Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение общей структуры образовательного процессаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Обязательно для чтения Здесь мы постараемся привести описание того, как строилась ступень Бхакти-правеша. Это поможет Вам глубже понять смысл тех или иных ее элементов, быть более свободными в использовании материалов, принимать участие в ее дальнейшем улучшении и т.д. 1. Предпосылка: избыток хаотического образования. В Российском ИСККОН существует недостаток систематического образования и избыток хаотического. У нас нет четкой, ясной единой программы образования преданных в соответствии с уровнем их духовного развития и статусом (брахмачари, грихастха и т.д.). Однако при этом есть огромное количество всевозможных курсов и лекций, как записанных, так и даваемых на регулярной основе в храмах, которые не учитывают ни уровня веры слушающего их человека, ни актуальных для него на его этапе духовного развития проблем, которые ему приходится для себя решать. Наставления различных проповедников зачастую противоречат друг другу, так что неопытному человеку бывает трудно понять, что для него сейчас самое важное. Отсутствие выстроенной системы духовного образования порождает множество проблем, и прежде всего главную – это мешает духовному росту и развитию человека.
Исключением из этого правила является программа Бхакти-врикш первого уровня, где есть ясная прописанная программа, но программа эта не претендует на то, чтобы давать систематическое образование. Ее главная цель – ввести преданных в семью Шрилы Прабхупады, утвердиться в ней, а затем помочь им обрести и поддерживать в себе энтузиазм к практике и проповеди.
В каждой ятре РОСК либо существует своя, самостоятельно существующая, зачастую спонтанно возникшая образовательная программа, либо образовательной программы нет вообще. Уровень этих программ и получаемого в результате их прохождения образования, как правило, никто объективно не оценивал. Не существует единой системы критериев для оценки прохождения преданным того или иного курса. К тому же очень часто на местах, особенно в небольших ятрах, не хватает квалифицированных преподавателей. В целом в Российском ИСККОН нет конкретных программ по обучению преподавателей, очень мало готовых систематических курсов и материалов для преподавателей.
Из этого становится очевидна необходимость создания единой образовательной системы для преданных. Построение общей структуры образовательного процесса
- Выбор систематизатора.
У каждого образовательного курса существует программа. Программы существующих курсов были составлены их авторами на основе их опыта и предпочтений. Поэтому в каждом курсе представлены различные темы, по-разному расставлены акценты и дается разный материал. Этот разнобой невозможно будет преодолеть, пока мы не выстроим систему образования строго на фундаменте наставлений ачарьев.
Мы предлагаем для выстраивания системы образования взять за основу описанный Рупой Госвами путь духовного роста от шраддхи до премы и попытаться, насколько это возможно, соотнести образовательные программы с этапами этого пути. К сожалению, все имеющиеся в данный момент образовательные программы мыслятся отдельно от этапов духовного роста преданного, что придает всей системе образования излишне академический и теоретический характер. Иначе говоря, образовательные программы, не привязанные к этапам духовного роста, утрачивают главную цель, ради достижения которой существует образование в ИСККОН, - духовный рост и развитие человека.
- Этапы образования.
Вся система образования в ИСККОН, на наш взгляд, должна охватывать пять первых ступеней духовного развития человека, от шраддхи до ништхи. Именно на этом первом этапе духовного развития человек больше всего нуждается в помощи извне и сталкивается с наибольшим количеством препятствий. На более высоких уровнях духовного развития образование будет носить скорее вспомогательный характер, и потому нет необходимости включать их в систему образования.
Нам представляется, что для создания эффективной системы образования следует связать эти ступени духовного развития с четырьмя этапами формальной подготовки преданных:
1. Выбор духовного учителя и подготовка к получению пранама-мантры 2. Подготовка к первому посвящению – Хари-нама-дикше 3. Подготовка ко второму посвящению – мантра-дикше 4. Подготовка к роли наставника, проповедника или преподавателя Если сопоставить их, то мы получим, что:
1. На этапе до получения пранама-мантры духовное образование должно помочь человеку завершить в своем сердце формирование шраддхи и рассеять в его сердце основные сомнения. 2. На этапе от получения пранама-мантры до первого посвящения духовное образование должно помочь человеку научиться правильно общаться с садху (садху-санга) и обрести вкус к преданному служению в обществе вайшнавов, в частности, в малых группах духовного общения (бхаджана-крийя). 3. На этапе от первого посвящения до второго главной целью духовного образования должно быть формирование в человеке брахманических качеств и устранение основных анартх (начальный этап анартха-нивритти). 4. На этапе подготовки человека к роли наставника или полноценного проповедника духовное образование должно помочь человеку обрести качества смирения, терпения и сострадания, которыми характеризуется уровень ништхи.
В соответствии с каждым этапом духовного пути, который проходит преданный, необходимо определить основные нужды этого этапа духовного развития, препятствия, с которыми он сталкивается, а также выявить наиболее гармоничный и эффективный способ прохождения каждого этапа (от шраддхи до ништхи). На основании подробного анализа процессов, происходящих на каждом из этих этапов, проведенного ачарьями, можно составлять образовательные курсы и расставлять в них соответствующие акценты, так чтобы духовное образование помогало человеку успешно пройти данный этап. - Соотношение образования и наставничества.
Мы не отделяем процесс образования от наставничества, потому что, по нашему глубокому убеждению, подлинное образование можно получить только в процессе глубокого общения с наставником. Все остальные формы образования также должны быть заняты в этом процессе, но они носят, скорее, вспомогательный характер. Духовное развитие – это преображение человека, изменение его обусловленной, искаженной природы, восстановление в нем высшего, божественного начала. Поэтому чисто теоретические курсы, направленные на восприятие информации, играют в этом процессе важную, но служебную роль.
Мы видим главную цель работы комитета образования при НС Российского ИСККОН в том, чтобы помочь разработать очень хорошую, ясную и удобную в пользовании многолетнюю программу наставничества, по которой могли бы идти наставник и его подопечный. Разумеется, это нисколько не отменяет разработки чисто преподавательских курсов, а также тренингов и программ для ретритов. Более того, ИСККОН является образовательным учреждением, и поэтому все существующие программы должны быть включены в единый процесс становления личности преданного. Таким образом мы предлагаем не просто создать еще один образовательный курс, но создать единую систему духовного и социального становления преданных, в которую бы гармонично включались все существующие в ИСККОН программы.
- Формы и методы духовного образования. Хотя личное общение с наставником, по нашему убеждению, является главным методом обретения духовного знания, в силу естественной занятости людей, живущих в миру, а также многих других причин, чтобы образование было наиболее полным, необходимо использовать различные формы для обретения знания. При этом у каждого способа есть свои особенности, ограничения и преимущества. Все они должны быть задействованы в образовательном процессе, дополняя друг друга. На каждом этапе духовного развития образование включает в себя:
- Основные курсы для очного прохождения с наставником (долгосрочные); - Курсы для очного прохождения под руководством преподавателя (краткосрочные); - Изучение книг под руководством наставника; - Чтение книг для ознакомления; - Аудио курсы/лекции для самостоятельного изучения; - Факультативные курсы/лекции (для развития вкуса - раги); - Тренинги и ретриты; - Дополнительные курсы (культурной и социальной направленности); - Различные другие программы, уже успешно работающие в ИСККОН.
- Построение образования на едином фундаменте.
В общеобразовательных учреждениях по всему миру (имеются ввиду обычные школы, университеты и пр.) давно столкнулись с проблемой того, что курсы, созданные в одном образовательном учреждении не могут быть вписаны в образовательную программу другого учреждения, т.к. «фундамент» или системы, на которых строятся курсы в этих учреждениях совершенно различны. Таким образом это значило, что между образовательными учреждениями была невозможна передача опыта, совместная разработка единых образовательных программ и т.д. Поэтому была создана система построения курсов, приводящая все образовательные учреждения в единую систему координат.
Аналогичная проблема существует и в ИСККОН. Часто, если в ятре у нас есть две программы по духовной заботе преданных, то нам становится совершенно непонятно как совместить эти программы максимально эффективным способом. Что приводит либо к тому, что обе программы одновременно сосуществуют, либо выбирается лишь одна программа в ущерб другой. Хотя при введении единой системы построения программ духовной заботы, они могли бы успешно дополнять друг друга. Так же это позволило бы сделать так, что любой преданный, знакомый с данной системой построения программ (а не только автор курса) мог бы легко понять структуру курса, приспособить ее к конкретным условиям, в которых находится та или иная ятра, а так же принять участие в улучшении этой программы. Более того, если все программы по духовной заботе построены по этой системе, то от огромного разнообразия всевозможных курсов и программ, которыми сейчас пестрит ИСККОН, все эти программы смогут быть включены в единую (и в то же время индивидуально подстраиваемую под условия ятр) систему духовной заботы.
В ИСККОН на платформе VTE уже была создана такая система построения курсов. При этом она была не просто создана, а перенята из общеобразовательных учреждений, о которых говорилось ранее. Таким образом система VTE является международной системой построения образовательных курсов.
Бхакти-правеша построена по этой системе. Поэтому здесь нам хотелось бы отметить, что же такое Бхакти-правеша. Это не еще один курс из числа уже существующего большого количества курсов. Это ступень в единой системе духовной заботы, которая в принципе может включать в себя все программы в ИСККОН. Это значит, что любая программа в ИСКОН и любой образовательный курс в ИСККОН (если он построен по той же системе) могут быть включены в эту систему духовной заботы. И если они актуальны для духовного развития преданных, проходящих ступень «Бхакти-правеша», то и в данную ступень.
Ступень «Бхакти-правеша» так же не является продуктом чьего-то индивидуального творчества. По сути это список потребностей, имеющихся у преданных на данном этапе духовного развития (эти потребности были определены большим количеством преданных из самых разных ятр Российского ИСККОН, а так же собраны из утверждений ачарьев), а так же минимальный набор инструментов для того, чтобы ИСККОН мог встретить эти потребности преданных.
Так же хотелось бы дополнительно отметить еще одну особенность курсов Бхакти-правеши. В них практически отсутствуют слова автора, максимально убирая субъективную составляющую из курсов. По большей части курсы состоят из расположенных в определенном порядке цитат Шрилы Прабхупады и его старших учеников, а так же различных практических упражнений и вопросов на понимание.
|