Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нестор, связующее звено между героями и героями-полубогами, самый старый участник Троянской войны;
3. Герои Троянской войны: Ахилл, Одиссей, Менелай, Агамемнон и т.д., подвиг – убийство себе подобных; 4. Телемах, женихи, сын Нестора и т.д. – мирные подвиги, мирный труд. Это реальные люди, которым недоступны сказочные подвиги. Женихи не могут натянуть лук Одиссея, потому что им не доступен волшебный мир. 9. Древнегреческий дидактический эпос: функции, особенности, тематика. Поэмы Гесиода – идейное и художественное своеобразие. От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор — Гесиод (конец VIII — начало VII в. до н. э.), о котором мы, в отличие от легендарного Гомера, получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни». Гесиоду самому пришлось испытать на себе алчность и корыстолюбие местной знати, когда его младший брат Перс после смерти отца возбудил против Гесиода судебное дело о разделе наследства и, по-видимому, оттягал у брата значительную долю, подкупив судей из знатных родов. Гесиод все же сумел сохранить свое хозяйство, а Перс скоро разорился и пришел за помощью все к тому же старшему брату. Из назиданий, обращенных к Персу, и выросла гесиодовская поэма «Труды и дни» — первый памятник древнегреческого (и европейского вообще) дидактического эпоса. Поэма «Труды и дни» делится по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. В соответствии с таким представлением «Труды и дни» открываются кратким призывом к Зевсу, в чьей власти находится благополучие человеческого рода; однако беотийский крестьянин в отличие от гомеровских богатырей знает, что без собственного упорного труда этого благополучия ему не дождаться. Вот почему Гесиод сразу же переходит к наставлениям Персу: он должен знать, как полезен для людей дух соревнования в труде. Здесь мысль уводит Гесиода в раздумия о прошлом, и в поэму включается сказание о пяти последовательно сменившихся на земле веках: золотом, серебряном, медном, веке героев и, наконец, последнем, железном, — как раз в нем живут поэт и его современники. При этом эволюция явно шла по пути от лучшего к худшему. Мрачная картина обретает вскоре вполне очевидную социальную конкретность: адресованная «царям», т. е. знати, притча о соловье и ястребе показывает, как трудно приходится слабому, т. е. бедному, когда он попадает в когти к сильнейшему. Есть ли, однако, выход из столь мрачной обстановки? Гесиод видит его в соблюдении справедливости. Напротив, на государство, где творят нечестивые деяния, Зевс насылает голод и мор, бесплодие жен и гибель войска. В отличие от гомеровского, этически индифферентного Зевса гесиодовский глава олимпийцев наделен несомненными моральными функциями: он призван карать людей за совершаемые ими несправедливые деяния. Из этого убеждения у Гесиода вырастают новые предостережения Персу: слушайся голоса правды, избегай постыдных судебных тяжб, а главное, усердно работай. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний. Именно это сознание полезности сообщаемых им сведений придает «Трудам и дням» Гесиода тот поэтический пафос, без которого они остались бы сухим перечнем хозяйственных рекомендаций. Несомненно также высокое мастерство Гесиода в использовании гексаметра: эпический стих, предназначенный для воспевания героев и сражений, становится у него формой для совершенно нового содержания, которое по своим идейным установкам противоположно содержанию гомеровского эпоса. Хотя поэмам Гесиода было все же трудно соперничать с гомеровскими, а их крестьянская ориентация не могла вызвать особого сочувствия у землевладельческой знати, впервые сформулированная беотийским поэтом мысль об этических функциях Зевса, о необходимости соблюдать в индивидуальном поведении заповеди справедливости оказала сильное влияние на формирование общественной нравственности в передовых греческих полисах, в частности в Афинах VI—V вв. до н. э.: мы встретим ее в более развитой и обогащенной форме у Солона и Эсхила. В VI в. до н. э. в рамках дидактического эпоса зарождается жанр философской поэмы, продолжающей традиции «Теогонии» Гесиода. 10. Древнегреческая лирика: происхождение, жанры, особенности. Ямбическая поэзия. Творчество Архилоха. Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н. э., в период становления рабовладения и бурного роста полисов — городов-государств, пришедших на смену старому родовому обществу. Тяжелый физический труд целиком ложился на плечи рабов, и потому свободный человек мог жить творческой жизнью, создавать великолепные произведения литературы, архитектуры, ваяния. В новых общественных условиях развивается и человеческая личность. Усложняются ее культурные и социальные запросы. Гражданин греческого полиса живет интересами города, участвуя в его управлении, защите, торговой и ремесленной деятельности. Чем больше развивается. человек, тем шире открываются перед ним горизонты, тем больше его стремление выразить свои личные чувства, переживания. Так рождается лирическая поэзия. Греческое слово «лирика» в переводе означает «песнь под аккомпанемент лиры». В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Зачастую древнегреческий поэт был автором текста и композитором. Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чистом виде. Греческая лирика не нуждается в рифме. Она опирается на четкость, гибкость и разнообразие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а произносится нараспев или поется. Содержание лирического произведения и его размер тесно связаны с ритмикой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб прекрасно выражает насмешку и критический задор поэта. Элегический стих (чередование гекзаметра и пентаметра), плавный и задумчивый, хорош для размышления — любовного, философского, общественно-политического. Этот характер ямба и элегии сохранялся на протяжении всей античности. Теперь мы называем элегией стихотворение грустного характера. Говоря о лирике, возникшей в Древней Греции в VII-VI в.в. до нашей эры, следует помнить, что она представляет собой своеобразный художественный синтез - соединение слова, пения, музыки и танцев. Различие между этими видами лирической поэзии и характер исполнения обусловлены происхождением этих жанров от различных типов фольклорной песни. Декламационные виды лирики - элегия и ямб, связанные происхождением с эпической поэзией, - превратились в чисто литературные жанры, потеряв связь с музыкальным аккомпанементом. Мелическая лирика (ме-лика) эту связь с музыкой не теряла в течение длительного времени (хоровая и сольная мелика). Архилох – основоположник литературного ямба. Архилох писал в различных жанрах (гимны богам, элегии, басни, эпиграммы), однако наибольшую славу приобрели его «ямбы», или эподы — стихотворения, полемически заостренные против аристократических представлений о чести, доблести и посмертной славы. Он беспощадный к своим личным врагам, политическим неприятелям. Ходили слухи, что некоторые жертвы его насмешек даже кончали жизнь самоубийством. Как и все греки того времени, он не сторонится дидактики. В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию. 11. Жанр элегии в древнегреческой лирике: происхождение, тематика, основные разновидности и представители. Имеются свидетельства о том, что элегия первоначально представляла собой плач по умершим, заплачку. Об этом сообщают нам поздние источники, основывающиеся на ученых изысканиях филологов александрийской школы. Исходя из первоначального назначения элегии, античные ученые пытались установить этимологию самого слова «элегия». Некоторые ученые связывали это слово с греческим выражением «хорошо говорить (о ком-нибудь)», так как умершего полагалось восхвалять. Такие этимологические домыслы не могут претендовать на научность. Более надежные результаты дает сопоставление греческих слов, обозначающих элегию, со словами малоазийских языков, служащими для обозначения тростника или флейты. Последняя была тем музыкальным инструментом, под аккомпанемент которого исполнялись заплачки, а потом и элегии. Родиной элегии была Иония, испытавшая на себе культурное влияние Востока, в частности в области музыки. Элегия исторического времени (VII—V вв. до н. э.) представлена в нескольких разновидностях, тесно связанных с разными сторонами жизни граждан греческих полисов. Имеются элегии нравоучительные, политические, военные, застольные, любовные, надгробные (эпитафии). Все эти виды элегий нелегко вывести из более раннего вида элегии-заплачки. Следует отметить попытки приписать решающую роль в возникновении известных нам разновидностей элегии застольным песням, носившим в Афинах название «сколии». Был обычай поминать на пирах прославившихся людей недавнего и более отдаленного прошлого. Примерами афинских сколиев, содержащих восхваление прославленных сограждан, являются двустишия в честь тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Предполагается, что такие поминания в форме элегий (включавшие в себя, кроме восхваления, и другие элементы) были зародышем пышно расцветших видов элегии, выросших из первоначально недифференцированной застольной песни. Общими чертами элегий исторического времени являются:
|