Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование креативных письменных заданий для развития коммуникативной компетенции студентов

Е.А. Энгель

г.Тюмень, кафедра иностранных языков №1 ГИ ТГНГУ

Использование креативных письменных заданий для развития коммуникативной компетенции студентов

Образовательные программы по немецкому языку определяют конечной целью обучения развитие коммуникативной компетенции обучаемых на уроках иностранного языка, т.е. овладение иностранным языком как средством общения.

Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью различных форм письменных заданий в современных УМК, формирующих коммуникативную письменную компетенцию, а также невысокой развитостью иноязычного общения в виртуальном пространстве.

Цель данной работы заключается в изучении возможностей использования креативных письменных заданий при развитии коммуникативной письменной компетенции студентов 1 года обучения иностранному языку в ВУЗе или ССУЗе.

Под иноязычной коммуникативной компетенцией в нашей работе понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенции [Федеральный государственный образовательный стандарт, https://standart.edu.ru].

Материалом для развития коммуникативной компетенции служит, на наш взгляд, креативное письмо, получившее широкое распространение в 90-х годах в зарубежной методике.

Исследователями креативного письма являются отечественные методисты: Н.Г. Кизрина, Е.С. Пиканова, а также зарубежные ученые - Ютта Вольфрум (Jutta Wolfrum), Валентин Меркельбах (Valentin Merkelbach), Габриэле Поммерин (Gabriele Pommerin), Зигфрид Прейзер (Siegfried Preiser), Михаи Чиксентмихайи (Mihaly Csikscentmihalyi), Карл Шустер (Karl Schuster) и др.

По мнению Н.Г. Кизриной, креативное письмо представляет собой «создание нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст, являющийся отражением авторских открытий окружающего мира и себя в этом мире, что проявляется в разнообразии направлений постановок и неординарном решении проблем, представленных автором в тексте различными языковыми средствами» [Кизрина 2006, 35].

Цели использования креативных заданий на занятиях по иностранному языку многообразны. Так, например, Е.С. Пиканова выделяет следующие:

1) совершенствование практических (речевых) навыков и умений;

2) тренировка в использовании учебного материала;

3) развитие творческого потенциала личности;

4) повышение интереса к занятиям [Пиканова 2010, 142].

В работе по изучению письменной креативности нами были разработаны 2 вида заданий: генеративные и интерактивные креативные письменные задания.

В лингвистике термин «генеративный» понимается как основанный на упорядоченной последовательности применения правил к набору абстрактных символов; порождающий [Генеративный, https://ru.wiktionary.org/wiki].

Исходя из данного значения, мы определили генеративные креативные задания как письменное создание текста, порождаемого посредством творческих реализаций возникающих у школьников идей.

Данный вид заданий выполняется индивидуально и несет в себе большую степень креативности учащегося. Основная цель таких упражнений: формирование лингвистической компетенции учащегося.

К данной группе упражнений можно отнести: письмо под музыку, ассоциативное письмо, письменная игра, письмо от лица какого – либо героя или предмета, написание историй, сочинение стихов, письменная экскурсия, создание коллажей и т.д.

Что касается второго вида заданий, интерактивных – от англ.- interactive, то это понятие обозначает «взаимодействующий» или «основанный на взаимодействии, диалоге» [Интерактивный, https://ru.wiktionary.org/wiki].

Под интерактивными креативными заданиями мы понимаем создание письменного текста, направленного на взаимодействие между двумя и более людьми в реальном или виртуальном мире.

Интерактивный вид заданий предполагает сначала коллективное выполнение (в группе, с одногруппниками), а затем письменное общение в виртуальном пространстве (в ICQ, Vkontakte, Facebook, на форумах). Основная цель: развитие коммуникативной письменной компетенции студентов.

Выделение этой группы объясняется тем, что нынешние студенты ориентированы на технологические новинки. Они являются самыми активными покупателями и пользователями компьютеров, мобильных телефонов.

К этой группе упражнений можно отнести совместное написание историй, стихов; письменное комментирование фотографий, высказываний, историй в группах социальных сетей; письменное выражение мыслей по какому- либо вопросу на форуме; постановка вопроса или проблемы в группе или на форуме [Csikscentmihalyi 1997, S.175].

Представим некоторые креативные задания на примере следующей темы.

„Theater- und Filmkunst“

I. Генеративные креативные задания

ü „10 Filme, die ich nie sehen mö chte“

Schreibanregung: Stellt eine Liste der schlechten Filme zusammen, die euch ü berhaupt nicht gefallen. Macht kleine Kommentare, warum ihr diese Filme gewä hlt habt.

ü „Oskar“

Schreibanregung: Schaut euch das Bild mit dem Schauspieler an, der mit dem Oskar ausgezeichnet wird. Ü berlegt euch, fü r welche Rolle er diesen Preis bekommen hat. Versucht, seine Gedanken und Worte aus seiner Perspektive zu beschreiben.

ü „Soundtrack“

Schreibanregung: Hö rt euch einen Soundtrack an, beschreibt, welche Assoziationen wä hrend des Hö rens ihr habt.

ü „Situatives Schreiben im Kino“

Schreibanregung: Unternehmt einen Kinobesuch mit eurer Klasse. Einige beschreiben die Atmosphä re, die vor der Vorfü hrung des Films im Saal herrscht. Andere wiedergeben die Atmosphä re und das Besprechen nach dem Schauen.

ü „Meine Zuschauer“

Schreibt aus der Perspektive des Theaterschauspielers seine Gefü hle und Gedanken vor dem Spielen.

II. Интерактивные креативные задания

v „Pingpong“

Schreibanregung: Bildet Paargruppen. Ihr fangt zur gleichen Zeit zu spielen an – und schreibt einen Satz zum Theaterstü ck „Romeo und Julia“ auf einem Blatt Papier. Dann tauscht ihr die Blä tter aus, lest das Austauschen und schreibt die Geschichte weiter.

v „Filmrä tsel“

Schreibanregung: Macht eine schriftliche Rezension eures Lieblingsfilmes, verä ndert einige Information (Namen, das andere Ende, ausgedachte Personen). Gebt das Rä tsel eurem Partner.

v „Unser Theaterbesuch“

Schreibanregung: Besprecht das Theaterstü ck in der Internetgruppe, das ihre Klasse vor kurzem gesehen hat.

v „Kinochats 2011“

Schreibanregung: Macht Kommentare zu Kinocharts 2011 in der Internetgruppe.

01 „Harry Potter und die Heiligtü mer des Todes 2”: 6 468 501 Besucher

02 „Pirates of the Caribbean – Fremde Gezeiten”: 4 396 891 Besucher

03 „Kokowä ä h”: 4 317 017 Besucher

04 „Hangover 2”: 4 089 523 Besucher

05 „Breaking Dawn - Bis(s) zum Ende der Nacht 1”: 3 181 591 Besucher

v „Ein schö nes Film am Abend“

Schreibanregung: Bittet um Rat, einen guten deutschen Film zu sehen, im Forum https://www.starflash.de/forum/. Vergesst nicht, das Genre und das Jahr zu nennen.

v „Eine CD zu kaufen oder MP3 zu downloaden? “

Schreibanregung: Nehmt an der Diskussion im deutschen Forum teil, https://www.gutefrage.net/frage/cd-oder-mp3-download-. Was bevorzugt ihr, eine CD zu kaufen oder MP3 zu downloaden?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал