![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические механизмы обеспечения безопасности труда.
Согласно ст.226 ТК РФ, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0, 2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Выполнение нормативных требований охраны труда зачастую связано с техническим перевооружением производств и осуществление капитальных затрат. Сюда относятся затраты на приобретение машин, оборудования, внедрение новой технологии, на реализацию архитектурно-планировочных решений, позволяющих выполнить требования санитарно-гигиенических нормативов; на установление средств коллективной защиты от воздействия вредных факторов производственной среды (например, установка вентиляционных систем). Или же затраты носят текущий характер, например затраты на мероприятия по установке ограждений, приспособлений краткосрочного пользования, приобретению средств индивидуальной защиты. Расходы на выплату компенсаций или страховых взносов относятся к текущим затратам. Текущие затраты на мероприятия по охране труда отслеживаются в организациях по форме №7- травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях». Эти затраты учитываются суммарно по всем видам мероприятий, включая затраты на улучшение условий и охраны труда на производстве за счет всех источников финансирования в соответствии с коллективным договором и планом мероприятий по охране труда. В статистических бюллетенях по производственному травматизму публикуются сводные годовые данные о материальных затратах на мероприятия по охране труда по видам экономической деятельности (до 2003г. затраты по отраслям промышленности) и по регионам Российской Федерации суммарно и в расчет на одного работающего. Мероприятия по охране труда в организациях – это совокупность действий технического, лечебно-профилактического и санитарно-бытового, организационного характера, а также по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, направленных на выполнение государственных нормативных требований в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Мероприятия планируются и осуществляются в целях реализации положений статей Х «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации. Рассматривая экономическую эффективность любых управленческих решений в сфере охраны труда, необходимо помнить, что расходы (затраты) на охрану труда в принципе не могут приносить доход (прибыль), так как являются вспомогательными для целей производства и не связаны непосредственно с производством и реализацией какого-либо товара. Поэтому на практике любой руководитель организации или предприниматель может видеть конкретные расходы на охрану труда (не менее 0, 2% согласно ст. 226 ТК РФ), но не видит «доходов» от охраны труда. Вместе с тем мероприятия по охране труда не являются чисто затратными или убыточными. Дело в том, что если при производстве товара (услуг) речь идет об увеличении (максимизации) доходов (прибыли), то при мероприятиях по охране труда и (или) безопасности производства речь идет о снижении (минимизации) убытков (потерь). В соответствии с Трудовым кодексом РФ экономическая эффективность улучшения условий труда подчинена социальным целям. Социальная эффективность мероприятий по охране труда появляется по истечении некоторого периода времени с момента их внедрения, а для оценки социального эффекта (Э) может быть использован ряд показателей. При оценке экономической эффективности трудоохранных мероприятий исходят из того, что экономия средств обусловлена: • снижением потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваний; • прибылью, полученной в результате повышения производительности труда, вследствие улучшения санитарно-гигиенических и технико-технологических условий; • снижением потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда; • экономией сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования для коллективной защиты работающих; • снижением издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.
|