Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






валовых показателей






Рассмотрим проблему максимизации прибыли и минимизации убытков

в краткосрочном периоде, руководствуясь критерием (принципом)

сопоставления валового дохода и валовых издержек. На характер

сравнительного анализа накладывает отпечаток неоднородность издержек:

постоянных и переменных. Специфика суммарных постоянных издержек

заключается в том, что фирма несет затраты независимо от объемов

производства, даже если последние равны нулю. Именно в связи с этим

перед предприятием возникает проблема не только получения прибыли, но

и, в определенных условиях, сокращения убытков. В зависимости от

конкретно складывающейся ситуации предприятие решает задачу либо

максимизации прибыли, либо минимизации убытков.

3.1 Чистая монополия

Хапактепные Противоположностью совершенной конкуренции

„„„_,,, р является чистая монополия (от греч. " моно" — один,

полио — продаю). В условиях чистой монополии

отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия " фирма" и " от-

расль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна

и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький

город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно ти-

пична.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют ре-

альные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый про-

дукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отне-

сти к естественным монополиям., когда увеличение числа фирм в

отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером

естественной монополии являются муниципальные коммунальные

службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью

над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли-

ять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры

для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от

масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленнос-

ти), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в

сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое мо-

нопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты

и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет

исключительное право контроля над своим изобретением в течение

17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компа-

ний, как " Ксерокс", " Истман Кодак", " Интернэшнл Бизнес Машин"

(IBM), " Сони" и т. д. Монопольное положение, закрепленное патен-

том, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым,

фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль мо-

жет быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США

подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты,

трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена

как частной фирме, так и государственной организации (классичес-

кий пример —• история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основой исключительное право

на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы произ-

водства).. Максимизация прибыли

Теперь рассмотрим проблему выбора комбинации «цена — объем

выпуска», обеспечивающей достижение максимальной прибыли. Для поиска

необходимой комбинации можно воспользоваться двумя методами:

сравнения полных общих издержек с валовым доходом либо использования

предельных величин издержек и дохода.

Вычитание общих издержек из величины валового дохода позволяет

определить размер экономической прибыли. Критерий «валовой доход —

общие издержки» для анализа процесса максимизации прибыли графически

представлен на рис. 21.2. Совокупная прибыль равна величине

вертикального разрыва между кривыми валового дохода и общих издержек.

Этот разрыв максимален при выпуске, равном 5 ед. Именно при данном

объеме прибыль достигает 135 руб. (500–365). На графике она соответствует

отрезку вертикальной линии между точками А и В. Надо отметить, что

максимизация прибыли и максимизация дохода — это не одно и то же. Так, в

интервале выпуска продукции между 5 и 8 ед. совокупный доход продолжает

расти. Но поскольку совокупные издержки растут еще быстрее, то в этом

интервале прибыль сокращается.

 

 

2.3 Как мы отмечали в конце предыдущей

Достоинства совершенной г л а в Ы) в у с л о в и я х совершенной кон-

конкуренции куренции в долгосрочном периоде со-

блюдается равенство MR = МС = АС = Р (рис. 7—1).

Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях со-

вершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или

нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка

нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли

слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие

фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен-

ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле-

творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС.

Данное положение означает, что фирмы будут производить макси-

мально возможное количество продукции до тех пор, пока предель-

ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда-

лось купить. При этом достигается не только высокая эффектив-

ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы

производить продукцию с минимальными средними издержками и,

продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графи-

чески это означает,.что кривая средних издержек только касается

кривой/спроса. Если бы издержки на производство единицы про-

дукций были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы

экономически убыточной и фирмы, вынуждены были бы покинуть

данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спро-

са и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая

средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий

объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм

рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кри-

вые только касаются друг друга,, что и создает ситуацию длитель-

ного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на

всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть

одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы зна-

ем,, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют бо-

лее современнре.и эффективное оборудование, третьи — более.ква-

лифицированных работников, четвертые — наилучших менедже-

ров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совер-

шенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы,

издержки будут.более низкими. Как же согласовать этот очевид-

ный факт с положением -о том, что средние издержки для всех

фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого

парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ре-

сурсов получают большее вознаграждение

 

3.4Олигополия — это такая рыночная структура, при кото-

рой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль но-

вых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные Первая характерная черта олигополии заклю-

черты чается в немногочисленности фирм в отрасли. Об

.: этом говорит этимология самого понятия " олигопо-

лия" (греч. " oligos" — несколько, " poleo" — продаю, торгую). Обыч-

но их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, на-

пример, в американской сталелитейной промышленности, в произ-

водстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.

Второй характерной чертой олигополии являются высо-

кие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего

с экономией на масштабе производства (эффект" масштаба), кото-

рая выступает как важнейшая причина широкого распространения

и длительного сохранения олигополистических структур. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых

барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеоб-

щая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если

число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при фор-

мировании своей экономической политики вынуждена принимать

во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Ценовая война — это цикл постепенного снижения суще-

ствующего'уровня цен с целтью вытеснения конкурентов с олто-

полистического рынка.

3.5В о з м о ж н Ы Дв е основные формы поведения фирм

•. в условиях олигополистических структур: неко-

оперативное и-кооперативное. В случае некооперативного поведе-

ния каждый продавец самостоятельно решает проблему определе-

ния цены и объема выпуска продукции.

Если фирмы считают, что снижение цен поможет им

вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая

война. Ценовая война — это цикл постепенного снижения суще-

ствующего'уровня цен с целтью вытеснения конкурентов с олто-

полистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои преде-

лы.

Статический анализ взаимоотношения двух фирм

одель урно в уСЛОВИЯХ дуополии был предложен в 1838 г.

французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801—

1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и

Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного

спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновре-

менно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм

предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут

иметь точной информации о своих ошибках (действуют " с завязан-

ными глазами")- При этом возможны различные варианты.

 

 

3.6 Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий. Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.В странах Запада государство активно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, а также снизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпо­раций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.онцентрация рынка (англ. market dominance) определяется индексом Херфиндаля-Хиршмана который рассчитывается за такой формулой: где si — рыночная доля компании и, а N — количество всех компаний. Таким образом на рынке, где работают 2 компании, и каждая из которых имеет одинаковую рыночную судьбу в 50%, индекс Херфиндаля-Хиршмана будет равняться 0.502 + 0.502 = 1 / 2.Этот индекс может иметь значение от 0 до 10.000 (или от 0 до 1, 000). Он являет собой сумму квадратов рыночных долей всех компаний определенной отрасли, причем большее значение индекса будет означать более концентрированный рынок (следовательно меньше конкуренции и больше рисков для клиентов). Государственный департамент юстиции США определяет степень концентрированности рынка таким образом[29]:

индекс имеет значение ниже 0, 1 (или 1.000) — незначительная концентрация рынкаиндекс имеет значение от 0, 1 до 0, 18 (или от 1.000 до 1.800) — средняя концентрация рынка

индекс имеет значение выше 0, 18 (или 1.800) — высокая концентрация рынка.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал