Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Класс (70 часов)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ»

Класс 5

К УЧЕБНИКУ История Древнего мира

(А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая)

Составитель: Терентьев А.Н.

Гг.

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения истории в 5-9 классе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48).

Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94). Изменения в программу не вносились.

Программа по курсу «Всеобщая история» ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории:

ü А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302

ü Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс

ü А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени.7 -8 класс

ü О.С. Сороко-Цюпа. Новейшая история.9 класс

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.: «Просвещение», 2011-с.31).

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Таким образом, учитывая главную цель изучения истории в основной школеопределена цель программы (согласно, Примерной программе по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – с.5): - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития развития человеческого общества в древности в аспектах социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сфер.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики классного коллектива. В классах в среднем по 25 человек, что соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (статья 10.1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.). Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение. Учитывая перечисленные особенности важно организовать продуктивную работу учащихся в парах и группах. В целом обучающиеся классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Важно учитывать, что 5-е классы являются периодом адаптации, в который обучающиеся сталкиваются с новыми для себя учебными предметами и учителями, новой социальной средой и новыми требованиям и видами учебной деятельности. Это создает значительные риски для мотивации познавательной деятельности и успешности обучения. В связи с этим необходимо значительное внимание уделять мотивации обучающихся и использовать индивидуальный подход, для того чтобы поддержать каждого обучающегося и создать ситуацию успеха в учении.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

ü эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

ü формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

ü образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

ü история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

ü развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «История Древнего мира» изучается в качестве обязательного предмета в 5 классах в общем объеме 68 часов по 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

ü осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

ü освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

ü осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

ü понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

ü способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

ü владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

ü способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

ü готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

ü овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

ü способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

ü умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

ü расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

ü готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в 5 классе включает следующее:

1. Личностные УУД:

- осознание своей идентичности как члена семьи, ученика, россиянина и др.;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- осознание необходимости успешной учебной деятельности и самореализации.

- развитие интереса к совершенствованию учебных действий;

- проявление интереса к изучению нового;

- усвоение и применение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

- потребность в проявлении интеллектуальных и творческих способностей

- проявление целеустремленности, креативности, трудолюбия, дисциплинированности, ответственного отношения к учению,

2. Регулятивные УДД:

- умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

- умение составить план в соответствии с поставленной задачей;

- выбор средства реализации поставленных целей;

- умение работать по алгоритму, с памятками, правилами;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

- умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы;

- умение самостоятельно вести поиск информации;

- умение работать с письменными источниками;

- умение выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности;

3. Познавательные УУД:

- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные;

- умение использовать знаково-символьную запись математических понятий;

- освоение базовых понятий: язык и речь, речь устная и письменная, монолог и диалог, речевая ситуация, типы и стили речи, разделы науки о языке,

- создание текстов разных типов;

- умение понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать героев.

- извлекать информацию из предоставленных источников,

-умение выбирать источник информации,

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,

- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений,

- определять причины и следствия важнейших исторических событий

- знание основных методов научного познания и методов исследования исторических объектов и явлений;

- развитие смыслового чтения: включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов

- приобретение опыта самостоятельного поиска информации в предметной области;

- способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог;

- восприятие информации на слух, осмысленное чтение, адекватное восприятие;

- умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).

- освоение навыков работы в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения

- способность и готовность взаимодействовать с представителями другой культурной общности с учетом их речевых возможностей.

- развитие интереса и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности

- умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

- проявление навыков планирования своего речевого и неречевого поведения.

 

В качестве особенностей программы и реализуемых подходов можно отметить:

· Деятельностный подход, предусматривающий освоение новых тем в процессе собственной активной учебной деятельности обучающихся;

· Компетентностный подход, направленный на развитие личных компетенций обкчающихся и способность применять их в жизни;

· Системно-деятельностный подход, предусматривающий развитие большого числа навыков и умений за счет разнообразия форм и методов проведения уроков, разнообразия учебных действий;

· Индивидуальный подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося и организацию учебного процесса и дифференцированного домашнего задания с опорой на эти особенности.

Помимо традиционных методов направленных на развитие учебных навыков (пересказ, конспект, ответы на вопросы, работа с картой), основными методами, направленными на развитие требуемых способностей и компетенций должны являться методы, формы и средства обучения соответствующие системно-деятельностному подходу, такие как:

· Смысловое чтение (составление плана текста, выделение главного, выделения тезиса и примеров, выделение причин, этапов, результатов, поиск ключевых событий, направлений внутренней и внешней политики правителя и т.д.);

· Метод кластеров (построение структуры общества, схемы управления);

· Поисковый метод;

· Проблемная лекция;

· Метод кейсов;

· Творческие проекты;

· Исследовательские проекты;

· Эссе;

· Дебаты и дискуссии;

· Технологии критического мышления;

· Игра и соревнование;

· Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

и другие.

 


Содержание учебного предмета «История Древнего мира»

класс (70 часов)

название раздела кол-во часов элементы содержания (основные темы) планируемые предметные результаты
всего теория практика (контрольные работы, проекты)
  Введение       1.Откуда мы знаем, как жили наши предки 2. Счет лет в истории. Историческая карта   История Древнего мира Выпускник научится: -определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.); -использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; -проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; -описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории; -раскрывать характерные, существенные черты: а)форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.)б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы); в)религиозных верований людей в древности; -объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; -давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: -давать характеристику общественного строя древних государств; -сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; -высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
  Жизнь первобытных людей       1.Первобытные собиратели и охотники 2.Первобытные земледельцы и скотоводы
  Древний Восток       1.Древний Египет 2. Западная Азия в древности 3. Индия и Китай в древности  
  Древняя Греция       1.Древнейшая Греция 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 3.Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии 4. Македонские завоевания в IV веке до н.э.  
  Древний Рим       1.Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 2.Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 3.Гражданские войны в Риме 4.Римская империя в I – е века нашей эры 5.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи  
  Резерв - 1 часа (обобщение- повторение)        

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал