Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сексология как наукаСтр 1 из 2Следующая ⇒
СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА Не каждый является таким, как ты». Генри Хэвлок Эллис План: Ø 1.1. Введение Ø 1.2. Сексология Ø 1.3. Пионеры сексологии Ø 1.4. Криминальная сексология СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. ВВЕДЕНИЕ Приступив к изложению данных лекций, мы поставили перед собой цель заполнить существующий пробел знаний относительно проблем, связанных с различными проявлениями сексуальности, в том числе и с негативными ее сторонами. Этот пробел существует не только у так называемых «широких слоев населения», но даже у специалистов медицинского, психологического, а также юридического профилей. Мы тщательно: - проанализировали мифологию, этно-культуральные стороны сексуальной жизни; - представили вниманию читателей историю развития сексуальности и сексологии как науки, выделив наиболее важный для нас аспект – криминальный; - обобщили данные современной научной литературы по вопросам деструктивной сексуальности; - отразили различные точки зрения, привели некоторые данные собственных исследований; - обратили внимание на психо-социальные и правовые вопросы, связанные с отклоненным сексуальным поведением, формирование которого начинается в детстве в результате не только биологических предпосылок, но, главным образом, в результате неправильного и даже жестокого обращения с детьми; - представили комментарий к главе 18 УК РФ, привели алгоритм следственных и экспертных действий при преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Научная литература по представленным проблемам порой сложна для понимания, иногда противоречива, к тому же она, в основном, англоязычная, малодоступна. Мы проделали трудоемкую работу по обобщению и переводу научных источников, извлекли из них наиболее значимые сведения, постарались изложить их своим читателям в доступной и объективной форме, сведя в единую картину различные точки зрения. Основное внимание обращено на малоизвестные источники научной мировой литературы, которые иной раз опровергают устаревшие мнения, а иной раз существенно подкрепляют их, открывая при этом новые грани. Для облегчения восприятия текста, а также с образовательной целью мы позволили себе немного проиллюстрировать лекции произведениями классического искусства, начиная с древнего, которые отображают проявления сексуальности. Нами принципиально не высказывалась свои личные точки зрения, свое отношение к рассматриваемым вопросам, потому что каждый человек имеет свои социальные, сексуальные и религиозные стереотипы, сформированные в процессе индивидуального развития. Эти стереотипы не могут во всем совпадать со стереотипами других людей, потому что каждый человек является уникальной в своем роде личностью. Мы отразили в своих лекциях современные научные взгляды, которые далеко не всегда совпадают с консервативными религиозными установками, могут не соответствовать социальным стереотипам, точкам зрения некоторых наших читателей. Однако получение новых знаний несет в себе возможность переосмысления старых стереотипов, их ломки, хотя это вовсе и не обязательно делать. Мы уверены, что новые знания помогут специалистам МВД, иных ведомств в профессиональной деятельности, помогут избежать опасностей собственной деструктивной сексуальности, преодолеть собственный сексизм, спокойно и разумно посмотреть на непонятные ранее явления. А это, хоть и небольшой, но все же шаг к оздоровлению общества.
1.2. СЕКСОЛОГИЯ Начнем с посылки, что человек как существо является биопсихосоциальным феноменом. Для любого живого организма наиболее легко вызываемыми и важными являются поисковая (ориентировочная), пищевая и половая активность. Удовольствия, получаемые от приема пищи и от секса – наиболее существенные удовольствия, которые чрезвычайно влияют на поступки людей, стимулируют прочие виды активности, при этом они взаимозаменяемы. В мире существует много малых и больших обществ, народов, рас, являющихся носителями собственной культуры, собственных традиций, обычаев, социальных и сексуальных стереотипов. То, что в одном обществе подлежит строгому уголовному наказанию, в другом обществе может быть национальной традицией, обязательным элементом культового обряда. Поэтому надо помнить, что все относительно, нельзя и ошибочно подходить к рассматриваемым явлениям, бытующим в иных культурах и субкультурах с точки зрения собственных стереотипов. Собственные социальные, религиозные и сексуальные стереотипы пригодны лишь для обустройства собственного быта, но они не пригодны для объективного изучения сексуальности иных людей, познания сексологии как науки. Мешает процессу познания и чрезмерная эмоциональность, замешанная на ханжеском невежестве и пошлости, похотливости и брезгливости. Каждый человек имеет то или иное социальное окружение, влияющее на него самым решительным образом, формируя в нем те или иные социальные, религиозные и сексуальные стереотипы. Эти стереотипы могут вступать в выраженное противоречие с биологическими потребностями индивида, могут способствовать формированию и закреплению деструктивных форм социального и сексуального поведения, склонность к аутоагрессии. Живя в обществе нельзя быть свободным от общества, поэтому мы будем говорить о сексуальности, которая складывается не только из биологической предрасположенности, собственных усилий, но, в первую очередь – из-за влияний социума. Сексуальная культура конкретного человека формируется, прежде всего, в процессе воспитания, в результате воздействия на личность семьи, микро- и макросоциума. Социальные влияния наслаиваются на биологические и могут входить в противоречие с ними, приводить к личным трагедиям, к общественной и сексуальной деструктивности. В процессе формирования человека важны сексуальные установки его родителей, общественные и религиозные стереотипы, уровень образования воспитателей и личности воспитуемого, жизненные обстоятельства. При этом важно знать, что изучать сексуальное поведение людей, и понять его, можно только отрешившись от собственных сексуальных, этно-культуральных и религиозных стереотипов, так как отсутствие такого подхода не позволяет объективно оценивать сексуальные обычаи других обществ и даже субкультур в своей стране. Существует несколько определений понятия «сексология». Начнем с самого простого: сексология – наука о человеческой сексуальности, проявлениях пола и половой жизни, а также связанных с ними явлений. Концепция сексологии как науки со своими собственными правами была впервые предложена в 1907 г. берлинским врачом-дерматологом И. Блохом (1872—1922), который провозгласил создание новой «науки о поле», подчеркнув, что она должна синтезировать данные всех наук о человеке, включая общую биологию, антропологию, этнологию, философию, психологию, медицину и историю литературы и искусства. Его идея упала на подготовленную общественными влияниями почву. Сексология, зародившись на переломе XIX и XX веков, к настоящему времени выросла в серьёзную науку, изучающую сексуальность человека как многомерное явление, имеющее не только биологические и историко-культуральные, но и медицинские, правовые, философские, психосоциальные, педагогические и прочие стороны. Однако современное половое поведение далеко не во всех странах изучено в достаточной мере из-за сопротивления некоторой части общественных сил, открытыми остаются многие вопросы; к тому же до настоящего времени мало комплексных, междисциплинарных научных исследований. Известный польский сексолог К. Имелинский (1986) писал, что сексология не может быть классифицирована как естественная или гуманитарная наука. Она относится кнаукам эмпирическим, междисциплинарным. В период появления все более многочисленных узких специальностей, как в медицинских, так и в немедицинских науках, возникает объективная необходимость в развитии обобщающих междисциплинарных наук, синтезирующих знания из различных аспектов жизни человека. Именно к таким наукам и относится сексология. В сферу интересов сексологии входят не только проблемы, связанные со здоровьем человека, но и проблемы, относящиеся к образу и смыслу его жизни, что, естественно, порождает юридически значимые последствия. Однако объективная реальность такова: сексологические познания даже у специалистов медицинского, психологического, юридического профилей находятся на крайне низком уровне, более сформированы распространёнными мифами, нежели научными данными. Это является препятствием для целостного понимания проблем не только общества в целом, но и конкретных людей, мотиваций их действий. Также это невежество представляет опасность заблуждений и неверных решений, например, в педагогическом процессе, в случаях расследования преступлений против половой неприкосновенности и половых свобод личности или при подозрениях на их совершение, а также при принятии прочих решений. О развитии сексологии как науки нельзя судить только на основании появившихся в последнее время многочисленных статей, научно-популярных публикаций, откровенно спекулятивных изданий, которомы в последнее время забиты полки книжных магазинов, и возникающих вокруг них дискуссий. Они играют лишь своего рода профилактическую роль и способствуют созданию благоприятных условий для развития сексологии. Как известно, интимная жизнь человека подвергается воздействию социокультуральной среды. Именно эти, издавна существующие влияния (предрассудки, запреты, ограничения, ложные представления о норме и т. п.), являющиеся анахронизмом, вредно отражаются на сексуальности и интимной жизни многих людей. Кроме того, пожалуй, ни в одной другой сфере знаний, как в сексологии, не возникало и не распространялось такого множества псевдонаучных утверждений и обобщений, не подкрепленных никакими аргументами. Причем это шло не от ученых, а вытекало из воинственных высказываний представителей монотеистических религий, общественных движений и организаций, например, феминисток и т.д., а так же из так называемых «ходячих мнений», подкрепляемых и распространяемых в средствах массовой информации. Меры популяризации научной сексологии должны быть направлены именно на регуляцию влияния социокультуральных факторов, на нивелирование их вредного воздействия. Среди нескольких ветвей сексологии существуют следующие: Нормальная сексология – изучение биологического, анатомо-физиологического, социально-психологического обеспечения сексуального здоровья. Клиническая (медицинская) сексология – изучение аспектов нарушения сексуального здоровья, их диагностика, лечение, профилактика. Этнокультуральная сексология – сравнительно-историческое и кросскультурное исследование этнических стереотипов мужественности и женственности, полоролевого и сексуального поведения, дифференциации половых ролей и полового разделения труда, половой стратификации и социализации, особенностей полового символизма. Судебная сексология – психолого-психиатрическое направление сексологических знаний для нужд правоохранения. Криминальная сексология – научно-практическое направление судебной медицины и уголовного права, освещающее междисциплинарный комплекс наиболее значимых проблем, связанных с расследованием и профилактикой преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы граждан. Указанная дисциплина тесно связана со многими науками, в первую очередь с уголовным правом и процессом, судебной медициной, психологией, психиатрией, этнографией, историей. Фамилистика – изучение социально-психологических основ семьи и супружеских отношений, репродуктивного поведения, родительских ролей и внутрисемейной социализации.
Профессор К. Имелинский в истории развития сексологии выделяет четыре периода: 1. Доисторический.
|