Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные ценности и нормы. Мораль.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Социальные нормы можно разделить на несколько видов: • нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе; • правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой (правовые нормы обязательно зафиксированы в законах или других нормативных правовых актах) • религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями; • политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.; • эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д. Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (в том числе – религиозный, как Будда), общественное мнение и, наконец, сам человек и общество. Проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями.К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность. Золотое правило нравственности: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». 2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский экономист В.И. Данилова-Данильян пишет: « Рынок — это, прежде всего, система, обеспечивающая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производи теля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д....Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами ». Какие свободы предоставляет общество с рыночной экономикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приведите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику. Позитивными чертами рынка можно считать то, что он: объективно формирует структуру производства; стимулирует научно-технический прогресс; способствует ресурсосбережению в обществе; направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества; работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую деятельность людей. Рынок имеет и много негативных черт: невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, экологическая безопасность; отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки; распределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов, социальному неравенству, социальной напряженности; тенденции к концентрации и монополизации производства; циклическое развитие экономики (спад-подъем); недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических кон фликтов и т.д. Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государственный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость.. 3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления? Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования). Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует помнить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причиненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.
|