Глава 9. Местное самоуправление— это одна из форм наро- довластия в Украине, сущность которой состоит в само- стоятельном решении населением вопросов местного зна-
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ
9.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Местное самоуправление — это одна из форм наро- довластия в Украине, сущность которой состоит в само- стоятельном решении населением вопросов местного зна- чения. Местное самоуправление — разновидность поли- тической, но не государственной власти. Оно признается и гарантируется Конституцией Украины, является одной из основ конституционного строя.
Местное самоуправление в Украине регулируется раз- делом XI Конституции Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Ев- ропейской хартией местного самоуправления, ратифици- рованной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким образом, в состав национального законодательства.
Принципы местного самоуправления:
1) народовластие. Как указывалось выше, местное самоуправление является формой участия населения в управлении делами местного значения;
2) законность. Территориальные громады и их орга- ны обязаны действовать в строгом соответствии с законо- дательством Украины и в пределах своих полномочий;
3) гласность. Деятельность органов местного самоуп- равления должна освещаться средствами массовой инфор- мации, быть открытой для критики и предложений;
4) коллегиальность. Органы местного самоуправления являются коллегиальными. Принимаемые ими решения носят коллективный характер;
5) сочетание местных и государственных интере- сов. Территориальные громады и их органы существуют и действуют в пределах Украинского государства. В силу этого недопустимо противопоставление интересов грома- ды и всего украинского народа. Местное самоуправление должно действовать с учетом общегосударственных про- грамм социально-экономического и культурного развития;
6) выборность. Все органы местного самоуправления избираются гражданами в соответствии с демократичес- кими принципами избирательного права Украины;
7) правовая, организационная и материальная самосто- ятельность. Местное самоуправление отделено от госу- дарства. Органы местного самоуправления имеют право принимать уставы территориальной громады, издавать об- щеобязательные правовые акты. Они имеют статус юриди- ческого лица и действуют на основе самофинансирования;
8) подотчетность и ответственность перед терри- ториальными громадами органов местного самоуправле- ния. Представительные органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны периодически отчиты- ваться перед населением о своей работе;
9) государственная поддержка и гарантия местного самоуправления. Государство поддерживает местное само- управление путем передачи ему имущества, путем финан- сирования программ социально-экономического и куль- турного развития, осуществляемых в пределах территори- альной громады;
10) судебная защита прав местного самоуправления. Нарушения прав территориальной громады, ее органов является поводом для судебного рассмотрения.
9.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада — коллектив жителей села, поселка или города.
Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:
1) непосредственно населением — путем референду- мов, выборов, собраний и сходов жителей;
2) через выборные органы, которыми являются:
—сельские, поселковые, городские советы и их испол- нительные органы;
—выборные главы органов местного самоуправления — сельские, поселковые, городские головы (председатели исполнительных органов соответствующих советов);
- выборные районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных гро- мад сел, поселков и городов.
Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе все- общего, равного, прямого избирательного права путем тай- ного голосования сроком на четыре года. На таких же условиях избираются сельские, поселковые и городские головы.
Председатель районного и председатель областного со- вета избираются соответствующим советом и возглавля- ют исполнительный аппарат рады.
Органы местного самоуправления обладают определен- ной материальной и финансовой базой своей деятельнос- ти, в которую входят:
— объекты коммунальной собственности (движимое и недвижимое имущество, земля, природные ресурсы);
— доходы местных бюджетов и внебюджетные средства. Они формируются за счет местных налогов и сборов и финансовой поддержки государства.
Компетенция органов местного самоуправления:
1) управление имуществом, находящимся в коммуналь- ной собственности;
2) утверждение программ социально-экономического и культурного развития и контроль за их выполнением;
3) утверждение бюджета соответствующих админист- ративно-территориальных единиц и контроль за их ис- полнением;
4) установление местных налогов и сборов!
5) проведение местных референдумов и реализация их результатов;
6) создание, реорганизация и ликвидация коммуналь- ных предприятий, организаций и учреждений.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные полномочия исполнительной власти. Их ис- полнение финансируется за счет Государственного бюдже- та Украины. По этим вопросам органы местного самоуп- равления подконтрольны соответствующим органам ис полнительной власти.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обяза- тельными к исполнению на соответствующей территории.
9.3. ОРГАНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Местное самоуправление имеет многообразные органи- зационно-правовые формы. В частности, наряду с местны- ми советами по инициативе жителей могут создаваться органы самоорганизации населения. Их статус определя- ется Конституцией Украины и Законом Украины «Об орга- нах самоорганизации населения» (11 июля 2001 г.).
Орган самоорганизации населения является одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения. Виды органов самоорганизации населения:
1) сельские и поселковые комитеты. Действуют в пределах территории села, поселка, если его пределы не совпадают с пределами деятельности сельского, поселко- вого совета;
2) уличные и квартальные комитеты. Действуют в пределах территории квартала, нескольких, одной или ча- сти улицы с прилегающими переулками в местах индиви- дуальной застройки;
3) комитеты микрорайонов. Действуют в пределах территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуа- тационной организации в городах;
4) домовые комитеты. Действуют в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных коо- перативов;
5) комитеты районов в городах. Действуют в преде- лах одного или нескольких районов в городе, если его гра- ницы не совпадают с границами районного в городе совета.
С инициативой о создании органа самоорганизации населения может выступить собрание (конференция) жи- телей по месту жительства, если в нем участвовало (было представлено) не менее половины жителей соответствую- щей территории, имеющих право голоса. Разрешение на создание органа самоорганизации населения предоставля- ет сельский, поселковый, городской, районный в городе со- вет. Орган самоорганизации населения обязательно дол- жен быть легализован путем регистрации (в таком слу- чае он получает статус юридического лица) или Уведомления о создании (без статуса юридического лица).
Полномочия органа самоорганизации населения мно- гообразны. К числу важнейших его собственных полно- мочий относятся:
1) право представлять интересы жителей в местном совете и местных органах исполнительной власти;
2) право вносить предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного раз- вития;
3) организовывать участие населения в мероприятиях по охране окружающей среды, памятников истории и куль- туры, по благоустройству территории;
4) осуществлять контроль за качеством жилищно-ком- мунальных услуг;
5) организовывать помощь гражданам преклонного возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, детям-сиротам;
6) содействовать органам пожарного надзора в осу- ществлении противопожарных мероприятий и правоохра- нительным органам в обеспечении общественного поряд- ка.
Кроме того, местные советы вправе передать органу са- моорганизации населения часть своих полномочий и средств, необходимых для их исполнения.
Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах (без оплаты). По решению собрания (конференции) жителей по месту жительства руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда.
|