Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Класс (70 часов)Стр 1 из 6Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ» Класс 5 К УЧЕБНИКУ История Древнего мира (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) Составитель: Терентьев А.Н. Гг. Пояснительная записка Рабочая программа предназначена для изучения истории в 5-9 классе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48). Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94). Изменения в программу не вносились. Программа по курсу «Всеобщая история» ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории: ü А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302 ü Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс ü А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени.7 -8 класс ü О.С. Сороко-Цюпа. Новейшая история.9 класс Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.: «Просвещение», 2011-с.31). Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Таким образом, учитывая главную цель изучения истории в основной школеопределена цель программы (согласно, Примерной программе по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – с.5): - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития развития человеческого общества в древности в аспектах социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сфер. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики классного коллектива. В классах в среднем по 25 человек, что соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (статья 10.1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.). Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение. Учитывая перечисленные особенности важно организовать продуктивную работу учащихся в парах и группах. В целом обучающиеся классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Важно учитывать, что 5-е классы являются периодом адаптации, в который обучающиеся сталкиваются с новыми для себя учебными предметами и учителями, новой социальной средой и новыми требованиям и видами учебной деятельности. Это создает значительные риски для мотивации познавательной деятельности и успешности обучения. В связи с этим необходимо значительное внимание уделять мотивации обучающихся и использовать индивидуальный подход, для того чтобы поддержать каждого обучающегося и создать ситуацию успеха в учении. Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: ü эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; ü формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., ü образование и развитие государств, их исторические формы и типы; ü история познания человеком окружающего мира и себя в мире; ü развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «История Древнего мира» изучается в качестве обязательного предмета в 5 классах в общем объеме 68 часов по 2 часа в неделю. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: ü осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; ü освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; ü осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ü понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: ü способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; ü владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; ü способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); ü готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают: ü овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; ü способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; ü умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; ü расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; ü готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; • группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: • читать историческую карту с опорой на легенду; • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • соотносить единичные исторические факты и общие явления; • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в 5 классе включает следующее: 1. Личностные УУД: - осознание своей идентичности как члена семьи, ученика, россиянина и др.; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - осознание необходимости успешной учебной деятельности и самореализации. - развитие интереса к совершенствованию учебных действий; - проявление интереса к изучению нового; - усвоение и применение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. - потребность в проявлении интеллектуальных и творческих способностей - проявление целеустремленности, креативности, трудолюбия, дисциплинированности, ответственного отношения к учению, 2. Регулятивные УДД: - умение самостоятельно организовать собственную деятельность; - умение составить план в соответствии с поставленной задачей; - выбор средства реализации поставленных целей; - умение работать по алгоритму, с памятками, правилами; - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; - умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы; - умение самостоятельно вести поиск информации; - умение работать с письменными источниками; - умение выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его; - осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности; 3. Познавательные УУД: - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные; - умение использовать знаково-символьную запись математических понятий; - освоение базовых понятий: язык и речь, речь устная и письменная, монолог и диалог, речевая ситуация, типы и стили речи, разделы науки о языке, - создание текстов разных типов; - умение понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать героев. - извлекать информацию из предоставленных источников, -умение выбирать источник информации, - объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, - выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, - определять причины и следствия важнейших исторических событий - знание основных методов научного познания и методов исследования исторических объектов и явлений; - развитие смыслового чтения: включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов - приобретение опыта самостоятельного поиска информации в предметной области; - способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире. 4. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог; - восприятие информации на слух, осмысленное чтение, адекватное восприятие; - умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение). - освоение навыков работы в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения - способность и готовность взаимодействовать с представителями другой культурной общности с учетом их речевых возможностей. - развитие интереса и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности - умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. - проявление навыков планирования своего речевого и неречевого поведения.
В качестве особенностей программы и реализуемых подходов можно отметить: · Деятельностный подход, предусматривающий освоение новых тем в процессе собственной активной учебной деятельности обучающихся; · Компетентностный подход, направленный на развитие личных компетенций обкчающихся и способность применять их в жизни; · Системно-деятельностный подход, предусматривающий развитие большого числа навыков и умений за счет разнообразия форм и методов проведения уроков, разнообразия учебных действий; · Индивидуальный подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося и организацию учебного процесса и дифференцированного домашнего задания с опорой на эти особенности. Помимо традиционных методов направленных на развитие учебных навыков (пересказ, конспект, ответы на вопросы, работа с картой), основными методами, направленными на развитие требуемых способностей и компетенций должны являться методы, формы и средства обучения соответствующие системно-деятельностному подходу, такие как: · Смысловое чтение (составление плана текста, выделение главного, выделения тезиса и примеров, выделение причин, этапов, результатов, поиск ключевых событий, направлений внутренней и внешней политики правителя и т.д.); · Метод кластеров (построение структуры общества, схемы управления); · Поисковый метод; · Проблемная лекция; · Метод кейсов; · Творческие проекты; · Исследовательские проекты; · Эссе; · Дебаты и дискуссии; · Технологии критического мышления; · Игра и соревнование; · Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. и другие.
Содержание учебного предмета «История Древнего мира» класс (70 часов)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
|