Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое письмо

Уважаемые коллеги!

7 октября 2015 г. Указом Президента Российской Федерации №503 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино.

КОГБУК «Кировская областная библиотека для детей и юношества им.А.С.Грина» включила в план мероприятий для читателей библиотеки на 2016 год следующие:

Событие Краткая характеристика Время проведения
День детского кино Выставка книг «Знаменитые книги, по которым снято кино» 1 кв.
«Книга и кино: создаём литературное пространство» Встреча в клубе «Родительское собрание» 1 кв.
«Какая роль, какая роль!» Тестирование для тех, кто представляет себя героем (героиней) фильмов 1-4 кв.
«Десять известных книг и экранизаций» Обзоры книг с элементами просмотра кинофильмов 1-4 кв.
«Здравствуйте, я ваш Калягин» Кино-час о творчестве актёра А.Калягина 2 кв.
«Крутится, вертится шар голубой…» Кино-час к 115-летию со дня рождения актёра Б.Чиркова 3 кв.
«Алые паруса» Просмотр и обсуждение книги и фильма 3 кв.
«Третий жанр» Постановка спектакля «Волшебные часики» по книге В.Витковича, Г.Ягдфельда «Сказка среди бела дня», просмотр экранизации сказки -х/ф «Снежная сказка» (1959) с последующим обсуждением особенностей передачи смыслов и эмоций в различных жанрах: печатное слово, экранизация, театральная постановка. 4 кв.

 

Кроме того, библиотекарям муниципальных библиотек Кировской области предлагаем принять участие в областных мероприятиях:

Событие Краткая характеристика Время проведения
«Книга + фильм =?» Областной кино-флэшмоб, посвящённый 120-летию Е.Шварца (экранизации произведений Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо» и «Дракон» - прочтение, просмотр, обсуждение) 4 кв. 21 октября
«Спорим, думаем, обсуждаем: дискуссии вокруг киноэкрана» Социологическое исследование, направленное на изучение восприятия современными подростками и молодёжью Кировской области экранизаций художественных произведений. 1-4 кв.

 

21 октября 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения советского писателя Е. Шварца.

Из Википедии:

Евге́ ний Льво́ вич Шва́ рц (1896—1958) — русский драматург советского периода, прозаик, сценарист.

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича (Васильевича) Шварца (1874—1940), крещённого еврея, студента-медика (позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875—1942), русской, слушательницы акушерских курсов. Раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли вМайкопе.

В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Осенью 1916 года был призван в армию. Участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой — треморрук — ощущал всю жизнь. После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор.

Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийкая кочегарка», выходившей в городе Бахмуте (Артёмовске); выпускал литературное приложение к газете — «Забой». После возвращения с Донбасса появилось первое детское произведение Шварца — «Рассказ старой балалайки», вышедший в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.

С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др.

В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца — «Ундервуд». Шварц работает много и плодотворно: сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.

Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» — о защитниках Ленинграда — и «Далекий край» — об эвакуированных детях. Когда в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо».

Умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Из под пера Евгения Шварца вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм.

 

В Год российского кино предлагаем всем библиотекам области, обслуживающим детей и молодёжь, принять участие в акции «КНИГА + ФИЛЬМ =?» - областном кино-флэшмобе, посвящённом 120-летию Е.Шварца. Для просмотра и обсуждения мы выбрали экранизации следующих произведений Е.Шварца: «Сказка о потерянном времени»(для учащихся 1-6 классов), «Обыкновенное чудо» (7-9 классы) и «Дракон»(10-11 классы и студенты).

Областной кино-флэшмоб состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный этап (февраль-октябрь).

Изучение библиотекарями методических, биобиблиографических, сценарных материалов, посвящённых жизни и творчеству писателя. Знакомство библиотекарей с текстами произведений, экранизациями. Выбор аудитории. Знакомство читателей с текстами произведений.

2. Основной этап (21 октября).

- Организация просмотра фрагментов фильма-экранизации, их обсуждение с детьми и молодежью, сравнение с книгой.

3. Заключительный этап (22-31 октября).

Анализ проведённого мероприятия. Подготовка библиотекарями отчёта о кино-флэшмобе и отправка его в КОГБУК «КОБДЮ им.А.С.Грина» до 1 ноября 2016 года на эл. адрес НМО: metod@bibliotekagrina.ru. Предполагается обмен опытом проведения мероприятия на областных курсах повышения квалификации в ноябре 2016 года.

 

Рекомендуемые вопросы для обсуждения экранизаций.

· Общие впечатления.

· Режиссёрский замысел и соответствие авторскому замыслу.

· Игра актёров:

а) самая удачная, на ваш взгляд, роль и почему;

б) самая неудачная, на ваш взгляд, роль и почему;

· Музыка.

· Операторская работа.

· Самая сильная, на ваш взгляд, сцена.

· Выводы, итоги, рекомендации зрителям, не видевшим картины.

 

Можно выделить следующие этапы работы:

· Небольшое вступительное слово об истории создания фильма, других экранизациях (если они есть) этого произведения и других кинематографических работах этого режиссёра;

· Обсуждение экранизации. В план беседы после просмотра фильма можно включить также вопросы:

А) Есть ли различия в идейном звучании фильма и книги, во взглядах героев и их убеждениях?

Б) Как показаны в кино место действия, обстановка, пейзаж? Какие детали обстановки, пейзажа произвели впечатление?

В) Характер героев:

– каким изменениям подвергался образ при претворении на экран?

– изменились ли отношения между героями?

– как переданы индивидуальные особенности речи персонажей?

Г) Укажите композиционные изменения. Есть ли в фильме новые сцены, эпизоды, персонажи?

Д) знакомство с такими специфическими особенностями кино, как переход, приём обратного хода времени, метафоры (важно объяснить, что если метафору представить в конкретном изображении, то она потеряет смысл).

· Выводы читателей-зрителей.

 

 

Литература в помощь работе с произведениями Е.Шварца

  1. Борисова, А. С.
    Цени секунды и минуты [Текст]: о пунктуальности / А. С. Борисова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 3. - С. 34-36
  2. Козлова, С. А.
    Викторина " Самый внимательный слушатель" [Текст]: тема " Сказка о потерянном времени" / С. А. Козлова // Педсовет. - 2014. - № 12. - С. 12-13
  3. Котвицкая, Т.
    Сказка о потерянном времени [Текст]: инсценировка по мотивам сказки Евгения Шварца / Т. Котвицкая // Сценарии и репертуар. - 2012. - № 8. - С. 59-71
  4. Ничипоров, И. Б.
    Личность - общество - история в пьесе Е. Шварца " Дракон" [Текст] / Ничипоров Илья Борисович // Литература в школе. - 2013. - № 10. - С. 21-23
  5. Сабинина, И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.
  6. Цимбал, С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
  7. Цимбал, С. Евгений Шварц: Критико-биографический очерк. – Л.: «Советский писатель», 1961. – 269 с.
  8. Шолпо, И. Л.
    Изучение пьесы Е. Л. Шварца " Дракон" [Текст] / Инна Лолиевна Шолпо // Литература - Первое сентября. - 2012. - № 11. - С. 36-39
  9. Штыленко, С. А.
    Умеешь ли ты беречь время? [Текст]: внеклассное мероприятие / С. А. Штыленко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2013. - № 5. - С. 39-41
  10. Юрьева, Т. А.
    Ничего нет дороже времени [Текст]: урок внеклассного чтения по " Сказке о потерянном времени" Евгения Шварца. V класс / Юрьева Тамара Александровна; ил. И. Казаковой, О. Ким-Борановской // Литература в школе. - 2013. - № 10. - С. 36-38

 

 

Зав. научно-методическим отделом

КОГБУК «КОБДЮ им.А.С.Грина»

Курочкина Лидия Борисовна,

тел: (8332)320-543, эл. почта: metod@bibliotekagrina.ru

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
советов и одна хитрость. | Праздники — для особенных людей.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал