеточный организм представляет собой государство, населенное гражданами – клетками.

Обратная метафора несет не менее глубокий смысл: государство, социум – это организм, состоящий из нас, людей – из своих клеток. Об этом еще в XVII веке писал автор теории общественного договора Томас Гоббс, изображая государство в виде единого существа, Левиафана, «искусственного человека», «смертного Бога». Вторя ему, веком позже Жан-Жак Руссо, мыслитель, разработавший систему управления государством, названную прямой демократией, утверждал, что живущий в стране народ представляет собой «коллективное существо», полностью растворяющее в себе индивидуальности отдельных граждан. Философ пишет: «Тот, кто берет на себя смелость дать установления какому-либо народу, должен чувствовать себя способным изменить, так сказать, человеческую природу, превратить каждого индивидуума, который сам по себе есть некое замкнутое и изолированное целое, в часть более крупного целого, от которого этот индивидуум в известном смысле получает свою жизнь и свое бытие; переиначить организм человека, дабы его укрепить; должен поставить на место физического и самостоятельного существования, которое нам всем дано природой, существование частичное и моральное. Одним словом, нужно, чтобы он отнял у человека его собственные силы и дал ему взамен другие, которые были бы для него чужими и которыми он не мог бы пользоваться без содействия других. Чем больше эти естественные силы иссякают и уничтожаются, а силы, вновь приобретенные, возрастают и укрепляются, тем более прочным и совершенным становится также и первоначальное устройство; так что, если каждый гражданин ничего собою не представляет и ничего не может сделать без всех остальных, а сила, приобретенная целым, равна сумме естественных сил всех индивидуумов или превышает эту сумму[735], то можно сказать, что законы достигли той самой высокой степени совершенства, какая только им доступна».[736]

 

«Итак, очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому». [737]

Аристотель

 

«То есть государство есть субъект. То есть не от воль человеческих зависит – быть государству или не быть. То есть существование государства объективно, и оно выше нас, оно первично по отношению к нам!» [738]

Михаил Веллер

«Ни один чиновник любого ранга – от постового милиционера до министра, от нормировщика на фабрике игрушек до члена Политбюро – и не подозревает даже, что, приступая к своим обязанностям, включается в исполнение мыслительного процесса гигантского нечеловеческого интеллекта, (…) интеллекта мрачного, аморального, всепроникающего и почти всемогущего…»

А. Лазарчук, П. Лелик, «Голем хочет жить»

 

Заметка на полях.

Позволю себе и такую многомерную метафору: мы – трехмерные тени, которые отбрасывает в наш мир ГАМАЮН, четырехмерное единое живое Надсущество.

 

Идея Надсущества носится в воздухе – об этом можно судить по тому, как все чаще и чаще она, описанная практически одними и теми же словами, встречается в принадлежащих разным авторам книгах:

«Я много раз говорил вам о высшем существе, которое руководит нашей жизнью, которое руководит нами – нашими желаниями и потребностями, нашими мыслями и страстями.

Мы что-то делаем. То, что производим, продаем, то, что имеем, продаем. Это возможно только потому, что то, что мы имеем, нужно этому высшему существу. Мы продаем только то, что им востребовано. И ему нужно, чтобы мы что-то делали – и предлагали это другим. Это есть лучшее доказательство существования высшего существа.

Земная жизнь людей конечна. Земная жизнь этого существа не имеет таких границ. Она вечна, как вечно общество. Это организм, состоящий из наших организмов, как тело из клеток. В отличие от человека он может жить вечно. Он не запрограммирован на смерть от старости. Это – общество. Оно устремлено в вечность. Этот вечный и бессмертный сверхорганизм и есть то высшее существо, о котором я говорю. Мы служим ему, как клетки служат телу.

Но каждый из нас бессмертен, все мы бессмертны только как часть единого сверхорганизма. Его мысли неисповедимы для человека, его резоны недоступны пониманию человека».[739]

 

«...я бы хотел рассказать о моей недавней беседе с одним довольно известным экологом, чье имя я сейчас называть не стану. У него есть весьма любопытная теория, согласно которой вся Земля, весь мир, так сказать, вся совокупность созданий и материи является неким сверхсуществом, возможно, тем самым окончательным, физическим воплощением бога, которое люди всегда пытались объять и представить. Сам человек, по этому определению, – как бы один из видов его клеток». [740]

Дмитрий Глуховский

 

«Мы все – части большого целого, части некого бесконечно мудрого и бесконечно могучего сверхорганизма. И мы все – заменимы. В этом наша сила». [741]

Дмитрий Глуховский


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал