Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Нейропсихология — относительно молодая научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине XIX века выдающимся отечественным ученым А
Нейропсихология — относительно молодая научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине XIX века выдающимся отечественным ученым А. Р. Лурия. Она занимает важное место в ряду других наук, имеющих отношение к изучению высших психических функций (ВПФ) человека. С ее появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психологической деятельности, а не только к особенностям психологического строения и структуры дефекта, как это делается в психологии, патопсихологии, психиатрии. Следовательно, нейропсихология открыла принципиально новый подход к пониманию психики человека и ее нарушений Автором настоящего учебного пособия поставлены три основные цели. Первая носит теоретический характер и состоит в освещении важнейших положений нейропсихологии, сформулированных А.Р. Лурия и его последователями, а также фундаментальных исследований в области различных наук, являющихся базисными для нейропсихологии. В учебнике рассматриваются труды классической неврологии (П. Брока, К. Вернике, X. Джексона, X. Хэда), а также данные, почерпнутые из последующих достижений неврологии в области изучения функциональной специализации различных структур головного мозга. Широко использованы современные публикации, справочники, атласы, содержащие сведения по структуре и функционированию головного мозга. Так же привлекаются данные: -нейрофизиологии высшей нервной деятельности (Н.А. Бернштейн, П.А. Анохин, Н.И Жинкин, Д.А. Фарбер, Н.П. Бехтерева и др.); -психологии и нейропсихологии (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Е.Д. Хомская, Р.Е. Левина, Э.С. Бейн, В М. Коган, В М. Шкловский, Э.Г. Симерницкая, Н.К. Киященко, Л.И. Москавичюте и др.); -лингвистике (Д.Б. Кацнельсон, Н. Хомский, Л.В. Щерба, Р. Якобсон и др.); -психолингвистики (В.И. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Н.И. Лепская, Д. Слобин С.Н. Цейтлин и др.), -нейролингвистики (Т.В. Ахутина, Е.Н. Винарская, Т.Б. Глезерман и др.).
Вторая цель, которая поставлена автором, — практическая, а именно — максимально приблизить основные положения нейропсихологии к задачам, стоящим перед студентами различных вузов и практическими специалистами, занимающимися вопросами развития и коррекции нарушений ВПФ у детей, а также лечебно-восстановительной работой по преодолению их нарушений у взрослых. Имеются в виду студенты и специалисты как психолого-педагогического, так и медицинского круга (неврологи, психиатры, педиатры). С нейропсихологической точки зрения, рассмотрение различных патологических синдромов, относящихся к высшей психической деятельности, прояснит для них целый ряд сложных диагностических, лечебных и реабилитационных вопросов. Оно будет способствовать взаимопониманию между специалистами, участвующими в комплексной реабилитации больных, выработке единого терминологического языка, методологических подходов к комплексному лечению больного. Третья цель — осветить основные разделы пособия с учетом результатов собственной научно-практической работы в области теории и практики нейропсихологии. В соответствии с этим излагаются вопросы патогенеза речевых расстройств, в частности, алалии, заикания, а также методы диагностики нарушений речевой и других высших психических функций. Учебник в первую очередь рассчитан на студентов-дефектологов. Это обусловлено тем, что дефектология, являясь по своей сути междисциплинарной и мультидисциплинарной наукой, тесно связана не только с психологией, неврологией, лингвистикой, психолингвистикой, но и с нейропсихологией. Вместе с тем этот учебник, безусловно, окажется полезным для студентов различных вузов и специалистов разного профиля, имеющих отношение к воспитанию, обучению, лечению детей, а также нейрореабилитации взрослых больных. Благодаря изучению нейропсихологии, специалисты-дефектологи и педагоги общего профиля получат представление не только о внешних проявлениях (синдромах и симптомах) различных дефектов, но и о вызывающих их причинах, а именно, о мозговых механизмах, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и малоосвещенными в литературе. Таким образом, обращение к нейропсихологии — едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития дефектологии. Введение нейропсихологии в учебные планы дефектологических вузов и факультетов — насущная необходимость. Только в этом случае педагог, в частности, дефектолог, сможет понять изучаемые явления полностью, с обеих сторон — внешней и внутренней. Это поднимет педагогическое и дефектологическое образование на более высокую ступень, откроет новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми и взрослыми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, явится мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик. Представляется, что учебник в значительной мере облегчит студентам и специалистам ознакомление с широким кругом не только нейропсихологических, но и других вопросов, более общего порядка, знание которых необходимо для профессиональной компетенции, и, кроме того, облегчит их ориентацию в привлечении тех или иных литературных источников. Важно подчеркнуть, что высшие психические функции человека описаны с учетом особенностей их развития, а нарушения — в соответствии со стадией, на которой они обнаруживаются. Это необходимо для того, чтобы не только дефектологи и педагоги широкого профиля, но и другие специалисты — психологи, врачи (неврологи, психиатры, педиатры), воспитатели детских садов, учителя общеобразовательных и специализированных школ, учителя коррекционных классов — ознакомившись с содержанием учебника, смогли бы принять необходимые и своевременные меры по устранению выявленных у детей дефектов развития или же, что не менее важно, не пропустили бы тревожных симптомов, которые впоследствии могут вылиться в тот или иной стойкий дефект. Этой, по существу, профилактической роли публикации, предлагаемой вниманию специалистов, автор придает особое значение, поскольку педагоги часто сталкиваются в повседневной работе с детьми имеющими разнообразные расстройства речи, трудности обучения счету, чтению, письму. Содержание учебного пособия может оказаться небезынтересным также родителям детей с различными дефектами развития.
|