![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные категории психологии. Рубинштейн, Леонтьев, Асмолов, Петровский
Научная психология стремится отразить реальность психического в его существенных свойствах, в обобщенной форме, т.е. понятиях. Понятие - каркас любой науки. В своей совокупности образуют категориальный строй, если меняется научный взгляд на психологию чел., то происходит смена категорий. (напр.понятие психика). Категория - это предельно общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов окружающего мир а. Единой психологии не существует. В псих-ии представлены различные научные школы, направления. Отличие состоит в том, что они рассматривают базисные категории по-разному. Научные течения отличаются не только по своему предмету, но и по понятийному строю и объяснительным схемам. Со временем та или иная категория может абсолютироваться, и она может стать принципом (напр.категория деятельность превратилась в принцип). Основные категории псих. науки: 1) кат. сознания (выделила псих., как самост. науку); 2) кат. деятельности (в учебнике общ. псих.); 3) кат. образа; 4) кат. Действия; 5) кат. мотива; 6) кат. общения; 7) кат. личность и индивид (социально-биологическая).
Все категории используются для осуществления категориального анализа - это способ псих-го познания, элементами кот. выступают научные категории, воспроизводящие отдельные стороны псих. деят-ти. Категориальный анализ - играет опред. роль: 1) возникновение науки связано с установлением и развитием категориального аппарата; 2) уровень категориального аппарата указывает на уровень развития науки и научной школы; 3) на основе категориального анализа осущ-ся категоризация («.отнесение единичного объекта, предмета, события к некоторому определенному классу).
Психология – это наука о сознании, о психике и закономерностях её проявления и развития. Житейскими называют знания, которые точно не проверены, а получены путём житейского опыта каждого отдельного человека. Эти знания недостаточно надёжны и достоверны. Эти знания получены из наблюдений, из сравнений, из состояния собственной души и поэтому здесь много субъективности. Научными называют такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причём их правильность можно доказать, пользуясь научными математическими расчетами. Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других – науки используют психологические знания для объяснения или решения определённых вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике. Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь данные психологии широко используют в медицине, в частности психиатрии. Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесной является связь психологии с литературой, языкознанием, историей, искусством, кибернетикой и т.д. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Физиология, изучая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять сложнейшие формы психической деятельности, установить отношения между здоровьем физическим и здоровьем психическим. Важнейшая психологическая категория - саморегуляция - разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности, обеспечивающей " уравновешивание" организма со средой, понимания себя в ней. Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность: психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чем и состоит связь психологии с социологией. Связь психологии с философией самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой -- как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.
|