Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
валовых показателей
Рассмотрим проблему максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном периоде, руководствуясь критерием (принципом) сопоставления валового дохода и валовых издержек. На характер сравнительного анализа накладывает отпечаток неоднородность издержек: постоянных и переменных. Специфика суммарных постоянных издержек заключается в том, что фирма несет затраты независимо от объемов производства, даже если последние равны нулю. Именно в связи с этим перед предприятием возникает проблема не только получения прибыли, но и, в определенных условиях, сокращения убытков. В зависимости от конкретно складывающейся ситуации предприятие решает задачу либо максимизации прибыли, либо минимизации убытков. 3.1 Чистая монополия Хапактепные Противоположностью совершенной конкуренции „„„_,,, р является чистая монополия (от греч. " моно" — один, полио — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия " фирма" и " от- расль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно ти- пична. Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют ре- альные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый про- дукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отне- сти к естественным монополиям., когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли- ять на нее, изменяя количество товара. Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленнос- ти), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое мо- нопольное положение, получая привилегии от правительства). Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компа- ний, как " Ксерокс", " Истман Кодак", " Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), " Сони" и т. д. Монопольное положение, закрепленное патен- том, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль мо- жет быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классичес- кий пример —• история водочной монополии в России). Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы произ- водства).. Максимизация прибыли Теперь рассмотрим проблему выбора комбинации «цена — объем выпуска», обеспечивающей достижение максимальной прибыли. Для поиска необходимой комбинации можно воспользоваться двумя методами: сравнения полных общих издержек с валовым доходом либо использования предельных величин издержек и дохода. Вычитание общих издержек из величины валового дохода позволяет определить размер экономической прибыли. Критерий «валовой доход — общие издержки» для анализа процесса максимизации прибыли графически представлен на рис. 21.2. Совокупная прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми валового дохода и общих издержек. Этот разрыв максимален при выпуске, равном 5 ед. Именно при данном объеме прибыль достигает 135 руб. (500–365). На графике она соответствует отрезку вертикальной линии между точками А и В. Надо отметить, что максимизация прибыли и максимизация дохода — это не одно и то же. Так, в интервале выпуска продукции между 5 и 8 ед. совокупный доход продолжает расти. Но поскольку совокупные издержки растут еще быстрее, то в этом интервале прибыль сокращается.
2.3 Как мы отмечали в конце предыдущей Достоинства совершенной г л а в Ы) в у с л о в и я х совершенной кон- конкуренции куренции в долгосрочном периоде со- блюдается равенство MR = МС = АС = Р (рис. 7—1). Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях со- вершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен- ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле- творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить макси- мально возможное количество продукции до тех пор, пока предель- ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда- лось купить. При этом достигается не только высокая эффектив- ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и, продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графи- чески это означает,.что кривая средних издержек только касается кривой/спроса. Если бы издержки на производство единицы про- дукций были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы, вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спро- са и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кри- вые только касаются друг друга,, что и создает ситуацию длитель- ного равновесия: ни прибыли, ни убытков. Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы зна- ем,, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют бо- лее современнре.и эффективное оборудование, третьи — более.ква- лифицированных работников, четвертые — наилучших менедже- ров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совер- шенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут.более низкими. Как же согласовать этот очевид- ный факт с положением -о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы? В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ре- сурсов получают большее вознаграждение
3.4Олигополия — это такая рыночная структура, при кото- рой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль но- вых производителей ограничен высокими барьерами. Характерные Первая характерная черта олигополии заклю- черты чается в немногочисленности фирм в отрасли. Об .: этом говорит этимология самого понятия " олигопо- лия" (греч. " oligos" — несколько, " poleo" — продаю, торгую). Обыч- но их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, на- пример, в американской сталелитейной промышленности, в произ- водстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Второй характерной чертой олигополии являются высо- кие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект" масштаба), кото- рая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь. Третьей характерной чертой олигополии является всеоб- щая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при фор- мировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Ценовая война — это цикл постепенного снижения суще- ствующего'уровня цен с целтью вытеснения конкурентов с олто- полистического рынка. 3.5В о з м о ж н Ы Дв е основные формы поведения фирм •. в условиях олигополистических структур: неко- оперативное и-кооперативное. В случае некооперативного поведе- ния каждый продавец самостоятельно решает проблему определе- ния цены и объема выпуска продукции.
Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война — это цикл постепенного снижения суще- ствующего'уровня цен с целтью вытеснения конкурентов с олто- полистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои преде- лы. Статический анализ взаимоотношения двух фирм одель урно в уСЛОВИЯХ дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801— 1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновре- менно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют " с завязан- ными глазами")- При этом возможны различные варианты.
3.6 Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий. Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.В странах Запада государство активно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, а также снизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.онцентрация рынка (англ. market dominance) определяется индексом Херфиндаля-Хиршмана который рассчитывается за такой формулой: где si — рыночная доля компании и, а N — количество всех компаний. Таким образом на рынке, где работают 2 компании, и каждая из которых имеет одинаковую рыночную судьбу в 50%, индекс Херфиндаля-Хиршмана будет равняться 0.502 + 0.502 = 1 / 2.Этот индекс может иметь значение от 0 до 10.000 (или от 0 до 1, 000). Он являет собой сумму квадратов рыночных долей всех компаний определенной отрасли, причем большее значение индекса будет означать более концентрированный рынок (следовательно меньше конкуренции и больше рисков для клиентов). Государственный департамент юстиции США определяет степень концентрированности рынка таким образом[29]: индекс имеет значение ниже 0, 1 (или 1.000) — незначительная концентрация рынкаиндекс имеет значение от 0, 1 до 0, 18 (или от 1.000 до 1.800) — средняя концентрация рынка индекс имеет значение выше 0, 18 (или 1.800) — высокая концентрация рынка.
|