Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меры Руси 10 -15 веках.
Источники по метрологии древней Руси – археологические (материалы, найденные при раскопках русских городов) и письменные (летописи, сочинения иностранцев, берестяные грамоты). Ряд русских мер содержится в «Русской Правде». В «Хождении игумена Даниила в Святую землю» (1113–1115) сообщается о расстояниях, мерах длины Руси. Меры длины. Пядь, локоть, сажень, верста и поприще. Известны еще и весьма приближенные величины, например: дни пешего или конного переходов, полет стрелы, бросок (вержение) камня и др. Пядь – от глагола «пялить», расстояние между разведенными как можно шире («распяленными») пальцами руки. Малая пядь – расстояние от конца большого до конца указательного пальца (19 см). Большая пядь (наиболее употребительная) – расстояние от конца большого пальца до конца мизинца (23 см). «Пядь с кувырком» (Б.А.Рыбаков подтвердил ее существование изучением размеров древнерусских кирпичей) равна малой пяди плюс два или три сустава указательного или среднего пальца, т.е. 27 или 31 см. Локоть в древности – вся оконечность руки от локтевого сгиба до кончиков пальцев. В «Хождении игумена Даниила» в локтях измерен гроб Господень: 2 локтя в ширину и 4 локтя в длину. А гроб Господень до нас дошел. Следовательно длина древнерусского полного локтя 46, 6 см. Это значит, что под полным локтем понималось расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Неполный локоть (малый) – расстояние от локтевого сгиба до конца сжатого кулака (38 см). Большой локоть – от плеча до запястья (49 см). Целоручный локоть – от плеча до сжатого кулака (59 см). Локоть-кольцо – от локтевого сгиба до кончика среднего пальца и затем по ладони до запястья, т.е. 46 см + 18 см = 64 см. Всего в древней Руси известно около 9 различных локтей. Локоть во многих случаях был чересчур крупной мерой. Тогда применялись другие меры: «долонь» (ладонь, 9 см), «перст» (палец, ширина – 1, 94 см), «вершок» – «верх перста» (4, 5 см). Мерили на Руси протяженность и стопами – длиной ступни. У нас эта мера не очень прижилась. В Англии более распространена – фут (foot – ступня, 31 см). Сажень. Первое ее упоминание содержит «Слово о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают Нестора. Здесь сажень как мера упоминается в рассказе о том, что около 1017 г. инок Илларион (будущий киевский митрополит) «ископа себе печерку малу – дву сажен».Определить размер сажени помогает надпись на «Тмутараканском камне», рассказывающая о том, что в 1068 г. князь Глеб мерил море по льду от Тмутороканя до Кьрчева 10000 и 4000 сажен. Исходя из данных этой надписи, размер сажени был определен в 142 см. С убедительной критикой такого определения сажени выступил Б.А.Рыбаков. Суть его возражений сводится к следующему: ширина пролива могла за 9 веков значительно измениться; сажень в 142 см не может определяться размерами частей человеческого тела. Б.А.Рыбаков, привлекая данные о ширине Керченского пролива, содержащиеся в сочинении Константина Багрянородного, определяет размер сажени приблизительно в 152 см. Эта величина равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека – простая сажень. Делим на 4 части и получаем малый локоть в 38 см, 1/8 часть простой сажени – малая пядь. «Маховая», мерная сажень (176 см) – расстояние от кончиков средних пальцев разведенных в стороны рук. В Древней Руси была известна и так называемая косая сажень, равная 216 см и определявшаяся расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки. Интересно отметить, что эта сажень равна диагонали квадрата со стороной 152 см (прямая сажень). Самой большой была великая сажень в 249, 46 см. Обратим внимание на то, что последняя величина практически равна диагонали квадрата со стороной 176 см (мерная сажень). Название «сажень»от глагола «сягать» – достать до чего-то, достигнуть, дотянуться. В Киевской Руси основной мерой служила сажень, равная двум мужским шагам Самой крупной единицей измерения длины на Руси служила верста или поприще. Она также не имела строго фиксированной длины. В позднейшее время верста заключала в себе 500 или 750 саженей. Происхождение термина верста связывают с корнем глагола «вьртъти», который мог обозначать поворот плуга или борозду пашни от поворота до поворота плуга. Вполне возможно, что первоначально этот термин обозначал единицу измерения площади. Поприще этимологически связывается с глаголом «переть» – идти. Для древнерусского периода истории Руси характерны определения расстояний описательными выражениями – «вержение камня», «полет стрелы», «день пути». «Вержение камня» – от 40 до 60 м. «Полет стрелы» приблизительно 60–100 м. Для «дня пути» условно применяется расстояние 25 км, а для «конного дня пути» – 50–70 км. Следует подчеркнуть, что эти приблизительные, «средние» величины можно использовать лишь очень осторожно, проверяя их, по возможности, анализом конкретного показания источника. Меры сыпучих тел. Сыпучие тела в Древней Руси измерялись кадями и половниками. Кадь (современное слово – «кадушка») – емкость с прямыми стенками для сохранения съестного припаса, особенно зерна. Кадь делилась по системе двух на 2 половника, 4 четверти и 8 осьмин. А.И. Никитский установил примерное равенство древнерусской кади 14 позднейшим московским пудам – 229, 32 кг. По мнению других исследователей кадь = 12 пудам (196, 56 кг). Источники называют и другую древнюю меру: бочку или оков. Бочка только тем и отличалась от кади, что её клепки не прямые, а выгнутые наружу, ее удобно катить при транспортировке (отсюда и название – кадь «с боками»). Оков – то же, что и бочка, но края оковывались железом от происков злонамеренных людей. «Русская Правда» называет более мелкие единицы измерения сыпучих тел – лукно, уборок и голважню. Лукно (лукошко) – им мерили в частности количества корма, которым население обязано снабжать посланцев князя, приезжавших разбирать местные споры и тяжбы. Предположение Д.И. Прозоровского о том, что лукно вмещало около 60 позднейших фунтов, т.е. около 24 кг овса. Эта величина вычислена по «Русской правде»: княжескому вирнику на 4 лошадей в неделю полагается 7 лукон. Если предположить, что конь ест в сутки 6 кг (столько корма в день обычно требуется коню), то на 4 коней требуется как раз лукно в день = 24 кг. Позднейшая народная мера – лукошко, равная 16 кг ржи, может быть связана с древнейшим лукном только этимологически. Уборок – небольшая мера. Уборак (серб.) – мера зерна. Ubor (чешск.) – корзина. Weborek (польск.) – ведро. Уборок = ведру (около 12 литров). Лукно и уборок – меры для зерна и крупы. Голважня – емкость для соли. Вирнику и его подручному на неделю давали 7 голважен: небольшая мера (ступка). И лукно, и уборок, и голважня вскоре исчезают со страниц летописей. Меры жидкостей. Известны ведро, бочка, корчага, насадка. Керамос (греч.) – глина – корчага – глиняный сосуд от 1, 5 до 1, 75 ведра. Ей соответствует греческая мера керамион – мера сыпучих тел, равная 12, 28 кг. Ведро – сосуд для воды. Все попытки определить, хотя бы приблизительно, реальную величину древнерусского ведра признать неудачными, например вывод Д.И. Прозоровского о равенстве древнего ведра 24 фунтам, т.е. 9–10 кг воды. Ведро могло употребляться и в качестве меры сыпучих тел. Мы знаем лишь соотношение мер между собой. Мерная бочка = 10 ведер = 4 насадки. Таким образом, одна насадка (большое ведро из «насаженных» по кругу вокруг дна дощечек) вмещала 2, 5 ведра. Меры поверхности (площади). Основными единицами измерения площади служили «село» и «плуг». Меры поверхности часто определялись мерами сыпучих тел, т.е. определенными количествами зерна, высеваемого на определенной площади (кадь, коробья). Могли они определяться и затратами труда на обработку определенного участка пашни. Одна из статей Пространной редакции Русской Правды позволяет приблизительно установить величину плуга – «а в селе сеяной ржи на два плуга 16 кадей ростовских». Отсюда можно заключить, что село составляли два плуга, а на плуг приходилось 8 ростовских кадей ржи. Ретроспективным путем выводят равенство древнерусского плуга 8 позднейшим десятинам, так как известно, что в ХVI–ХVII вв. на полдесятины высевалась четверть кади ржи, а эта четверть кади (московская) была в два раза больше древнерусской. Однако некоторые другие данные источников заставляют пока воздерживаться такого определения древнерусского плуга, так как на основании той же Русской Правды можно предположить равенство плуга 5 десятинам. Меры веса. Древнейшей русской весовой единицей, упоминаемой в различных источниках, является гривна. Ее название связывают с широко распространенным у славян и у ряда других народов металлическим шейным украшением – гривной (от «грива» «загривок»). В денежном хозяйстве Руси были широко распространены слитки серебра новгородского типа с весовой нормой около 204 г – малая гривенка равная 48 золотникам. Употреблялась и большая гривенка равная 96 золотникам (409 г). В Древней Руси гривна являлась не только весовой, но и денежно-весовой и денежно-счетной единицей. Из мелких весовых единиц в древнерусских памятниках фигурирует золотник (4, 266 г) – как весовая единица сохранился до ХХ в. Из наиболее крупных единиц веса древнерусские письменные источники зафиксировали пуд и берковец. Пуд – pondus (лат.) – «вес», «груз». Название «берковец» некоторые авторы производят от города Бирки (Швеция), ведшего в Х–ХI вв. оживленную торговлю с Востоком и Западом. В позднейшее время пуд был равен 40 большим или 80 малым гривенкам (примерно 16 кг), а берковец – 10 пудам.
|