Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Том 1. Остров Погибших КораблейСтр 1 из 437Следующая ⇒
Содержание Содержание. 2 Том 1. Остров Погибших Кораблей. 17 Предисловие. 18 * * * 20 * * * 21 * * * 23 * * * 27 * * * 28 * * * 31 * * * 34 * * * 35 * * * 39 * * * 41 Остров Погибших Кораблей. 42 Часть первая. 42 I. На палубе. 42 II. Бурная ночь. 46 III. В одной пустыне. 50 IV. Саргассово море. 52 V. В царстве мертвых. 55 Часть вторая. 58 I. Тихая пристань. 58 II. Обитатели островка. 62 III. Губернатор Фергус Слейтон. 64 IV. Новая жизнь. 68 V. Выбор жениха. 71 * * * 72 VI. Поражение Слейтона. 75 Часть третья. 78 I. Заговор. 79 II. Бегство. 81 III. Вез воздуха. 84 IV. Спасение. 86 Тайна убийства Деллы Джексон. 87 Часть четвертая. 88 I. Научная экспедиция. 88 II. Новый губернатор. 95 III. Курильщик опиума. 100 IV. Исчезнувший остров. 102 V. Великие события. 109 VI. «Арестовать его!». 114 VII. Старик Вокко. 118 VIII. Опять на острове. 122 IX. «Боги мстят». 125 X. Тайна капитана Слейтона. 133 XI. Вода и огонь. 138 Голова профессора Доуэля. 145 Первая встреча. 145 Тайна запретного крана. 148 Голова заговорила. 152 Смерть или убийство?. 155 Жертвы большого города. 161 Новые обитатели лаборатории. 163 Головы развлекаются. 166 Небо и земля. 168 Порок и добродетель. 174 Мертвая Диана. 181 Сбежавший экспонат. 192 Допетая песня. 196 Женщина-загадка. 200 Веселая прогулка. 206 В Париж! 210 Жертва Керна. 213 Лечебница Равино. 220 «Сумасшедше». 223 «Трудный случай в практике». 226 Новенький. 232 Побег 235 Между жизнью и смертью.. 237 Опять без тела. 243 Тома умирает во второй раз. 247 Заговорщики. 250 Испорченный триумф.. 254 Последнее свидание. 257 Выходные данные. 261 Том 2. Последний человек из Атлантиды.. 262 Последний человек из Атлантиды.. 263 I. Подводная экспедиция. 263 II. Атлантида и Мэри. 265 III. В поисках Атлантиды.. 267 IV. Неожиданная помощь. 268 Предисловие. 271 I. Атлантида. 271 II. Сель. 276 III. Гуан-Атагуераган, царь Атлантиды.. 278 IV. Адиширна-Гуанч. 282 V. При свете звезд. 286 VI. Праздник Солнца. 290 VII. Акса-Гуам-Итца и Ата. 294 VIII. В магическом круге. 302 IX. Змееныш.. 307 X. В старых шахтах. 310 XI. Ацро-Шану и Крицна. 313 XII. Восстание рабов. 318 XIII. Конец восстания рабов. 323 XIV. Гибель Аты.. 326 XV. Обреченные. 329 XVI. Крылатый змей. 332 XVII. «Золотой век». 335 XVIII. Гибель Атлантиды.. 339 XIX. Корабль мертвецов. 345 XX. Последний человек из Атлантиды.. 350 Продавец воздуха. 353 Глава 1 Окаянный край. 353 Глава 2 «Мертвый Каш». 358 Глава 3 «Ноздря» Ай-Тойона. 364 Глава 4 Неожиданная встреча. 369 Глава 5 С неба на лекцию.. 375 Глава 6 Подземный городок. 379 Глава 7 Неудачный побег 383 Глава 8 «Мистер Фатум». 387 Глава 9 «Высочайшее помилование». 391 Глава 10 Подземное путешествие. 395 Глава 11 Пленники подземного городка. 405 Глава 12 Новое знакомство. 411 Глава 13 Затишье перед бурей. 415 * * * 417 Глава 14 «Шутики» мистера Клименко. 419 Глава 15 Мир задыхается…... 424 Глава 16 Игра начинается. 428 * * * 430 Глава 17 «Показательный взрыв». 433 Глава 18 Бэйли снимает маску. 438 Глава 19 Развязанные руки. 442 Глава 20 Обреченные. 448 Глава 21 «Лопнул купец». 453 * * * 457 Когда погаснет свет. 457 Сценарий художественного научно-фантастического фильма. 457 Выходные данные. 542 Том 3. Человек-амфибия. 544 Человек-амфибия. 544 Часть первая. 544 «Морской дьявол». 545 Верхом на дельфине. 552 Неудача Зурита. 555 Доктор Сальватор. 560 Больная внучка. 566 Чудесный сад. 568 Третья стена. 572 Нападение. 574 Человек-амфибия. 577 День Ихтиандра. 581 Девушка и смуглый. 590 Слуга Ихтиандра. 593 В городе. 596 Снова в море. 599 * * * 602 Маленькая месть. 603 Нетерпение Зурита. 606 Неприятная встреча. 610 Бой со спрутами. 613 Новый друг 617 Часть вторая. 624 В пути. 624 Это «морской дьявол»! 629 Полный ход! 633 Необычайный пленник. 638 Покинутая «Медуза». 644 Затонувший корабль. 647 Часть третья. 651 Новоявленный отец. 651 Юридический казус. 658 Гениальный безумец. 662 Слово подсудимого. 665 В тюрьме. 671 Побег 681 Подводные земледельцы.. 686 Глава 1 Нептун Иванович огорчен. 686 Глава 2 «Рыбе – вода, земля – человеку». 695 Глава 3 Под пятью куполами. 698 Глава 4 Подводный совхоз. 704 Глава 5 Письмо Миколы Гузика. 708 Глава 6 В «море-окияне». 714 * * * 716 Глава 7 Тайфун. 717 Глава 8 Пещерное эхо. 721 Глава 9 На плечах тайфуна. 727 Глава 10 Новоселье. 731 Глава 11 «Пленники моря». 738 Глава 12 Хунгуз. 741 Глава 13 Морской волк. 746 Глава 14 Гузик срывает подводные аплодисменты.. 748 Глава 15 Под водяным одеялом.. 752 Глава 16 Ванюшка-дипломат. 756 Глава 17 Старые счеты.. 760 Глава 18 Таяма отдает визит. 767 Глава 19 Неведомый враг 770 Глава 20 Во мраке вечной ночи. 773 Глава 21 Неожиданная встреча. 775 Глава 22 Друзья – враги. 778 * * * 779 Глава 23 За красными водорослями. 782 Глава 24 «Холосая девуска». 785 Глава 25 Рыбка на крючке. 788 Глава 26 Серп и молот. 793 Глава 27 «Фив!». 795 Глава 28 Прерванный ужин. 798 * * * 800 Глава 29 Электромагнит действует. 800 Глава 30 Сложение сил. 802 Глава 31 Харакири. 805 * * * 806 Глава 32 Заседание продолжается. 809 Выходные данные. 811 Том 4. Властелин мира. 812 Часть первая. 812 I. Кандидат в Наполеоны.. 812 II. Под колесами поезда. 818 III. Два завещания. 823 IV. Счастливая невеста. 827 V. Запутанная история. 830 VI. Судебный процесс. 832 VII. Пропавший наследник. 836 VIII. Стеклянный дом.. 838 IX. Пятьдесят процентов прибавки. 842 X. «Девушка с разбитым кувшином». 845 XI. Несостоявшееся свадебное путешествие. 850 XII. В шесть часов вечера. 856 Часть вторая. 861 I. Биржевая паника. 861 II. Побеждает сильнейший. 866 III. Белая вилла. 869 IV. Массовый психоз. 875 Массовый психоз. 880 V. Комитет общественного спасения. 882 VI. Неудавшееся покушение. 888 VII. «Трильви». 896 VIII. Паническая зона. 899 IX. «Дружеская помощь». 907 X. В Поисках равного оружия. 914 XI. Московский изобретатель. 919 XII. Немая война. 926 XIII. «Чертовски интересная ночь». 935 XIV. Игра окончена. 948 XV. У разбитого аквариума. 953 Часть третья. 960 I. Домик у моря. 960 II. Охотники на львов. 966 III. Штирнер и Штерн. 972 IV. «Лебедь» Сен-Санса. 978 V. Укрощенные. 981 Вечный хлеб. 987 Глава 1 Деревенские новости. 987 Глава 2 Счастливый Ганс. 992 Глава 3 Ганс становится «хлеботорговцем». 997 Глава 4 Короли биржи. 1004 Глава 5 Золотые россыпи. 1010 Глава 6 Борьба продолжается. 1017 Глава 7 Ненужное богатство. 1024 Глава 8 Хлебный потоп. 1029 Глава 9 Осада. 1032 Глава 10 Преступник. 1036 Глава 11 Спасенный мир. 1039 Глава 12 Свежий ветер. 1043 Человек, потерявший лицо. 1044 I 1044 II 1053 III 1055 IV.. 1059 V.. 1063 VI 1069 VII 1073 VIII 1081 IX.. 1087 X.. 1092 XI 1097 XII 1110 * * * 1114 Выходные данные. 1115 Том 5. Прыжок в ничто. 1117 Прыжок в ничто. 1117 Предисловие К. Э. Циолковского ко второму изданию.. 1118 Часть первая Акционерное общество спасателей. 1118 Глава I Большие знания могут быть причиной больших неприятностей 1118 Глава II Читатель знакомится с достопочтенным обществом леди Хинтон, а также убеждается в том, что умный человек и на берегах Темзы может найти золотые россыпи 1122 Глава III О пользе Экватора. 1132 Глава IV Как можно многое вместить в малом.. 1138 Глава V Город, не отмеченный ни на одной карте и не похожий на другие города мира 1150 Глава VI 1155 Глава VII Ганс изучает Луна-Парк. 1165 Глава VIII Достойный ученик Циолковского. 1173 Глава IX На Земле нет спасения!.. 1178 Глава X О «гробах» и о том, что появилось нового в Стормер-сити, пока Ганс сидел в шаре 1183 Глава XI Старик Пуччи и его «драконы». 1191 Глава XII Первый «Ковчег» оставляет Землю.. 1197 Часть вторая В мире невесомого. 1203 Глава I Начало путешествия едва не превратилось в его конец. 1203 Глава II Окончательно «воскресают мертвые», и происходят некоторые «небесные чудеса» 1210 Глава III Как Лео Цандер вместо завтрака накормил пассажиров «Ковчега»… уроком физики 1217 Глава IV Пленники машины.. 1222 Глава V О плохо устроенном космосе, об относительном движении и о прочих вещах 1225 Глава VI И в небе путешественники остаются сами собой, узнав о некоторых земных делах 1235 Глава VII Как осрамилась леди Хинтон. 1241 Глава VIII Пассажиры заняты устройством оранжерей и солнечного двигателя 1245 Глава IX Пинч побивает рекорды Шерлока Холмса. 1250 Глава X Пассажиры овладевают искусством небесной навигации. 1257 Глава XI «Тррр – и готово!..». 1265 Глава XII «На всех парах» к Венере. 1267 Часть третья Новая земля. 1271 Глава I Венера принимает гостей. 1271 Глава II Зимние невзгоды.. 1279 Глава III «Первые дни творения». 1283 Глава IV В поисках Блоттона. 1291 Глава V Пещерные жители. 1295 Глава VI Епископ меняет богов. 1307 Глава VII «Игра в прятки». 1311 Глава VIII В плену у шестируких. 1316 Глава IX Рассказ одичавшего лорда. 1321 Глава X Осенние думы.. 1327 Глава XI «Говорит Земля!». 1331 Глава XII На Родину! 1335 * * * 1340 Воздушный корабль. 1340 * * * 1344 * * * 1349 * * * 1353 * * * 1356 * * * 1370 * * * 1399 * * * 1405 Выходные данные. 1407 Том 6. Звезда КЭЦ.. 1408 Звезда КЭЦ.. 1408 1. Встреча с чернобородым.. 1409 2. Демон неукротимости. 1413 3. Я становлюсь сыщиком.. 1415 4. Неудавшаяся погоня. 1418 5. Кандидат в небожители. 1419 6. «Чистилище». 1423 7. Короткое путешествие. 1425 8. Небесный младенец. 1427 9. В библиотеке. 1436 * * * 1438 10. У директора. 1445 11. Ученый паук. 1447 12. Тюрин тренируется. 1455 * * * 1459 13. К лунной орбите. 1460 14. На Луне. 1470 15. Звездные будни. 1501 * * * 1503 16. У Крамера портится характер. 1505 17. Зоолаборатория. 1512 18. Новый друг 1517 19. Странное заболевание. 1522 20. Чернобородый Евгеньев-Палей. 1527 21. Наконец я выдерживаю характер. 1534 22. Земля и звезды.. 1535 Лаборатория Дубльвэ. 1536 * * * 1537 * * * 1539 * * * 1540 * * * 1546 * * * 1550 * * * 1551 * * * 1555 * * * 1557 * * * 1560 * * * 1567 * * * 1570 * * * 1575 * * * 1578 * * * 1579 * * * 1580 * * * 1583 * * * 1584 * * * 1586 * * * 1586 * * * 1587 * * * 1590 * * * 1593 * * * 1595 * * * 1598 * * * 1600 Чудесное око. 1601 Пролог 1601 За морским окунем.. 1607 Вестник аварии. 1612 Слепая старуха. 1616 На кладбище. 1619 Правая рука Бласко Хургеса. 1621 Судьба экспедиции решается. 1626 Несчастнейший человек в СССР.. 1633 Путешествие в мир атома. 1638 Миша Борин отправляется в телеэкспедицию.. 1651 В Атлантике. 1654 Подводное путешествие. 1656 Нежданный гость. 1666 Ловец акул. 1670 Алло! Слушайте и смотрите! 1674 Всемирная сенсация. 1684 Визит врача. 1689 Пересадка в воздухе. 1691 Один против трех. 1695 Поиски затонувшего телеглаза. 1697 Шлюпка «Левиафана». 1701 Следами авантюриста. 1703 История мистера Скотта. 1707 Азорес подает весточку. 1709 Миллионер-неудачник. 1710 Второй визит Скотта. 1713 Кар знакомится с новой страной. 1716 Приключение в пути. 1719 Подводная дуэль. 1721 При свете звезд. 1725 Над руинами «Левиафана». 1729 Выходные данные. 1737 Том 7. Человек, нашедший свое лицо. 1739 Человек, нашедший свое лицо. 1739 Часть первая. 1740 Драма Мейстерзингера. 1740 Убийственный смех. 1749 Твой нос – твое богатство. 1752 Чародей Цорн. 1755 Новый пациент. 1760 На новоселье. 1761 Не меняйте своего лица! 1763 Трудный случай в практике. 1767 Все течет…... 1770 Гормоны, гипофизы…... 1772 Кощунственный поступок. 1777 Чудо перевоплощения. 1781 Злоумышленник. 1786 Снова отвергнутый. 1789 Это наш нос, а не ваш.. 1793 За счет былой славы.. 1797 Кража со взломом.. 1798 Необычный судебный процесс. 1801 Прощальный ужин. 1805 Жертвы «колдовства». 1808 Мышеловка. 1811 Часть вторая. 1815 У изумрудного озера. 1815 Сторож-ученый. 1818 Эврика. 1824 Загадочная находка. 1828 Знаменательный день. 1831 Опять дома. 1838 Новый Санчо Панса. 1841 Борьба начинается. 1846 Потерянный поклонник. 1849 Эллен начинает новую жизнь. 1852 Неожиданный успех. 1854 Новое лицо Престо проявляется. 1858 Верный друг до черного дня. 1860 Флердоранж.. 1862 Статисты на авансцене. 1865 Неожиданный удар. 1869 Судьба фильма решается. 1870 Триумф.. 1872 Это та…... 1875 Последний удар. 1877 Ариэль. 1881 Глава первая. По кругам ада. 1881 Глава вторая. Дандарат. 1888 Глава третья. Опыты мистера Хайда. 1893 Глава четвертая. Друзья. 1901 Глава пятая. На новой стезе. 1903 Глава шестая. К неведомой судьбе. 1909 Глава седьмая. Боден и Хезлон. 1915 Глава восьмая. Камень преткновения. 1919 Глава девятая. Человеческий муравейник. 1921 Глава десятая. Бездомные нищие. 1924 Глава одиннадцатая. Начистоту, или оба хороши. 1928 Глава двенадцатая. «Воздушные зайцы». 1930 Глава тринадцатая. Вишну и парии. 1932 Глава четырнадцатая. И боги могут завидовать людям.. 1938 Глава пятнадцатая. Может ли дорожная пыль мечтать о солнце? 1943 Глава шестнадцатая. Опять в неволе. 1945 Глава семнадцатая. Яблоко раздора. 1948 Глава восемнадцатая. Неудачные поиски. 1954 Глава девятнадцатая. Владыка разгневан. 1956 Глава двадцатая. Мир восстановлен. 1959 Глава двадцать первая. Согласен. 1965 Глава двадцать вторая. Новая игрушка. 1968 Глава двадцать третья. Мохита собирает материал. 1970 Глава двадцать четвертая. Гроза разразилась. 1974 Глава двадцать пятая. Владыка изменчив. 1977 Глава двадцать шестая. Борьба за жизнь. 1978 Глава двадцать седьмая. Находка. 1980 Глава двадцать восьмая. Он улетел. 1981 Глава двадцать девятая. Воздушный бой. 1983 Глава тридцатая. Чуждый небу и земле. 1986 Глава тридцать первая. В джунглях. 1990 Глава тридцать вторая. «Новообращенный». 1994 Глава тридцать третья. «Чудо». 1997 Глава тридцать четвертая. Брожение умов. 2001 Глава тридцать пятая. Деловой разговор. 2004 Глава тридцать шестая. Полет. 2005 Глава тридцать седьмая. Законтрактованный небожитель. 2007 Глава тридцать восьмая. «Все проходит, как сон». 2011 Глава тридцать девятая. «Возвышенный» разговор. 2016 Глава сороковая. «Биной непобедимый». 2017 Глава сорок первая. Два мира. 2020 Глава сорок вторая. Страдающая мать. 2023 Глава сорок третья. Снова обман. 2026 Глава сорок четвертая. К друзьям.. 2030 Выходные данные. 2034 Том 8. Рассказы.. 2035 Светопреставление. 2035 I. Под старой липой. 2036 II. Двойник Марамбалля. 2039 III. В мире призраков. 2043 IV. Загадка света. 2046 V. Дело № 174. 2048 VI. ИГРА В ЖМУРКИ.. 2052 VII. Последнее свидание. 2056 VIII. Погоня. 2060 IX. Поздний визит. 2062 X. Пропавшие документы.. 2063 XI. Тревожная ночь. 2067 XII. «Звуковая драма». 2068 XIII. Черная полумаска. 2071 XIV. Конец «светопреставления». 2073 * * * 2079 * * * 2082 Ни жизнь, ни смерть. 2084 I. Мистер Карлсон предлагает свой план. 2085 II. Странный клиент. 2089 III. Неутешный племянник. 2094 IV. Воскрешение мертвых. 2098 V. Выгодное предприятие. 2100 VI. Во льдах Гренландии. 2102 VII. Возвращение. 2105 VIII. Агасфер. 2109 IX. Под звездным небом.. 2112 Мистер Смех. 2115 На распутье. 2115 Королева слез. 2117 Эврика! 2119 Путь к славе. 2121 Вверх дном.. 2126 Король смеха. 2130 Невидимый свет. 2134 * * * 2137 * * * 2139 * * * 2142 * * * 2143 * * * 2144 * * * 2145 Изобретения профессора Вагнера. 2145 Материалы к его биографии, собранные А. Беляевым.. 2146 Творимые легенды и апокрифы.. 2146 I. Человек, который не спит. 2146 II. Случай с лошадью.. 2147 * * * 2151 III. О блохах. 2151 * * * 2156 IV. Человек-термо. 2157 Ковер-самолет. 2169 Чертова мельница. 2177 Над бездной. 2188 I. Таинственная дача. 2188 II. «Заколдованный круг». 2191 III. «Вертится». 2193 IV. Вверх дном.. 2196 V. «Новый способ преподавания». 2200 Человек, который не спит. 2201 I. Странный жилец. 2202 II. По «собачьему делу». 2204 III. Человек, который не спит. 2209 IV. «Диктатор». 2214 V. «Любитель наук». 2217 VI. «Уэншетлих унд бэквемхейт». 2218 VII. В плену. 2221 VIII. Судьба профессора Вагнера решается. 2222 IX. Акционерное общество «Энергия». 2225 X. Что делается за окном.. 2229 XI. Сонное царство. 2230 Гость из книжного шкафа. 2238 I. В дождливую ночь. 2238 II. Творец мира. 2242 III. «Волшебная коробочка». 2246 IV. Человек-призрак. 2250 V. Ахиллесова пята. 2253 VI. Гость из книжного шкафа. 2256 Амба. 2261 I. Званый ужин. 2261 II. Смерть Ринга. 2267 III. Говорящий мозг 2270 IV. Необычайный проводник. 2278 * * * 2281 Хойти-Тойти. 2281 I. Необыкновенный артист. 2282 II. Не вынес оскорбления. 2285 * * * 2287 III. Война объявлена. 2289 IV. Вагнер спасает положение. 2291 V. «Человеком Рингу не быть…». 2295 VI. Обезьяний футбол. 2298 VII. Невидимые пути. 2305 VIII. «Слоновья водка». 2307 IX. Ринг стал слоном.. 2311 X. Четвероногие и двуногие враги. 2316 XI. В слоновьем стаде. 2321 XII. На службе у браконьеров. 2324 XIII. Трэмп пошаливает. 2328 XIV. Четыре трупа и слоновая кость. 2330 XV. Удачный маневр. 2333 * * * 2334 * * * 2335 Белый дикарь. 2335 I. Пища на шляпе. 2335 II. Неприятный визит. 2337 III. Дневник профессора Ликорна. 2339 IV. Продолжение дневника. 2344 * * * 2347 V. Адам выходит в свет. 2347 VI. Университет на дому. 2348 VII. Спасенная Дездемона. 2349 VIII. Леопард в доме. 2352 IX. Бегство. 2354 X. Небо над головой. 2355 XI. Конец Адама. 2357 * * * 2360 Сезам, откройся!!! 2361 I. Больное место Эдуарда Гане. 2361 II. Невероятное предложение. 2363 III. Испытания Иоганна еще не кончились. 2368 IV. Механические слуги. 2371 V. Ночь кошмаров. 2374 Легко ли быть раком?. 2377 Биологический рассказ-фантазия. 2377 Фотографии. 2381 О. Орлов. А. Р. Беляев (Биографический очерк) 2396 * * * 2410 Библиография. 2410 Романы, повести и киносценарий А. Беляева. 2410 Рассказы А. Беляева. 2412 Очерки А. Беляева. 2413 Сборники А. Беляева. 2413 Литературно-критические статьи А. Беляева. 2414 Статьи о творчестве А. Р. Беляева. 2415 Выходные данные. 2416
Том 1. Остров Погибших Кораблей
«Собрание сочинений в восьми томах»: Молодая Гвардия; Москва; 1963
Александр Беляев – один из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране. Прикованный к постели, писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвосхищая возможность дальнейших открытий и новых достижений. Из пятидесяти научных предвидений Беляева многие сбылись или принципиально осуществимы, и только три считаются ошибочными. Первый том собрания сочинений содержит романы «Остров Погибших Кораблей» и «Голова профессора Доуэля». Иллюстрации художника О. Коровина.
Предисловие
В жизни Александра Беляева есть событие, которое кажется удивительным и странным, похожим на страничку из его книг. Однажды, еще в детстве, он забрался на крышу сарая и прыгнул оттуда – вверх, в воздух. Он хотел полететь. Он был уверен, что полетит. Такие секунды внезапно, как вспышка молнии, обнажают в человеке самое сокровенное, глубоко упрятанное от чужого взгляда и насмешек. Беляев весь – в этом прыжке, в этой одержимости мечтой, сжигающей его воображение. Он не взлетел, а упал и разбился. Но этот прыжок выразил – без слов, одним лишь беспредельным восторгом мгновенного полета – все, бушевавшее в его душе, выразил главное в нем. Он был мечтателем, человеком изумительного воображения, необыкновенно остро ощущавшим реальность сказочного мира и оттого особенно нетерпеливым мечтателем. Он жил в радостном предчувствии чуда. Он не верил в то, что существует на свете невозможное – оно всегда казалось ему только еще не осуществленным. Со страстной горечью говорил он о тех, кто не умел, не хотел мечтать. Каждой своей книгой боролся он за приближение, за осуществление своей мечты. В каждую новую книгу Беляев вкладывал частицу своей души, своей собственной сказки. В жизни он казался обыкновенным человеком. Застенчивые глаза за стеклами очков, длинные пальцы тонких рук. Высокий, худой. Усталое лицо больного человека. Он был мучительно, страшно болен. Тягчайшие приступы болезни позвоночника делали его беспомощной игрушкой разбушевавшейся боли. Месяцами он был совершенно прикован к постели, почти парализован, смотрел в лицо смерти. Казалось невозможным предположить, что этот измученный, неподвижно лежащий в кровати человек может думать еще о чем-нибудь, кроме чудовищной, раздавливавшей его боли. Но он снова поднимался и продолжал работать. В книгах он перевоплощался, становился таким, каким хотел быть. В них он открыто и радостно доверял людям самые страстные и немыслимые свои желания. Его книги волнуют обнаженностью чувства, трагическим разрывом мечты и реальности. Они изумляют силой человеческого духа, сумевшего вырваться из глубины страданий на крыльях мечты. Книги его звучали как исповедь, как признание в огромном, всепобеждающем чувстве: «Я жил! Я мечтал! Я страстно верил!» Мечта живет в каждом из нас. Это то тревожащее чувство, которое не позволяет нам остановиться в сегодняшнем дне, это тот «сказочник» в нашем воображении, который рассказывает нам сказки о нас самих. Но иногда, затерявшись в сутолоке будней, чуточку повзрослев, мы начинаем стыдиться мечты, прячем ее в отдаленные уголки памяти, стараемся забыть. И какая это огромная радость – встретить на своем пути человека, который разрушит наше надуманное оцепенение, с трогательной, предельной искренностью и покоряющей убежденностью расскажет о своей мечте, о сказке своей жизни! Как открываются ему навстречу сердца, какие безграничные дали распахиваются, какой радостью и страстным, волнующим нетерпением наполняется жизнь! Таким неожиданным другом был Беляев. Искренность его признаний пролагает путь от сердца к сердцу, минуя годы, привычки, условности. Иногда случайное совпадение событий совершенно по-новому освещает всю долгую человеческую жизнь. Становятся понятными невидимые движения мысли и чувств. Связываются в единую, последовательную нить поступки и события, искания и ошибки. …Прошло больше сорока лет с того дня, как на одной из смоленских улиц мальчишка забрался на крышу сарая, и, взмахнув руками, бросился в небо. Давно уже мальчишка стал взрослым, а потом постаревшим седым человеком, измученным болезнью. Но в 1941 году, за несколько месяцев до смерти Беляева, появился один из самых прекрасных его романов – «Ариэль», роман о летающем юноше. Значит, до последнего дня хранил он в памяти тот день как самое сокровенное. И не мог умереть, не рассказав о нем. Если подумать об этом, то станет вдруг ясным, что случайные события его жизни (о которой мы знаем обидно мало) были совсем не случайны, и не случайно им написаны именно эти, а не другие книги, и не случайно свою мучительно-трудную жизнь он сумел прожить, как совершают подвиг, – мужественно, вдохновенно, прекрасно.
* * *
Беляев родился в Смоленске в 1884 году. Смоленск тогда был захолустным губернским городом. Деревянные дома по обе стороны реки, узкие улицы с газовыми фонарями, керосиновые лампы по вечерам – все это напоминало десятки других глухих уголков Российской империи. Одиноко возвышалась труба пивоваренного завода, где-то за домами угрюмо вздыхали паровозы, идущие на Москву или Ригу. В сонной провинциальной одури губернского города единственным выходом для человека с живым воображением и пылкой душой была мечта. Беляев был мечтателем с детства. Любимыми книгами его гимназических лет были романы Жюля Верна. Уже тогда проявилась в нем изумительная способность видеть фантастическое в реальных очертаниях. Вместе с братом он разыгрывал целые сцены из «Путешествия к центру Земли», пользуясь бесхитростной декорацией – стульями и одеялом. Убогость этих декораций ему не мешала – ему достаточно было один раз взглянуть на иллюстрации в книге, чтобы воочию увидеть себя заблудившимся в подземных пещерах, среди нависших скал и бесшумных водопадов. «Позднее пришел Уэллс с кошмарами „Борьбы миров“. В этом мире уже не было так уютно…» Беляев окончил юридический факультет университета, не удовлетворился этим, пошел учиться в консерваторию. Менял места работы – то служил декоратором в театре, то библиотекарем, писал статьи. Между тем его одолевали нужда и заботы о хлебе насущном, повседневная трудная жизнь. Он мог бы так и прожить свою жизнь, мыкаясь по случайным местам. В таких вот глухих углах России наперекор беспросветной и безрадостной жизни вырастало много мечтателей. Но та же мучительно-однообразная жизнь ломала их, гасила мечты, топтала безвестные замыслы. Вряд ли и Беляев стал бы писателем, если бы в его биографию не вошла Октябрьская революция.
* * *
Шел 1921 год. Позади были трудные годы гражданской войны. Все это время Беляев работал там, куда его посылала советская власть. Он был одним из тех интеллигентов, которые сразу встали на сторону революции. Иной путь был немыслим для человека, который со всей непримиримостью мечтателя ненавидел жестокую и бесчеловечную действительность царской России. Все это время ему приходилось работать с детьми. Сначала это была служба в Наркомпросе, потом работа в милиции, потом должность воспитателя в детском доме. Работа с детьми будила его воображение. Возвращалась сказка. Беляев снова становился неистовым мечтателем. В это время на него впервые обрушилась болезнь. Она притаилась в позвоночнике с тех самых пор, как Беляев упал в своем неудавшемся полете. Теперь она показала когти. Три долгих года он был прикован к постели. Ему грозила пожизненная неподвижность. Тело казалось ему мертвым, жила только мысль, неукротимый человеческий дух. «Я переживал ощущение головы без тела», – написал он позже об этом страшном времени. Однажды в комнату, где он лежал, влетел жук. Скосив глаза, Беляев мог видеть, как он подбирался к его лицу. Но он ничего не мог сделать. Стиснув зубы, он ждал, пока жук кончит свое отвратительное путешествие от лба к подбородку. Должно быть, в эти минуты перед ним особенно отчетливо возникало видение возможного будущего – бесконечные годы беспомощного, жалкого существования. Может быть, на мгновение мелькнула даже мысль, что жизнь уже кончилась. Этого никто не узнает, потому что Беляев никогда не говорил о своей болезни. Он не хотел о ней думать. Он искал выхода. Где выход? Вот он, живой человек, полный сил, страстного желания жить, а рядом на кровати, как что-то отдельное, медленно умирает его собственное тело. В сказках, которые были его вторым миром, смерть отступала перед живой водой. Неужели наука бессильнее сказки? Он читал испещренные латынью книги по медицине, по биологии, рылся в старых журналах, искал и думал. Он мечтал о том еще неизвестном ученом, который откроет секрет обновления жизни. Этот человек скажет людям, что можно дать человеку новое тело, если старое его подвело, можно вооружить человека против бессмысленной преждевременной смерти. В книгах он нашел описание старых опытов Броун-Секара, пытавшегося оживить умершие органы. Значит, это возможно! Пусть не сегодня, не сейчас, но наука уже взялась за это!.. Он видел себя в облике фантастического ученого – благородного, мужественного, самоотверженного. Передавал ему свои размышления о несправедливых страданиях людей. Наделил его своими переживаниями «головы без тела». Шаг за шагом прослеживал удивительную историю своей вымышленной жизни, которая должна была окончиться торжеством мечты. Сначала это была почти игра. Но потом Беляев понял, что та надежда и вера, которые он вложил в свою сказку, нужны не только ему. Они нужны и другим людям – многим, тысячам, десяткам тысяч. Недаром ведь испокон веков человечество складывало сказки о «живой и мертвой воде». Недаром люди мечтают о победе над смертью. Едва оправившись от болезни, Беляев начинает работать над первым своим романом – «Голова профессора Доуэля». Он понимает, что его книга будет фантастической. В то же время он чувствует, что она не будет похожей на фантастику его любимых писателей – Жюля Верна и Уэллса. Как ни громаден был талант этих людей, они не могли помочь Беляеву в то время, когда он мучительно искал свой путь. Фантастика Жюля Верна была научной, технической, фантастика Уэллса – по преимуществу социальной. А Беляев шел к роману-мечте, роману-сказке. Главным героем, конечно, должен был быть сам Доуэль, профессор, совершивший фантастическое открытие, научившийся поддерживать жизнь отделенной от тела человеческой головы. Доуэль, конечно, из плеяды мечтателей – он хочет, чтобы его открытие осчастливило людей, уничтожило страх перед бессмысленной смертью. Доуэль должен быть открытым и честным, доверчивым и волевым. Рядом с ним он поставит его ученика, профессора Керна. Керн – это воплощение зла. препятствующего мечте осуществиться. Это хитрый и коварный враг, обманувший Доуэля, укравший его открытие. В своем стремлении к власти, к славе, к деньгам Керн дойдет до самого ужасного – убьет Доуэля, чтобы потом вымогать у оживленной головы своего учителя все новые и новые открытия. Все мысли, все страдания «головы без тела» Беляев воспроизвел так, как только он их знает – потрясающе-правдивыми и в то же время фантастически-непривычными. Но Керн не может, не должен победить. Победить должно добро, а не зло, правда, а не ложь. Итак, через тысячи препятствий, наперекор злой воле Керна, ценой жизни самого Доуэля его открытие должно пробиться к людям. Рассказ был закончен в 1925 году и в том же году напечатан в журнале «Всемирный следопыт». Беляева ждал невиданный успех. Читатели единогласно называли его рассказ лучшим из воего, что было напечатано в журнале. Непривычный фантастический замысел, напряженный, полный опасностей и неожиданностей сюжет, глубоко драматичный образ профессора Доуэля, страстная ненависть к злу и убежденность в торжестве правды – все это потрясало и захватывало воображение. К Беляеву пришла уверенность, что он нашел что-то очень важное для людей. Он начал понимать, что такие книги очень нужны, потому что затрагивают самые глубокие, сокровенные струны человеческого воображения, помогают людям в реальной жизни преодолевать трудности, бороться со злой, становиться лучше. И вместе с тем пришла первая творческая неудовлетворенность. Лучше, чем другие, он видел, как много потерял, торопясь передать людям волновавшие его мысли и чувства. В своей книге он угадывал только слабые контуры всего передуманного. Больше всего его волновала оставшаяся невысказанной сложность того узла событий, которые должны были завязаться вокруг фантастической научной проблемы книги. События как будто развивались сами по себе, а научная проблема оставалась в стороне от них, волнующая, загадочная и нераскрытая. Эти две линии – научно-фантастическая и приключенческая – шли как бы порознь, сосуществовали, не сливаясь. Беляев окунулся в поиски.
* * *
Не зная еще, как полнее раскрыть волнующие его мысли, Беляев начинает писать небольшие рассказы, словно дробя по частям единую, большую тему. Мысль о бессмертии человеческого духа, о необходимости искать новые и новые пути для биологического «улучшения» человека, для расширения его физических и духовных возможностей – все это, так неясно еще выраженное в первом рассказе, постепенно все отчетливее звучит в творчестве Беляева этих лет. В полушутливом рассказе «Идеофон» (1926 год) впервые появляется замысел аппарата для чтения мыслей. В том же году Беляев публикует рассказ «Ни жизнь, ни смерть». Наперекор тогдашней науке он выдвигает идею глубокого охлаждения человеческого организма с целью погружения в анабиоз. Находясь в анабиозе, герои рассказа становятся практически бессмертными. Но уже в самом названии рассказа Беляев выразил свое личное отношение к такой перспективе. Потом появляется его любимый герой – доктор Вагнер. Цикл рассказов о нем тянется до 1935 года. Доктору Вагнеру Беляев доверяет высказывать в шутливой форме самые невероятные свои замыслы. Вагнер – это веселая маска самого Беляева. Посмеиваясь, он излагает самые «крамольные» с научной точки зрения мысли. Доктор Вагнер – это «человек, который не спит», он окончательно победил усталость, он научился мыслить обеими половинками мозга раздельно, каждым глазом смотреть в отдельную книгу, писать двумя руками сразу. Доктор Вагнер придумал пружинные скакалки и «ковер-самолет», чтобы человек мог взвиться в воздух, изобрел прибор для высокочастотного нагрева человеческого тела, чтобы люди могли в трусиках и босиком прогуливаться в Арктике и спать в снегу. Замыслы Беляева – Вагнера родственны исканиям Беляева– Доуэля. Но в рассказах доктора Вагнера появляется мысль о том, чтобы не только возродить человеческий мозг к жизни, но и обогатить человека, дополнив мир его ощущений теми неслыханными возможностями, которые таятся в организме наших животных предков. Эта мысль появилась не случайно. Примерно в то же время Беляев узнал о якобы найденном в Гималаях «снежном человеке». На этой основе он создал свой рассказ «Белый дикарь». Он перенес «снежного человека» с его примитивным, но непосредственным и чистым взглядом на мир в изломанное, лживое буржуазное общество; неизбежное столкновение привело к тому, что «белые дикари» затравили первобытного человека. Позже появляется второй, родственный по духу рассказ – «Мертвая голова» – об ученом, который одичал в тропическом лесу и так и не смог прижиться в цивилизованном обществе. Оба рассказа наталкивают на одну и ту же мысль: что приобрел и что потерял человек в процессе своей эволюции. Обычное, простое решение вопроса состоит в том, что человек только лишь совершенствовался, поднимаясь по эволюционной лестнице. Это, конечно, очень односторонний ответ, и он не мог удовлетворить Беляева. Беляев чутко уловил противоречивый, диалектический характер эволюции. Она совершенствовала мозг, чувства, способности человека, его ооудия труда, его общественный строй, но вместе с тем человеческий организм закостеневал, терял свою пластичность, податливость, ограждал себя от природы и потому не мог уже совершенствоваться под ее воздействием. Беляев отразил одну из сторон этого процесса в следующем своем рассказе – «Инстинкт предков», где показал человека, внезапно ставшего «первобытным» по силе, ловкости, обостренной чувствительности. Это богатство предков, но это же богатство ставит героя в невероятно трудное положение в реальной жизни. Все эти размышления, переходившие из одного рассказа в другой, все больше раскрывали его главную, общебиологическую тему. Он все больше распутывал клубок своих мыслей, возвращаясь к первоначальной теме, видел неточность, поверхностность первоначального решения вопроса. Вот почему среди его книг так много переделок. Это не недостаток фантазии, а отражение связности, цельности захватившей его огромной темы, выражение непрерывных, обогащающих раздумий над ней.
Прошло три года напряженной работы, поисков, размышлений. Только в 1928 году Беляев принимается за крупные произведения. Его мысль уже не укладывается в рамки маленьких рассказов. Все чаще обращаясь в своих рассказах к действительности зарубежного мира, вскрывая лживость, жестокость этой действительности, он все больше понимал, что научное открытие мало задумать и даже осуществить – нужно бороться за то, чтобы донести его до людей. Есть злобные силы, которые стремятся обратить науку против людей. Так появились «Вечный хлеб», «Борьба в эфире» и «Человек-амфибия». Каждая из этих книг открывала одну из сторон беляевского видения мира. В «Вечном хлебе» Беляев показал трагедию профессора Бройера. Понимая невозможность работать для людей, Бройер бежит из рутины буржуазного университета. В одиночестве он открывает новый, даровой источник питания – непрерывно размножающееся «тесто» из питательных микроорганизмов. «Тесто» профессора Бройера должно облагодетельствовать человечество, осуществить его вековую мечту, освободить от тяжелого, рабского труда. Не сам процесс становления открытия интересует Беляева, его волнует другое – судьба мечты. Перед ним теперь не узкий, замкнутый мирок лаборатории профессора Керна, а большой, реальный, сложный мир со всеми его противоречиями, человеческими и социальными. То, что эти противоречия развертываются вокруг фантастического открытия, не только не уменьшает их реальности, типичности, а еще больше обостряет, раскрывает их, позволяет увидеть главное и отмести случайное. Ведь речь идет об осуществлении такой мечты, которая кровно затрагивает интересы всех без исключения людей. Они не могут остаться равнодушными свидетелями событий. Они действуют в соответствии со своим пониманием последствий, которые принесет открытие Бройера, в соответствии со своими интересами, чувствами, характером. Этот сложный узел человеческих противоречий, завязавшийся вокруг «теста» профессора Бройера, вызывает стремительное развитие событий, глубоко оправданных законами жизни – и социальными и психологическими. Именно в событиях и в поступках начинает вырисовываться характер людей, их отношение к мечте, а это, в свою очередь, обусловливает судьбу открытия, развязку, итог. Различное отношение людей продиктовано могущественными общественными силами, которые они представляют, вызвано той ролью, которую фантастическое открытие способно сыграть в жизни мира, И именно в этом различном отношении и понимании открытия героями книги нам раскрываются и многогранная сложность замысла и противоречивая сложность мира. «Вечный хлеб» не принес «вечного счастья». От нищего Ганса он попал в руки рыбаков, от них – к дельцам, потом в лапы крупных хищников, стал орудием утонченной эксплуатации, обратился в свою противоположность – стал угрожать жизни людей. История «теста», которое должно было спасти человечество, заканчивается грустным парадоксом: «Тесто было уничтожено. Человечество было спасено». В современной американской фантастике написано очень много об ужасах, которые наука якобы неизбежно несет человечеству. Науку объявляют источником всех бед, потому что она якобы позволяет людям удовлетворить бушующие в них злобные инстинкты. Беляев иначе понимает роль науки в обществе. Наука сама по себе не враждебна людям. Другом или врагом человечества ее делают социальные силы, а не врожденное «человеческое зло». Вот рыбаки, пережившие страшное лето, снова собираются в море, и Фриц, один из них, вглядываясь в лица товарищей и вспоминая «кражи, убийства, пьянства», спрашивает: «Неужели все это было?» И отвечает себе: «Нет, это кошмар». Человек по природе и добр и зол – абстрактного человека нет. Социальные силы определяют, во что развернутся заложенные в человеке способности. Вот почему капитализм и враждебен людям: он порождает и насаждает зло всюду, и оно оборачивается против человека. Но «Вечный хлеб» раскрывал лишь одну сторону размышлений о судьбах науки, о пути мечты. Беляев хотел показать и другую науку – служащую людям. Поэтому в романе «Борьба в эфире» он набрасывает картины будущего социалистического общества, в котором фантастическое развитие науки и техники воистину освободило человека от тяжелого физического труда, сделало его лучше, чище, сильнее. Так ходом своих размышлений Беляев был подведен к советской теме в фантастике, к проблемам социалистического будущего. В это время он находился под большим впечатлением идей своего нового друга – инженера Кажинского, энтузиаста проблемы биологической радиосвязи. Интерес к сложнейшим вопросам биофизической природы мысли сблизил Беляева с Кажинским. И в основу сюжета своей новой книги «Борьба в эфире» Беляев положил научные перспективы радиоэлектроники и телемеханики. Он сумел многое предугадать в своем романе: стратосферные научные станции, управление машинами на расстоянии. Но в те годы он еще не мог увидеть главного – людей будущего, реального облика грядущего. Созданный в 1928 году роман «Человек-амфибия» до сих пор остается одной из наших любимейших книг. Все то, о чем размышлял Беляев, нашло отражение в этой книге. По-новому прозвучала старая тема «улучшения человека». Она сплелась с мыслями об утраченных в ходе человеческой эволюции возможностях и обрела черты замысла гениального хирурга Сальватора: вернуть человеку его вторую родину – море. Но не ради «чистой науки» идет Сальватор на свой дерзкий эксперимент. Ему видится могущество «нового человека», человека-амфибии, он произносит пламенную речь о богатствах океана, которые откроются перед будущим повелителем воды и суши. Сальватор – гуманист, его Ихтиандр – воплощение мечты о гармоничном, необыкновенном, «новом» человеке, а не карикатура на людей, подобная созданиям доктора Моро. Ихтиандра уродует не опыт Сальватора, а уродливая действительность хищнического мира, где нет места мечте. Высокая цель Сальватора оборачивается трагедией по той же причине, что и замысел Бройера: социальное зло извращает цели науки. Сказочно-поэтичны страницы, посвященные Ихтиандру – ожившей мечте. Трепетная и чуткая душа Ихтиандра тянется к любви и красоте, и в душе каждого тотчас рождается взволнованный отклик. Причудливый мир, в котором он живет, – это мир грустного одиночества, и трогательная дружба с дельфином вызывает щемящую жалость к Ихтиандру. Потому такой болью отзываются в сердце удары, падающие на него, такое мучительное сочувствие порождает трагическая судьба этого юноши, полюбившего землю и изгнанного с нее. Лирическая нота надежды, завершающая эту грустную сказку, долго звучит в растревоженной памяти. Беляев не смог бы так взволнованно рассказать о красоте и чистоте человеческих чувств, о надежде и разочаровании, о благородстве, растоптанном низостью, если бы не прожил жизнь мечтателя в лямке «подданного Российской империи». Он писал и о себе, но еще больше – о тех тысячах безвестных мечтателей, которых задушила судьба, обманула надежда, искалечила беспросветная жизнь. Пережитое наполнило образ Ихтиандра одухотворенным отсветом личных страданий, сделало его живым, и таким он остался в нашей памяти.
* * *
Вершиной этих лет стал для Беляева роман «Властелин мира», написанный в 1929 году. Невидимые нити связывают этот роман с давними размышлениями о власти человека над миром и над самим собой, о тех, кто мечтает сделать науку орудием для достижения власти. И вновь появляется проблема добра и зла в человеке. Все это сплетается в сложный узел философских раздумий. Штирнер хочет поработить душу человека, его чувства и ум. Дело не в том, что Штирнер от природы злобен, ненавидит или презирает людей. Но он живет в мире, где закон гласит: «Человек человеку – волк», и вот он сам – волк среди волков. Вот почему и в своем открытии он видит прежде всего путь к власти. Это взращенное капиталистическими нравами зло, вырвавшись на волю, обращается против своих хозяев. Глубочайший индивидуализм оборачивается общественной трагедией, а потом и личной трагедией Штирнера. По мере того как его власть расширяется, не остается и следа от легкомысленного, слегка комического оттенка изложения – нарастает трагическое звучание: властелин мира оказывается затравленным, судорожно огрызающимся человеком с надломленной волей и растерзанной душой; путь к власти становится дорогой к гибели. «Я проиграл сражение, – признается Штирнер. – Я один хотел повернуть историю человечества, навязать свою волю миллионам „капель“ человеческого океана… Хотел создать нечто вроде „фабрики счастья“, но… создавал только грубые суррогаты». Концом истории Штирнера становится начало истории Штерна. Она глубоко символична: бывший властелин мира участвует в осуществлении дела, основанного на его идее. Но как различны цели этих дел! В руках свободных людей открытие Штирнера становится орудием неслыханного прогресса. Оно не порабощает, а освобождает людей, сказочным образом расширяет их возможности. Оно, наконец, делает людей истинными властителями природы, самих себя, мира. Освобожденное человечество – вот властелин мира. Но глубокая философская мысль этого произведения, как и всего творчества Беляева, заключается в том, что путь к этому освобождению как необходимость включал трагедию Штирнера. Нужно было победить зло, чтобы утвердить добро.
* * *
В 1930 году в творчестве Беляева впервые наступает перерыв. За этот год он не издает ни одного романа или рассказа. Он переезжает в Пушкин (под Ленинградом) и много читает. Все сильнее и сильнее привлекает его к себе новая тема – тема социалистического строительства. Страна Советов преображается с каждым днем. В пустынной степи воздвигаются заводы, в арктические моря отправляются экспедиции, на сухих землях возникают цветущие сады. Освобожденный народ творит чудеса Люди тоже преображаются. Они начинают все смелее мечтать, каждый день приносит новые планы, один грандиознее другого, и нет недостатка в энтузиастах, героях, смельчаках, спешащих осуществить самые дерзкие мечты. Все отчетливее проступают контуры замечательного завтрашнего дня. Покорение человеком природы особенно волнует Беляева. Ведь он в своих мечтах уже пришел к тому, что увидел человека будущим властелином океана и воздуха. А тут на его глазах живые люди претворяют его мечту в действительность. Если раньше он искал в отдаленных перспективах науки убеждение в осуществлении своих прекрасных сказок, «снов человечества», то теперь эту уверенность и силу убедительности давала та самая жизнь, которую создавали его читатели. Словно присматриваясь к новой теме, Беляев пишет в 1930 году несколько очерков: «Город победителей» посвящен прекрасному городу будущего – Ленинграду; «Зеленая симфония» рассказывает о великолепной здравнице, в которую ленинградцы превратят пригородные заброшенные районы; «ВЦБИД» – рассказ-очерк об управлении климатом с помощью искусственного дождевания; «Гражданин Эфирного Остроаа» – очерк о великом мечтателе К. Э. Циолковском. Замыслы Циолковского стали для Беляева символом нового времени, которому под стать уже осуществление вековой мечты человечества – покорение космоса. Беляев начал изучать труды Циолковского, познакомился с ним, с его последователями – энтузиастами из группы инженера Цандера, сотрудниками ГИРДа (группы изучения реактивного движения). Гирдовцы словно сошли со страниц беляевских книг – бессребреники, фантазеры, умные труженики. Когда не хватило серебра для одной из деталей экспериментальной ракеты, ребята из ГИРДа побросали в тигель серебряные колечки, ложечки, браслеты, принесенные из дома, – и ракета взлетела. Энтузиазм гирдовцев, их глубочайшая убежденность в осуществимости идей Циолковского заражали Беляева и открывали перед воображением фантаста новые, невиданные горизонты. Тема покорения космоса становится наряду с темой преобразования природы ведущей в творчестве Беляева в 30-е годы. Ей он посвятил романы «Прыжок в ничто» (1933 г.), «Воздушный корабль» (1935 г.), рассказ «Слепой полет» (1935 г.), повести «Небесный гость» (1937 г.) и «Звезда КЭЦ» (1939 г.). В первом своем произведении на эту тему, в романе «Прыжок в ничто», Беляев в остро сатирических тонах показал мечущихся, как крысы, на охваченной революцией планете «лучших» представителей буржуазного мира. Все эти банкиры, епископы, аристократы, сыщики и просто бездельничающие девицы готовы бежать от революции хоть на другую планету. Организаторы межпланетного полета – инженер, которого Беляев назвал по имени руководителя ГИРДа Цандером, и его друзья Ганс и Винкель – люди совершенно иного склада. Только они остаются подлинными людьми в чудовищных условиях чуждого венерианского мира. Острый, захватывающий сюжет был использован здесь писателем для рассказа обо всех основных астронавтических идеях Циолковского. Впервые в научной фантастике появилось подробное описание принципов реактивного движения, процедуры подготовки к полету и тренировки космонавтов, проблемы космической радиосвязи. Впервые так широко показана была жизнь в ракете, эффекты невесомости, забавные недоразумения космического полета и грандиозные прекрасные картины космического неба и мира далекой планеты. Циолковский написал предисловие к роману, в котором назвал его лучшим произведением на космическую тему. В 1934 году журнал «Вокруг света» начал печатать новый роман Беляева «Воздушный корабль». В основу и этого романа писатель положил работы Циолковского. Редакция получила тогда письмо Константина Эдуардовича, в котором он писал (10 декабря 1934 года): «Рассказ… остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие тов. Беляеву и почтенной редакции журнала. Прошу тов. Беляева прислать мне наложенный платежом его другой фантастический рассказ, посвященный межпланетным скитаниям, который я нигде не мог достать. Надеюсь и в нем найти хорошее. Прошу переслать письмо тов. Беляеву. С приветом. Циолковский». Отзыв о «Воздушном корабле» взволновал и обрадовал писателя. Он сразу же выслал Циолковскому экземпляр романа «Прыжок в ничто». Замечания Константина Эдуардовича по первому изданию романа (выходившему без его участия) имели частный характер. Лучшей оценкой книги послужили слова предисловия, которое Циолковский дал к следующему, второму изданию: «Из всех рассказов на тему о межпланетных сообщениях, оригинальных и переводных, роман А. Р. Беляева кажется мне наиболее содержательным и научным. Я сердечно и искренне приветствую появление второго издания, которое, несомненно, будет способствовать распространению в массах интереса к заатмосферным полетам. Вероятно, их ожидает великое будущее». На первой странице второго издания романа появилась надпись: «Константину Эдуардовичу Циолковскому в знак глубокого уважения. Автор». Между писателем и ученым завязалась переписка, которая оборвалась только со смертью Циолковского. Примечательно, что в одном из писем к Циолковскому, говоря о своем творчестве, писатель благодарит Константина Эдуардовича за письмо, которое, по словам Беляева, придает ему «новые силы в нелегкой борьбе за создание научно-фантастических произведений». Не могло не порадовать Беляева и письмо от 5 января 1935 года, в котором Циолковский писал: «Одни изобретают и вычисляют, другие доступно излагают эти труды, а третьи посвящают им роман. Все необходимы, все драгоценны». А. Беляева привлекали не только смелые идеи Циолковского. Его привлекала и сама личность ученого. «Я перебираю его книги и брошюры, изданные им на собственный счет в провинциальной калужской типографии, его письма, черновики его рукописей, в которые он упаковывал посылаемые книги, его портреты – и раздумываю над этим человеком. Тяжелая и интересная жизнь! Он знал солнечную систему лучше, чем мы – свой город, мысленно жил в межпланетных просторах, был „небожителем…“» – писал Беляев. Писатель считал Циолковского «первым научным фантастом». Он посвятил «ученому-мечтателю» интересный очерк «Гражданин Эфирного Острова», опубликованный в 1930 году журналом «Всемирный следопыт». Горький, восхищавшийся размахом мысли Циолковского, его трудами, «поражающими воображение», писал: «…пора, давно пора написать об этом изумительном человеке книгу». И Беляев откликнулся на призыв Горького, решив создать литературный портрет знаменитого деятеля науки. К сожалению, рукопись не дошла до нас – она была утеряна во время блокады. В последнем письме к Циолковскому, от 20 июля 1935 года, Беляев, находясь на лечении в Евпатории, писал, что обдумывает новый роман – «Вторая Луна». Этот роман появился под названием «Звезда КЭЦ» в 1936 году – второе название подчеркивает отношение автора к Константину Эдуардовичу Циолковскому, которому принадлежит идея искусственного спутника Земли. Беляев не оставляет близкую его воображению тему. Он стал таким же пропагандистом космонавтики в нашей фантастике, каким в науке был Циолковский. Следующим произведением на эту тему был «Небесный гость». Но мечта о людях будущего – покорителях космоса, о тайнах космических глубин и радости открытий не оставляла Беляева. В его воображении жили грандиозные, как будто воочию увиденные картины: гигантская чаша Земли, распростертая в бездонной глубине, и ослепительный блеск звезд на угольном бархате неземного неба. Он написал «Звезду КЭЦ» – повесть, пронизанную идеями Циолковского, повесть о счастливых и бесстрашных людях, которые отправляются в космос, чтобы вырвать у него его загадки, о людях, ступивших на мрачные лунные скалы и улетающих на Марс. Это повесть о будущем преобразованной, покорившейся людям Земли и о человечестве, которое вышло из своей колыбели и шаг за шагом овладевает просторами околосолнечного пространства. Ощущение грандиозности человеческих дерзаний, радостной смелости сынов Земли, уходящих все дальше по неизведанным дорогам, предчувствие бесконечной загадочности вселенной и неизмеримости ее бесконечных пространств звучат в этой книге с такой огромной, победной силой, что, по словам одного из писателей, «невольное чувство зависти к далеким потомкам нашим испытывает читатель этой оптимистической, радостной книги о счастливых людях, подчиняющих себе не только Землю, но и мировое пространство».
* * *
Новые темы, захватившие Беляева, требовали от него и нового подхода, новых творческих принципов. Его перестали удовлетворять идеальные герои сказки, когда он обратился к проблемам, выхваченным из гущи жизни. В 1931 году Беляев в повести «Земля горит» стремится показать, как советские люди в борьбе с сопротивлением классового врага, в борьбе со стихией переделывают лицо Земли, создают плотины на Волге и искусственные моря в засушливом Заволжье, отвоевывают у моря нефть. Он хотел написать книгу о сегодняшних людях и об их завтрашних делах, чтобы эта книга звучала как воодушевляющий призыв, как агитация мечтой. В повести впервые появились советские инженеры, колхозники, рабочие. Живые приметы времени властно вторглись на страницы книги: картины недавней засухи в Заволжье, вредительство кулаков, безработные из капиталистических стран, приехавшие в СССР и нашедшие здесь вторую родину. В эпизодах стройки, переселения крестьян, соревнования на полях совхозов Беляев воссоздал кипучий ритм эпохи, набросал широкую панораму действительности тех дней. В поисках максимальной достоверности своей фантастики Беляев использовал в этой книге элементы очерка и киносценария, детектива и дневника. Стремясь показать жизнь во всем ее многообразии, он вводил в книгу многочисленные слабо связанные эпизоды, переходил от одной научно-технической задачи к другой: от плотины к агрогородам, от социалистического соревнования, от электрификации сельского хозяйства – к рыбоводству, а от него, внезапно – к подводным нефтепромыслам на Каспии. Все это не могло не отразиться на цельности книги. Неизбежная краткость многочисленных эпизодов не позволяла глубоко раскрыть образы людей. Несмотря на все мастерство Беляева, в повести отчетливо ощущалось отсутствие единой захватывающей сложной проблемы, которая, как в прежних книгах Беляева, могла бы повести мечту в мир будущего. То же самое получается со второй, третьей, четвертой книгой. В 1931 году Беляев заканчивает «Подводных земледельцев». Он снова возвращается к сказочному миру подводных глубин, пленившему его воображение еще со времени «Острова Погибших Кораблей» и «Человека-амфибии». На смену Ихтиандру приходят другие герои – обыкновенные, земные люди. И само проникновение их на дно океана происходит почти буднично: вместо гениального замысла Сальватора – подводные скафандры комсомольцев-изобретателей. Совсем другое настроение – бодрое, жизнерадостное, светлое. В уютном подземном домике – штаб-квартире подводных земледельцев – то и дело раздаются шутки, смех. Приключения не страшны, а забавны, враги, пытающиеся уничтожить домик, не опасны, а беспомощно-глупы. Веселая феерия необыкновенных приключений обыкновенных людей в причудливой обстановке развертывается так естественно, что порой исчезает всякое ощущение фантастичности. Стремясь к реализму, к правдивости в изображении людей, в картинах их будущего, Беляев обращался к будущему близкому и потому зримому. Но, теряя дистанцию мечты, он все дальше отходил от фантастики большого полета. В 1935 году на Украине выходит книга Беляева «Чудесное око». В основу сюжета положена история поисков затонувшего корабля, на котором спрятаны формулы инженера Хуареса. Хуарес хотел передать в Советский Союз открытый им способ овладения внутриядерной энергией, но не успел спастись с тонущего корабля. Этот сюжет Беляев использует для того, чтобы показать чудесные возможности подводного телевидения, которое помогает человеку покорить глубины океана. Здесь впервые у Беляева произошло удивительное превращение. Если раньше в его книгах научно-фантастическая мечта была причиной и движущей силой всех событий, то теперь события как будто все время подталкивают раскрытие довольно узкой технической идеи. Слабость этой книги была настолько очевидной для Беляева, что он не стал переиздавать ее на русском языке. Это была, конечно, относительная неудача, неудача по беляев-скому большому счету к себе, потому что были в книге блестящие страницы, посвященные технике телевидения, и яркие эпизоды, да и в целом повесть не опускалась ниже уровня тогдашней фантастики. Но Беляеву этого было мало. Он чувствовал, что не сумел рассказать о людях, для которых писал, не сумел воодушевить их какой-то яркой, праздничной мечтой. Он снова ищет тот материал, ту проблему, которая позволила бы ему создать реальные человеческие характеры, показать людей в борьбе за создание прекрасного будущего. Мысли его обращаются теперь к Арктике. Туда, в этот безлюдный, закованный льдами край он переносит действие своего нового романа «Под небом Арктики». Это большое произведение. Главный его герой – американский рабочий, приехавший в Советский Союз. Вместе со своим спутником, советским инженером, американец совершает путешествие – сначала самолетом, потом в энергопоезде и в аэросанях – на Дальний Север, где на берегу Ледовитого океана советские люди возводят прекрасные города, отепляют тундру, строят подземные санатории и морские порты. Глазами американца читатель должен как бы проследить величественную панораму грандиозной строительной площадки, в которую превратилась вся страна. На морях, на суше, в тайге, в воздухе, на реках, под землей – везде кипит работа, фантастическая техника совершает чудеса, прокладываются новые дороги, мчатся в стратосфере реактивные дирижабли, электротракторы идут по необозримым колхозным полям… Чтобы повести своего героя повсюду, показать ему все, Беляев заставляет его совершить длинный обходный маршрут к месту назначения, то и дело вводит Опасности, катастрофы, приключения, в которых могли бы проявиться характеры героев. Но… в книге невозможно увидеть что-нибудь, кроме бесконечной «экскурсии с препятствиями». Под оболочкой придуманного сюжета – пустота. Нет никакой общей, большой мысли, которая раскрывалась бы в этом калейдоскопе событий. Несколько ярких штрихов будущего, как они ни талантливы, не создают цельной картины. Нет ощущения живого будущего, потому что нет живых людей этого завтрашнего для. Ведь живые люди должны о чем-то думать, спорить, чего-то искать и добиваться. И у них должна быть своя мечта. Беляев сознавал, что он не сумел угадать главного в обществе коммунистического будущего – какими мыслями, какими планами будут жить его люди, какие противоречия будут разрешать. Не угадав этого, невозможно было создать психологически убедительные и привлекательные характеры. А без них для Беляева не было фантастики и литературы. Ведь люди будущего интересовали его как герои, творцы, созидатели, как воплощение мечты сегодняшних людей. В поисках большой, серьезной
|