Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сексология как наука






СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА

Не каждый является таким, как ты».

Генри Хэвлок Эллис

План:

Ø 1.1. Введение

Ø 1.2. Сексология

Ø 1.3. Пионеры сексологии

Ø 1.4. Криминальная сексология

СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. ВВЕДЕНИЕ

Приступив к изложению данных лекций, мы поставили перед собой цель заполнить существующий пробел знаний относительно проблем, свя­занных с различными проявлениями сексуальности, в том числе и с негатив­ными ее сторонами. Этот пробел существует не только у так называемых «широких слоев населения», но даже у специалистов медицинского, психо­логического, а также юридического профилей.

Мы тщательно:

- проанализировали мифологию, этно-культуральные стороны сексу­альной жизни;

- представили вниманию читателей историю развития сексуальности и сексологии как науки, выделив наиболее важный для нас аспект – крими­нальный;

- обобщили данные современной научной литературы по вопросам де­структивной сексуальности;

- отразили различные точки зрения, привели некоторые данные собст­венных исследований;

- обратили внимание на психо-социальные и правовые вопросы, свя­занные с отклоненным сексуальным поведением, формирование которого начинается в детстве в результате не только биологических предпосылок, но, главным образом, в результате неправильного и даже жестокого обращения с детьми;

- представили комментарий к главе 18 УК РФ, привели алгоритм след­ственных и экспертных действий при преступлениях против половой непри­косновенности и половой свободы личности.

Научная литература по представленным проблемам порой сложна для понимания, иногда противоречива, к тому же она, в основном, англоязычная, малодоступна. Мы проделали трудоемкую работу по обобщению и переводу научных источников, извлекли из них наиболее значимые сведения, постара­лись изложить их своим читателям в доступной и объективной форме, сведя в единую кар­тину различные точки зрения. Основное внимание обращено на малоизвест­ные источники научной мировой литературы, которые иной раз опровергают устаревшие мнения, а иной раз существенно подкрепляют их, открывая при этом новые грани. Для облегчения восприятия текста, а также с образова­тельной целью мы позволили себе немного проиллюстрировать лекции про­изведениями классического искусства, начиная с древнего, которые отобра­жают проявления сексуальности.

Нами принципиально не высказывалась свои личные точки зрения, свое отношение к рассматриваемым вопросам, потому что каждый человек имеет свои социальные, сексуальные и религиозные стереотипы, сформиро­ванные в процессе индивидуального развития. Эти стереотипы не могут во всем совпадать со стереотипами других людей, потому что каждый человек является уникальной в своем роде личностью. Мы отразили в своих лекциях современные научные взгляды, которые далеко не всегда совпадают с кон­сервативными религиозными установками, могут не соответствовать социальным стереотипам, точкам зрения некоторых наших читателей. Однако получение новых знаний несет в себе возможность переосмысления старых стереотипов, их ломки, хотя это вовсе и не обязательно делать.

Мы уверены, что новые знания помогут специалистам МВД, иных ве­домств в профессиональной деятельности, помогут избежать опасностей соб­ственной деструктивной сексуальности, преодолеть собственный сексизм, спокойно и разумно посмотреть на непонятные ранее явления. А это, хоть и небольшой, но все же шаг к оздоровлению общества.

 

 

1.2. СЕКСОЛОГИЯ

Начнем с посылки, что человек как существо является биопсихосоци­альным феноменом. Для любого живого организ­ма наиболее легко вызывае­мыми и важными являются поисковая (ориентировочная), пищевая и половая активность. Удовольствия, получаемые от приема пищи и от секса – наибо­лее существенные удовольствия, которые чрезвычайно влияют на поступки людей, стимулируют прочие виды активности, при этом они взаимозаме­няемы.

В мире существует много малых и больших обществ, народов, рас, яв­ляющихся носителями собственной культуры, собственных традиций, обы­чаев, социальных и сексуальных стереотипов. То, что в одном обществе под­лежит строгому уголовному наказанию, в другом обществе может быть на­циональной традицией, обязательным элементом культового обряда. По­этому надо помнить, что все относительно, нельзя и ошибочно подходить к рассматриваемым явлениям, бытующим в иных культурах и субкультурах с точки зрения собственных стереотипов. Собственные социальные, религиозные и сексуальные стереотипы пригодны лишь для обустройства собственного быта, но они не пригодны для объективного изучения сексуальности иных людей, познания сексологии как науки. Мешает процессу познания и чрезмерная эмоциональность, замешанная на ханжеском невежестве и пошлости, похотливости и брезгливости.

Каждый человек имеет то или иное социальное окружение, влияющее на него самым решительным образом, формируя в нем те или иные социальные, религиозные и сексуальные стереотипы. Эти стереотипы могут вступать в выраженное противоречие с биологическими потребностями индивида, мо­гут способствовать формированию и закреплению деструктивных форм со­циального и сексуального поведения, склонность к аутоагрессии. Живя в об­ществе нельзя быть свободным от общества, поэтому мы будем говорить о сексуальности, которая складывается не только из биологической предраспо­ложенности, собственных усилий, но, в первую очередь – из-за влияний со­циума.

Сексуальная культура конкретного чело­века формируется, прежде всего, в процессе воспитания, в результате воздействия на лич­ность семьи, микро- и макросоциума. Социальные влияния наслаиваются на биологические и могут входить в противоречие с ними, приво­дить к личным трагедиям, к общественной и сексуальной деструктивности. В процессе формирования человека важны сексуальные установки его родителей, общественные и религиозные сте­реотипы, уровень образования воспитателей и личности воспитуемого, жизненные обстоя­тельства. При этом важно знать, что изучать сексуальное поведение людей, и понять его, можно только отрешившись от собственных сексуальных, этно-культуральных и религиозных стереотипов, так как отсутствие такого под­хода не позволяет объективно оценивать сексуальные обычаи других об­ществ и даже субкультур в своей стране.

Существует несколько определений понятия «сексология». Начнем с са­мого простого: сексология – наука о человеческой сексуальности, проявле­ниях пола и половой жизни, а также связанных с ними явлений.

Концепция сексологии как науки со своими собственными правами бы­ла впервые предложена в 1907 г. бер­линским врачом-дерматологом И. Блохом (1872—1922), который провозгласил создание новой «науки о поле», под­черкнув, что она должна синтезиро­вать данные всех наук о человеке, вклю­чая общую биологию, антропо­логию, этнологию, философию, пси­хологию, медицину и историю литера­туры и искусства. Его идея упала на подготов­ленную общественными влияниями почву.

Сексология, зародившись на переломе XIX и XX веков, к настоящему времени выросла в серьёзную науку, изучающую сексуальность человека как многомерное явление, имеющее не только биологические и историко-куль­туральные, но и медицинские, правовые, философские, психосоциальные, педагогические и прочие стороны. Однако современное половое поведение далеко не во всех странах изучено в достаточной мере из-за сопротивления некоторой части общественных сил, открытыми остаются многие вопросы; к тому же до настоящего времени мало комплексных, междисциплинарных на­учных исследований.

Известный польский сексолог К. Имелинский (1986) писал, что сексоло­гия не может быть классифицирована как естествен­ная или гуманитарная наука. Она относится кнаукам эмпирическим, междисциплинарным. В пе­риод появления все более многочисленных узких специальностей, как в ме­дицинских, так и в немедицинских науках, возникает объективная необходи­мость в развитии обобщающих междисциплинарных наук, синтези­рующих знания из различных аспектов жизни человека. Именно к таким наукам и относится сексология.

В сферу интересов сексологии входят не только пробле­мы, связанные со здоровьем человека, но и проблемы, относящиеся к образу и смыслу его жизни, что, естественно, порождает юридически значимые последствия.

Однако объективная реальность такова: сексологические познания даже у специалистов медицинского, психологи­ческого, юридического профилей находятся на крайне низком уровне, более сформи­рованы распространён­ными мифами, нежели научными данными. Это является препятст­вием для целостного понимания проблем не только общества в целом, но и конкрет­ных людей, мотиваций их действий. Также это невежество представляет опасность заблуждений и неверных решений, например, в педагогическом процессе, в случаях расследования преступлений против половой неприкос­новенности и половых свобод личности или при подозрениях на их соверше­ние, а также при принятии прочих решений.

О развитии сексологии как науки нельзя судить только на ос­новании появившихся в последнее время многочисленных статей, научно-популярных публикаций, откровенно спекулятивных изданий, которомы в последнее время забиты полки книжных магазинов, и возникающих вокруг них дискуссий. Они играют лишь своего рода профилактическую роль и способ­ствуют созданию благоприятных условий для разви­тия сексологии.

Как известно, интимная жизнь человека подвергается воздействию со­циокультуральной среды. Именно эти, издавна существующие влияния (предрассуд­ки, запреты, ограничения, ложные представления о норме и т. п.), являющиеся анахронизмом, вредно отражаются на сексуальности и интимной жизни многих людей. Кроме того, пожалуй, ни в одной дру­гой сфере знаний, как в сексоло­гии, не возникало и не распро­странялось такого множества псевдонаучных утверждений и обоб­щений, не подкрепленных никакими аргументами. При­чем это шло не от ученых, а вытекало из воинственных высказываний пред­ставителей монотеистических религий, общественных движений и организаций, например, фе­министок и т.д., а так же из так называемых «ходячих мнений», подкрепляе­мых и распространяемых в средствах массовой информации. Меры популя­ризации научной сексологии дол­жны быть направлены именно на регуляцию влияния социокультуральных факторов, на нивелирование их вредного воз­действия.

Среди нескольких ветвей сексологии существуют следующие:

Нормальная сексология – изучение биологического, анатомо-физиологического, социально-психологического обеспечения сексуального здоровья.

Клиническая (медицинская) сексология – изуче­ние аспектов нарушения сексуального здоровья, их диагностика, лечение, профилактика.

Этнокультуральная сексология – срав­нительно-историческое и кросскультурное исследование этнических сте­реотипов мужественности и женственности, полоролевого и сексуального поведения, дифференциации поло­вых ролей и полового разделения тру­да, половой стратификации и социа­лизации, особенностей полового сим­волизма.

Судебная сексология – психолого-психиатрическое направление сексологических знаний для нужд правоохранения.

Криминальная сексология – научно-практическое направление судеб­ной медицины и уголовного права, освещающее междисциплинарный комплекс наиболее значимых проблем, связанных с расследованием и профилактикой преступ­лений против половой неприкосновенности и половой свободы граждан. Указанная дисциплина тесно связана со мно­гими науками, в первую очередь с уголовным правом и процессом, су­дебной медициной, психологией, психиатрией, этнографией, историей.

Фамилистика – изучение социаль­но-психологических основ семьи и супружеских отношений, репродук­тивного поведения, родительских ро­лей и внутрисемейной социализации.

 

Профессор К. Имелинский в истории развития сексологии выделяет четыре периода:

1. Доисто­рический.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал