Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению, для 2 класса
Тема: «Мы друзья природы» Цель: создание благоприятных условий для выявления взаимосвязи природы и человека. Задачи: Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах). Развивающие: развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. Оборудование: 1. оформление зала: деревья, цветы, муравейники, грибы-мухоморы, паутина с пауком на кустах, ёж, змея, гнездо с птенчиками, бабочки; 2. персональный компьютер, мультимидийный проектор, экран, презентация; 3. музыкальное оформление: «Голоса птиц», «Наедине с природой» Ход занятия Учитель: Друзья мои, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. Давайте отправимся в лес. Но не за грибами и не за ягодами, а за... чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим удивит вас. Словом, отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернёшься. И вот что удивительнее всего: лесных чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Звучит аудиозапись «Голоса птиц» Учитель: Как красиво поют птицы! Мы слышали их голоса, записанные на диск. А где можно услышать голоса птиц в природе? Дети: В лесу, в парке. Можно послушать пение птиц и в природном уголке. Учитель: В природном уголке у нас настоящий птичий хор. Очень я люблю, ребята, Дети присаживаются на поляне, слушают аудиозапись «Наедине с природой», делятся впечатлениями. Дети: Как здесь интересно! Сколько тропинок! Учитель: Прежде, чем отправиться по лесной тропинке, вспомним правила поведения в лесу. Если в лес пришел гулять, – Дети, может, мы побегаем по траве, попрыгаем? Дети: Нет! Нет! В лесу надо ходить по дорожкам, чтобы не вытаптывать, не мять траву, цветы, чтобы нечаянно не наступить на жучков, паучков, червячков, муравьёв, кузнечиков, божьих коровок. Учитель: А возле деревьев бегать можно? Дети: Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно рыть, делать ходы на утоптанной земле. Почва не рыхлится, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет. Учитель: Помните, что произошло с деревом на нашем участке? Дети: Оно упало. Учитель: А корни были у этого дерева? Дети: Нет. Учитель: Почему? Как вы думаете? Дети: Земля около дерева была твёрдой, её затоптали. Воздух и вода не поступали к корням. А червячки не смогли рыхлить землю, уж очень она была твёрдой. Корни засохли, и засохло дерево. Учитель: Этот случай нас научил, как надо себя вести около деревьев, кустов. Ответы детей. Учитель: Конечно, лес – это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Леса бывают разные. Дети: Березняк, берёзовая роща. Учитель: Как вы назовёте лес, где растут ели? Сосны? Дети: Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес. Учитель: Много дубов... Дети: Дубрава. Учитель: Как вы думаете, что такое смешанный лес? Дети: Лес, где растут сосна, берёза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель. Здравствуй, лес, дремучий лес, Учитель: Лес нам теперь откроет и другие свои тайны. Дети, давайте прогуляемся вот по этой тропинке. На тропинке лежит змея. Дети: Нет, по этой тропинке нельзя идти, там змея греется на солнышке со своими детёнышами. Она может нас ужалить. Подумает, что мы хотим её убить, обидеть её детёнышей. Учитель: Нет, дети, она добрая. Змея может ужалить нас, если мы ей наступим на хвост или на спину, не заметив её в траве. Песенку змеи помните? Дети: У змеи – «шипелочка». «Шу-шу-шу, потихонечку шуршу». Педагог. Тогда пойдёмте вот по этой тропинке. На кустах висит паутина с пауком. Дети. Нет, нет! Сюда тоже нельзя! Видите, какая узенькая тропочка, здесь паутина и пауки. А убивать пауков и обрывать паутину нельзя. Они полезные, ловят в свои сети мух, комаров, ос. Правда, есть и ядовитые, такие как паук-крестовик, каракурт, тарантул, скорпион. Учитель: Ну тогда пойдёмте вот по этой тропинке. Рядом с деревом большой муравейник. Дети: Здесь муравейник! Значит, в траве много муравьёв. Мы их можем задавить, затоптать. А они очень полезные. Сюда мы не можем идти. Учитель: Послушайте, как говорится о муравьях в стихотворении. Дети: Муравьишки-торопышки Учитель: Друзья мои, что-то долго мы не можем попасть на полянку. Видно, заблудились. Друг наш лес, помоги, нас к полянке приведи. На большом экране демонстрируется слайд с изображением лесной поляны. Вот мы и вышли на полянку. Спасибо! Смотрите, как здесь красиво: много цветов, бабочек, пчёл, кузнечиков. Разве это не чудесно! Давайте полюбуемся, понаблюдаем за этой красотой. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим. Мальчик рвет цветы в охапку. Дети: – Ты что делаешь? Нельзя рвать цветы охапками, чтобы потом их бросить. Мальчик: Я всё понял, я больше не буду так делать. Учитель: Видишь, сколько над цветами летает бабочек. Они красивы, как и цветы, невесомы и... ранимы. Дети: – Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным острым хоботком. Первый ребенок: А дневной павлиний глаз Второй ребенок: Мне очень, очень нравится (подходит к крапивнице и показывает руками) Крапивница-красавица. Учитель: Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали. Хозяйка белочка в лесу Педагог. Такие люди наносят вред лесу, и он бывает очень на них сердит. Лес – не только для нашей забавы, Педагог незаметно берет из цветов божью коровку. Учитель: Дети, посмотрите на мою ладошку. Вам знакомо это насекомое? (Демонстрирует заводную игрушку.) Дети: Это – божья коровка! Учитель: Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползёт по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Мы понимаем, что хлеба коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему? Дети: Бережно, так как они приносят нам счастье и сохраняют урожаи и в садах, и в огородах, и на полях. Ребенок: Посмотрите, какой здесь мухомор! Учитель: Что вы знаете про мухомор? Дети: Мухомор – ядовитый гриб. Учитель: Вот видите, и мухоморы нельзя уничтожать. Но у нас не один мухомор, а целая семейка. Посмотрите. Вот они. Девочки надевают шапочки мухоморов. «Танец мухоморов». Учитель: Ребята, продолжим наше путешествие по лесным тропинкам. Пойдём вот по этой тропке. Дети замечают под кустом ежа. Дети: Смотрите, здесь ежик. Да какой колючий, забавный, толстенький, кругленький! На поляну выходит ребенок в костюме ежа. Ежик: Здравствуйте, дети. Вы такие умные, все знаете. А обо мне что-нибудь знаете? Учитель: Знают, ежик, много загадок, скороговорок, стихов. Вот послушай. Кто хочет загадать загадку о еже? Дети. Лежала между елками Сердитый недотрога Педагог. Кто хочет рассказать чистоговорку и скороговорку о еже? Дети: Ежик, ежик, чудачок, Жа-жа-жа, есть иголки у ежа. Ежу на ужин жук нужен. Учитель: Мы совсем забыли о стихах. Кто хочет прочитать стихотворение? Дети читают стихи о еже. Появляется ребенок в костюме лисы. Учитель: Ежик! К нам пришла лисичка, она хочет побеседовать с тобой. Диалог «Лисица и еж» Л. Воронковой. Лиса: Всем ты, еж, и хорош, и пригож, да вот колючки тебе не к лицу. Еж: А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли? Лиса: Да не то чтобы некрасивый! Еж: А может, я с колючками неуклюжий? Лиса: Да не то чтобы неуклюжий! Еж: Ну так какой же я с колючками? Лиса: Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный. Учитель: Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится... Какие предметы мы называем словом «иголка»? Дети: Иголки у елки, у сосны, у лиственницы, иголки у кактуса, швейные иголки, иголки для уколов. Учитель: Какие это иглы? Дети: Еловые, сосновые, лиственные, швейные, медицинские. Учитель: А чем похожи все иглы? Дети: Все они тонкие и острые. Учитель: Ребята! Смотрите, сколько желудей! Дети собирают жёлуди в корзину. Учитель: Зачем вы собираете жёлуди? Дети: Для игры в магазин, в природный уголок для поделок. Учитель: О чём надо помнить при сборе семян и плодов? Дети: Они нужны для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе, и только немножко можно взять для игры. Ребенок: А вот гнездо с птенчиками! (Говорит тихо на расстоянии от гнезда.) Дети: К гнезду нельзя подходить близко. По нашим следам их могут отыскать и разорить хищники: куница, змея. Учитель достает из-под елки красивую плетеную корзинку. Учитель: Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет. На экране демонстрируется слайд «Дары леса» (грибы, ягоды, жёлуди, орехи, яблоки, шишки, листья). Учитель: Ребята, представьте, что все это вы собирали в лесу. Скажите, с чем была бабушкина корзинка? Дети: Корзинка была с желуд ями (с сыроежк ами, с лисичк ами, с опят ами, с ягод ами, с яблок ами, с шишк ами, с листь ями, с орех ами, с подосиновик ами, с подберезовик ами). Учитель: Вы, ребята, сегодня молодцы! Но вы забыли рассказать мне пословицы о лесе. Дети: Лес – богатство и краса, береги свои леса. Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. Учитель: Сегодня мы с вами путешествовали по лесным тропинкам, полянкам, увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Ответы детей. Учитель: Чтобы человек стал другом Природы, он должен быть добрым. Ты, дружок, смотри не подкачай! – Ребята, подберите однокоренные слова к слову Родина. Дети: Род, родной, родитель, родители, родня, родные, родственники, родительское (православный праздник, собрание), прародитель. Учитель: А быть добрым помогает улыбка, подаренная ветру, цветам, солнцу, друг другу, птицам, бабочкам... Танец «Аист на крыше». Дети, исполнявшие танец, бегут к выходу из зала. Учитель: Смотрите, смотрите, куда полетели аисты! Поспешим же и мы за ними!
|