![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое «эффективность ИТ»?
12.05.2006 Евгений Зиндер, Во всем мире опора на модели эффективности ИТ считается нормой. Но в отечественной практике работа с эффективностью ИТ развита плохо. У нас бытует не только противоречивость мнений об этом понятии, но даже принципиальные сомнения в возможности его определения и существования. Поэтому мы сочли нужным рассмотреть «коренной» вопрос: что же это такое —
— у ИТ-систем эффективности быть не может, она есть только у бизнес-проекта или у предприятия в целом; — говорить об эффективности ИТ-системы можно, но только в тех случаях, когда она явно выражена в денежном эквиваленте, то есть в денежной форме посчитана окупаемость затрат на ИТ; — ИТ-системы такими многообразными и неформализуемыми путями влияют на предприятие, что нечего даже пытаться подсчитать их экономическую эффективность, тем более — окупаемость затрат на ИТ. В такой ситуации вряд ли было бы правильно просто говорить о готовой схеме определения эффективности ИТ, поскольку для читателя это была бы лишь еще одна точка зрения. Поэтому давайте попробуем рассмотреть проблему с разных сторон и наметить подход к ее решению. 2.3.1. Общие подходы к оценке информационных технологий
В качестве достаточно универсального общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени5, которая достигается в ре- зультате их практического использования. Эффективность данного критерия особенно хорошо проявляется на примере информа- ционных технологий. Какие же виды информационных технологий представляются с точки зрения этого кри- терия наиболее перспективными сегодня и в ближайшем будущем? Необходимость экономии социального времени opиeнтиpуeт наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.
2.3.2. Оценка уровня информационных технологий
Уровень используемых информационных технологий может быть оценен на основе ка- чественных и количественных характеристик.
Социальное время - темп и ритм протекания событий за определенный период существова- ния индивида, группы или общества.
К качественным характеристикам относится например: уровень автоматизации в реализации отдельных фаз по работе с информацией (сбор, накопление, хранение, передача, обработка, выдача); используемая платформа в организации автоматизированных информационных тех- нологий; степень интеграции видов информационных технологий; использование электронного документооборота, современных средств телекоммуни- каций и другие. Количественные характеристики информационных технологий основаны на использо- вании показателей оценки качества, например, надежность, мобильность, модифицируе- мость, эффективность и т.д. [4]. Ниже рассматриваются показатели, связанные с экономиче- ской эффективностью.
2.3.3. Критерии эффективности применения информационных технологий
Эффективность — одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих по- ка, единого общепризнанного определения. Эффективность — это одна из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования сис- темы. В дальнейшем будем понимать под эффективностью информационных технологий ме- ру соотношения затрат и результатов применения информационных технологий [30]. В качестве основных показателей эффективности часто рассматривают показатели эко- номической эффективности: экономический эффект, коэффициент экономической эффек- тивности капитальных вложений, срок окупаемости капитальных вложений и т.д. Экономический эффект - результат внедрения какого-либо мероприятия, выражен- ный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления.
Так, для организаций, использующих информационные технологии, основными источ- никами экономии являются: улучшение показателей их основной деятельности, происходящее в результате ис- пользования информационных технологий6; сокращение сроков освоения новых информационных технологий за счет их лучших эргономических характеристик; сокращение расхода машинного времени и других ресурсов на отладку и сдачу задач в эксплуатацию при внедрении нового инструментария информационных технологий; повышение технического уровня, качества и объемов информационно- вычислительных работ; увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации; повышение коэффициента использования вычислительных ресурсов, средств подго- товки и передачи информации; уменьшение численности персонала, в том числе высококвалифицированного, заня- того обслуживанием программных средств, автоматизированных систем, систем обработки
Здесь подразумевается использование автоматизированных информационных технологий
информации, переработкой и получением информации; снижение трудоемкости работ программистов при программировании прикладных задач с использованием новых информационных технологий в организации-потребителе ин- формационных технологий; снижение затрат на эксплуатационные материалы. Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений показывает величину годового прироста прибыли, образующуюся в результате производства или эксплуатации информационных технологий, на один рубль единовременных капиталь- ных вложений.
Срок окупаемости (величина, обратная коэффициенту эффективности) — показатель эффективности использования капиталовложений — представляет собой период времени, в течение которого произведенные затраты на информационные тех- нологии окупаются полученным эффектом.
Определение эффективности информационных технологий основано на принципах оценки экономической эффективности производства и использования в народном хозяйстве новой техники, с учетом специфики информационных технологий. Предварительный экономический эффект рассчитывается до выполнения разработки информационных технологий на основе данных технических предложений и прогноза ис- пользования. Предварительный эффект является элементом технико-экономического обоснования разработки информационных технологий и используется при планировании разработки и их внедрения. Потенциальный экономический эффект рассчитывается по окончании разработки на основе достигнутых технико-экономических характеристик и прогнозных данных о макси- мальных объемах использования информационных технологий. Потенциальный эффект используется при оценке деятельности организации- разработчиков информационных технологий. Гарантированный экономический эффект рассчитывается в виде гарантированного экономического эффекта для конкретного объекта внедрения и общего гарантированного внедрения по ряду объектов. Гарантированный экономический эффект для конкретного объекта внедрения рассчи- тывается после окончания разработки для одного внедрения на основе данных о гарантиро- ванном разработчиком удельном эффекте от применения информационных технологий и га- рантированных пользователем сроках и годовом объеме использования информационных технологий. Гарантированный эффект от одного внедрения информационных технологий рассчиты- вается при оформлении договорных отношений между организацией-разработчиком и орга- низацией-пользователем. Гарантированный общий эффект служит для обоснования цены на информационные технологии, выбора варианта их производства и внедрения. Фактический экономический эффект рассчитывается на основе данных учета и сопос- тавления затрат и результатов при конкретных применениях информационных технологий. Фактический эффект используется для оценки деятельности организаций, разрабаты- вающих, внедряющих и использующих информационные технологии, для определения раз- меров отчислений в фонды экономического стимулирования, а также для анализа эффектив- ности функционирования информационных технологий и выработки технических предложе- ний по совершенствованию информационных технологий и условий их применения.
Показатели экономической эффективности информационных технологий определя- ются на основе: экономической оценки результатов влияния информационных технологий на конеч- ный результат их использования; экономической оценки результатов влияния на технологические процессы подготов- ки, передачи, переработки данных в вычислительных системах; экономической оценки результатов влияния информационных технологий на техно- логический процесс создания новых видов информационных технологий.
2.3.4. Расчет экономического эффекта при внедрении информационных технологий
Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и коммуникационной техники. Естественно, что их использование требует капитальных вложений (приобретение техники, программного обеспечения и др.). Поэтому, внедрению информационных технологий должно предшествовать экономическое обоснование целесо- образности их применения, обоснования выбора платформы и т.д. Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий. Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность [2]. Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации информационных работ. Фактическая эффективность рассчитывается по результатам вне- дрения автоматизированных информационных технологий. Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат жи- вого и овеществленного труда. При этом установлено, что чем больше участков прикладных работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспе- чение. Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на прямой и косвенный. Под прямой экономической эффективностью информационных технологий понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности персонала, связанного с реализацией информационных задач (управленческий персонал, инженерно-технический персонал и т.д.), уменьшения фонда за- работной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматиза- ции конкретных видов информационных работ. Косвенная эффективность проявляется в конечных результатах деятельности органи- заций. Например, в управленческой деятельности ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово-учетных и аналитиче- ских работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производительности тру- да и т.д. При анализе косвенной эффективности основным показателем является повышение качества управления, которое, как и при прямой экономической эффективности, ведет к эко- номии живого и овеществленного труда. Оба вида рассмотренной экономической эффектив- ности взаимоувязаны. Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных по- казателей.
Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию прини- мают затраты на обработку информации до внедрения информационной технологии (при ручной обработке), а при совершенствовании действующей системы автоматизации инфор- мационных работ - затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматиза- ции. При этом пользуются абсолютными и относительными показателями. Например, на ручную обработку документов следует затратить 100 чел./час. (T0), а при использовании информационных технологий - 10 чел./час. (T1). Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет: TЭК = T0 – T1 = 100 – 10 = 90 чел./час. Относительный индекс производительности труда JПТ = 0, 10 означает, что для обработки документов при автоматизации требуется по сравнению с руч- ной обработкой только 10 % времени. Используя индекс производительности труда JПТ., можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат. В примере, при обработке документов в результате применения информационной технологии экономия составит 90 %. Наряду с трудовыми показателями, рассчитываются и стоимостные показатели, т.е. оп- ределяются затраты (в денежном выражении) на обработку информации при базисном (C0) и отчетном (C1) вариантах. Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением: CЭК = C1 - C0. Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле Jст.зат = C1 / C0. Срок окупаемости затрат Tок устанавливается по формуле: Tок = ((З0 + П0) Кэ ф) / (C0 – C1), где З0 - затраты на техническое обеспечение; П0 - затраты на программное обеспечение; Кэ ф - коэффициент эффективности. Технологические стадии разработки автоматизированных информационных технологий и систем регламентируются российскими и международными стандартами.
Глава 2.4. В ИДЫ О БРАБОТКИ ДАННЫ Х
2.4.1. Процедуры обработки данных в зависимости от видов представления данных
Обработка данных представляет собой последовательность операций, производимых над данными. Процедуры обработки данных могут различаться в зависимости от форм и ви- дов представления данных (Рис. 2.4, Рис. 2.5).
В экономической деятельности наиболее распространено цифровое и буквенное ото- бражение информации в различных вариантах и сочетаниях: документы, тексты, таблицы, файлы, базы данных и др. В информационных технологиях, применяемых в экономической деятельности, как и в телевидении, кино-, мультимедийных технологиях широко использу- ются также изображения, речь, звуки, сигналы и т.д. В управлении технологическими процессами и объектами дискретного и непрерывного действия более всего актуальна обработка сигналов, сообщений для управления на низовом, производственном уровне.
ля среднего и верхнего уровней управления предприятием информация обобщается, группируется, агрегируется, чтобы получить более полную и достоверную картину состоя- ния всего производства при принятии управленческих решений.
Информационные технологии разделяется на классы (инструментарий) по типу обраба- тываемой информации (рисунок) и могут объединяться в интегрированные технологии. Обработка цифровой, символьной, текстовой, табличной информации, в виде баз дан- ных, сигналов, речи, звуков, документов, изображений имеет свои особенности и специфику, реализуется видами инструментария информационных технологий: 1. Текстовые процессоры: Microsoft Word, Word Perfect, Лексикон, Lotus и др.; 2. Электронные таблицы: Microsoft Excel, Lotus 1-2-3, Corel Quattro Pro, Sun Star Of- fice Calc и др.; 3. Программы презентационной графики: Microsoft Power Point, Corel Presentations, Lotus Freelance Graphics, Sun Star Office Impress и др.; 4. WEB-редакторы: Microsoft Front Page, Netscape Composer, Macromedia Free Hand и др.; 5. Почтовые клиенты: Microsoft Outlook, Microsoft Outlook Express, Netscape Messen- ger, The Bat и др.; 6. Редакторы растровой графики: Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint и др.; 7. Редакторы векторной графики: Corel Draw, Adobe Illustrator и др.;
8. Настольные издательские системы: Adobe Page Maker, Quark Xpress, Corel Ventura, Microsoft Publisher и др.; 9. Средства разработки: Borland Delphi, Microsoft Visual Basic, Borland C++ Builder, Microsoft Visual C++ и др.
Виды обрабаты- Объекты Числовые Текстовые Изображе- ваемой реального Знания данные данные ния информа- мира ции
Электрон- Мульти- ные таб- Виды медиа, лицы, Текстовые информа- объектно- СУБД, Системы Эксперт- редакторы, ционных ориенти- алгорит- компью- ные издатель- техноло- рованные мические терной системы ские гий языки языки графики програм- системы моделиро- вания мирования
Список использованной литературы
1. Автоматизированные ИТ / Под ред. Г.А. Титоренко - М.: Финансы, статистика, информатика, 1998. 2. Громов Г.Р. Очерки. Информационные технологии - М.: ИНФОАРТ, 1993 3. Даниловский Ю.Г. и др. Информационная технология в промышленности - М.: Высшая школа, 1988. 4. Информационные системы в экономике /Учебник под редакцией Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996. 5. Иоффе А.Ф. Персональные ЭВМ в организационном управлении - М.: Наука, 1988. 6. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. Назарова С.В. - М.: Финансы и статистика, 1995. 7. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 920 с. 8. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999. – 136 с. 9. Макарова Н.В. Информатика: Учеб. пос. - М.: Финансы и статистика, 1997, 368с. 10. Макарова Н.В. Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1997, 768с. 11. Петров В.Н. Информационные системы: Учебник. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с. 12. Севрун М.А. АРМ экономиста-аналитика промышленного предприятия - М.: Финансы и статистика, 1990. 13. Советов Б.Я. Информационные технологии М.: Высшая школа, 2004 14. Федоров А.Г., Борзенко А.Е. Мультимедиа для всех - М.: ПИРИТ, 1995 15. Экономическая информатика и вычислительная техника / под ред. В.П. Косарева, Л.Ю. Кополева - изд. 2-е - М.: Финансы и статистика, 1996. - 33с. 16. Якубайтис Э.Я. Информационные технологии в экономике: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999. - 138 с.
|