Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международный валютный фонд .
Организация Объединенных Наций (ООН), Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ) - на универсальном уровне, Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз и др. - на региональном уровне. (БК РФ, Гл.14, Статья 97. Государственный долг РФ) Международный валютный фонд. ( МВФ - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное кредитование SRF.) Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ). Примечание: Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1, 54 млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4, 5 года и в 1994 г. - $1, 5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере $9, 2 млрд. (на 10 лет с отсрочкой на 4, 5 года). 9. Всемирный Банк. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г. Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9, 8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5, 4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло. (Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций. Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд. Наряду со Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.) 10. Парижский клуб кредиторов. ( Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Примечание: Россия - член Парижского клуба с 1997 года.) 11. Лондонский клуб кредиторов. ( Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов. В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона), в 1999 г. России (задолженность Внешэкономбанка). В клуб входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.) Примечание: В составе Лондонского Клуба 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет(БКК). БКК был создан в декабре 1991 года. БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед иностранными коммерческим банками - кредиторами СССР. 12. Страны Большой Семерки. Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав, в первую очередь Стран Большой Семерки: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Канада, Япония.
В 1991 году, когда СССР объявил мораторий на платежи по внешнему долгу, непогашенными остались связанные целевые кредиты, полученные во второй половине 80-х, и несвязанные финансовые или банковские кредиты, привлеченные в 1990—1991 годах в сумме $61, 8 млрд. В неё входили и $28 млрд долга Парижскому клубу. Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146, 4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158, 7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22, 5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 июля 2009 года составил 41 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составил 2, 4 % от объема ВВП страны. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008 – 2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2, 5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит покрывался за счёт новых кредитов. Пока существует государственная задолженность, проблема внешнего долга будет волновать государство и население страны. А если брать во внимание нестабильность экономики, как в России, так и во всем мире, то государственный долг будет существовать неопределенно долгое время. Беря кредиты, мы стараемся покрыть дефицит федерального бюджета, что в свою очередь должно послужить к улучшению социально-экономического уровня жизни населения страны. Но раз мы берем, то должны это отдать, а отдаем мы деньги опять же населения страны, деньги налогоплательщиков - получается замкнутый круг. В любой ситуации, чтобы избавиться от какой-либо проблемы необходимо в первую очередь избавиться от ее причины. В случае с госдолгом это бюджетный дефицит. Если в государстве профицит бюджета, то это позволяет, во-первых, прекратить внешние заимствования, что в свою очередь остановит рост годолга; во-вторых, позволит выплатить часть внешнего долга, что приведет к его уменьшению; в-третьих, позволит направить средства на установление социально-экономического состояния населения. Сложность в том, что в условиях экономического кризиса невозможно добиться профицита бюджета, в особенности, когда экономики стран так сильно зависят друг от друга и от экономики США в особенности. Поэтому это не решение в данной ситуации. Перейдем к анализу статистики государственного внешнего долга. Первое, что следует отметить, что в перечне стран по размерам госдолга по состоянию на 1 января 2010г. Россия занимает 22 место после таких стран как США, являющегося лидером; Великобритании; Германии; Франции; Италии; Японии и др. Однако они используют внешние заимствования таким образом, что они приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов государства, которые они в свою очередь направляют на собственные производства, изготавливая товары и предоставляя услуги, в том числе и своим кредиторам, на чем и зарабатывают, ведь готовая продукция в любом случае дороже сырья. Второе. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года по данным Международного валютного фонда составил 37, 6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31, 1 млрд, или 2, 5% ВВП. Однако в сентябре 2010г. он уже составлял 41, 5 млрд., после чего опять начал снижаться и на 1 ноября 2010г. составлял 40, 8 млрд. долларов. Это в свою очередь говорит о стабилизации государственной политики по выплате внешнего госдолга. Для сравнения, наихудшее положение было после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 100, 0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял 146, 4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2, 5 % от ВВП. Но новый бюджет на 2011-2013 гг. принят дефицитным. И мы опять возвращаемся к тому, что дефицит бюджета покрывается государственными заимствованиями, что в свою очередь неизбежно влечет к увеличению государственного внешнего долга. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд. Погашать внешнюю задолженность будут из национальных сбережений, что приведет к сокращению благосостояния населения. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36, 0 млрд долларов. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. Проект погашения государственного внешнего долга России — крупнейший и наиболее эффектный проект Алексея Кудрина в должности министра финансов. На старте проекта РФ была должна миру более $143 млрд, из которых $93 млрд были взятые на себя Россией долги бывшего СССР. Минфин приступил к проекту в 2001 году, и уже тогда в адрес Алексея Кудрина высказывалась критика, погашение госдолга многие политики, в том числе околоправительственные, считали ложным приоритетом. К 2006 году, когда в целом активная часть программы была завершена. С момента своего назначения на должность министра финансов Алексей Кудрин проводил последовательную политику по сокращению внешнего госдолга РФ, накопленного как в советский период, так и после 1991 года.
(Центральный банк РФ. Платежный баланс и внешний долг РФ (Январь-сентябрь 2011 года) - Москва 2011)
Перспективы управления гос.внешним долгом. (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012-2014 гг.) Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2, 7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2, 3% ВВП. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2). В " Основных направлениях долговой политики РФ на 2012-2014 годы" Минфин отмечает, что даже после стремительного наращивания госдолга его размеры " будут выгодно отличать" Россию от развитых и развивающихся стран. У Японии госдолг равен 220% ВВП, у США - 92%, у Бразилии - 66%. Так что обильно заимствовать государство намерено и дальше. Согласно закону о федеральном бюджете на 2012-2014 годы, внутренний долг на конец 2012 года должен составить 6, 33 трлн рублей, 2013-го - 7, 87 трлн рублей, 2014-го - 9, 22 трлн рублей. Таким образом, в ближайшую " трехлетку" этот показатель вырастет еще в 2, 2 раза и с учетом внешнего долга достигнет 15, 5% ВВП. Впрочем, при дорогой нефти планы заимствований могут быть сокращены.
В 2012-2014 гг. будет продолжено решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешнего долга банков и корпораций, в том числе с целью создания механизма оперативного влияния на их заемную политику, особенно предприятий с крупной долей государственного участия. В качестве одного из элементов решения данной задачи, а также в соответствии с требованием Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (с учетом изменений от 29 декабря 2010г.) планируется принятие постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте. Такое случилось в 2011 году - в условиях профицитного бюджета Минфин в итоге занял на 300 млрд руб. меньше, чем предполагал. Кроме того, по признанию самого ведомства, умерить аппетит к займам может и неразвитость долгового рынка. В " Основных направлениях..." Минфин называет его " неподготовленным" и все еще имеющим " родимые пятна переходного периода". Эти " пятна" ведомство обещает выводить модернизацией рынка, улучшая его инфраструктуру, повышая ликвидность и расширяя круг инвесторов.
|