Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российский флот на охране морских рубежей






 

После смерти Петра I в 1725 г. перед Россией встали задачи по обеспечению безопасности южных границ государства и выходу к Черному морю. Решение этих задач напрямую было связано с отношениями России и Турции, с дальнейшим развитием и укреплением отечественного флота.

После вступления на престол Анны Иоанновны о флоте начали проявлять большую заботу.

В 1732 г. под председательством А. Остермана была создана Воинская морская комиссия, которая выявила много небоеспособных кораблей и судов, а также наметила программу обновления корабельного состава. Она предложила иметь во флоте 27 кораблей, 6 фрегатов, 2 парома, 3 бомбардирских корабля и 8 пакетботов. Вместо ранее существовавших трех больших флагов флотилий (белого, синего и красного) на всех кораблях военно-морского флота был введен единый белый флаг с синим Андреевским крестом. Программа обновления флота решалась успешно. К 1740 г. обновленный флот России состоял из 12 линейных кораблей, 26 кораблей низшего разряда и 40 галер. В 1757 г. уже был 21 линейный корабль и б фрегатов. Этих сил было достаточно для того, чтобы в мирное время позаботиться об охране границ государства.

 

Важным шагом в становлении морской пограничной службы России стало издание в 1731 г. " Морского пошлинного устава", утвержденного императрицей. Пункт I устава гласил: " Все приходящие и уходящие морем, как вышния так и нижния персоны без выбору, а наипаче купцы и корабельщики... повинны о себе известие давать как во время приезду в российские порты, так и в отъезды из тех портов... и ради того все приезжие корабли и другие суда должны немедленно одного человека с таможенной яхты к себе на корабль взять и с собой до самой оной, в которой они о себе известить имеют, их весть, а буде кто сего чинить будет, или противность сему покажет, с таких брать штрафу пятьдесят ефимков". Таким образом, понятие " таможенная яхта" начало входить в служебный оборот.

 

В 1741 г. во главе Российской империи стала дочь Петра I Елизавета Петровна, которая продолжила развитие таможенного контроля на море и на побережье. Указом Правительствующего Сената от 22 сентября 1746 г. была подтверждена необходимость введения службы таможенных яхт: " для наилучшего приращения высокого Ее Императорского Величества интереса, чтобы корабельщики и прочие всякого звания люди не могли с кораблей и прочих судов и на пакетботах, прежде всего прихода своего до Кронштадта, потаенно товаров своих беспошлинно без аттестатов отпускать, учредить таможенную яхту". Указ содержал также порядок комплектования экипажа таможенной яхты и основы организации службы.

 

К середине XVIII в. обстановка на южных рубежах Российской империи, и прежде всего в прикаспийском крае, вновь резко осложнилась.

 

Поэтому русским правительством было решено держать в Астрахани наготове достаточное число морских судов, на которых в случае необходимости можно было бы перевозить войско и провиант. При этом, что очень важно, командирам военных и купеческих кораблей было поручено не только охранять свои суда и морское побережье, но и вести разведывательную и диверсионную работу.

 

Российскому флоту в 1725-1762 гг. приходилось защищать приморское побережье и на других участках государственной границы. Исходя из этого, дипломаты и военные каждый раз после окончания войн при заключении договоров стремились обеспечить наиболее благоприятные условия для военно-морского флота. Так, в 1743 г. адмирал Головин заявил, что если нельзя удержать всю Финляндию по Ботнический залив " живою границею", то надобно оставить за Россией Гельсингфорс и всю Нейляндскую провинцию: гавань Гельсингфорса очень способная для стоянки военных судов, которые могут в ней зимовать без малейшего препятствия.


После окончания войны со Швецией вплоть до 1758 г. соединенная русская эскадра осуществляла ежегодное плавание по Балтийскому морю силами от 8 до 24 кораблей фрегатов и бомбардирских судов.

 

Большой вклад в развитие российского флота и создание основ для морской пограничной службы внесла Екатерина II. 28 февраля 1780 г. императрица провозгласила Декларацию о вооруженном нейтралитете, которая стала весьма важным этапом в морское политике России.

 

Сложный узел проблем для правительства Екатерины II существовал на юге, где проводилась ярко выраженная антитурецкая политика. Основной ее целью были: захват Крыма, находившегося в полной зависимости от турецкого султана; очищение от турок северного побережья Черного моря, установление господства над Балканским полуостровом и наконец, над всей Малой Азией с захватом Константинополя. В ходе русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. почти все эти задачи были решены.

 

В русско-турецкой войне 1768-1774 гг. конечной целью являлось освобождение христианского населения от турок, утверждение России на берегах Азовского и Черного морей и открытие через них свободного торгового пути в Средиземное море. Этому способствовало бы занятие Азова и Таганрога, которые турки по своей беспечности не укрепили.

 

Для обеспечения успеха контр-адмирал А.Н Сенявин начал срочно строить Донскую флотилию, предназначенную для охраны черноморского берега от вторжения турок. На Дунае также началось строительство судов. Несмотря на несовершенство судов новой флотилии, они с 1772 г. не только охраняли устье Дуная, но даже выходили на крейсирование в море и совершали переходы до берегов Крыма.

 

После поражения Турции Россия по Кю-чук-Кайнарджийскому миру приобрела значительную территорию между Бугом и Днепром. Ей были возвращены Азов и Таганрог с частью Азовского моря, отданы Керчь с Еникаем. Российская империя окончательно овладела Азовским морем и открыла выход в Черное море. Русским коммерческим судам предоставлялось право свободного прохода через Дарданеллы. Турция признала независимость от нее Крыма, татар кубанских, буджакских и ногайцев. Линией новой границы между Россией и Турцией стала р. Кубань.


Россия начала основательно укреплять свои позиции на Черном и Азовском морях. В 1778 г. был основан город Херсон - первая кораблестроительная база на Черном море. В мае 1783 г. контр-адмиралу Макензи было поручено построить порт и город Севастополь (" Знаменитый город"), и уже со следующего года город стал основным портом Черного моря. На приобретенных Россией прибрежных пространствах между Днестром и Днепром в 1794 г. при бухте Гаджибей был основан город-порт Одесса.


У
крепились позиции России и на Каспийском море, где еще со времен экспедиции Войновича находились силы флота, имевшего свои базы в Аотрабаде, Энзели и Баку. С целью усиления защиты восточного побережья Кавказа было решено держать часть флота у о. Сары, где начали строить новый порт. Однако после смерти Екатерины II русские войска были отозваны из Персии, а Бакинский порт упразднен за ненадобностью.


При Екатерине II произошли значительные изменения в положении России на Дальнем Востоке и северо-востоке страны. Русские вышли к побережью Охотского моря. В 1783 г. образовалось первое русское поселение на Сахалине, который японцы посетили лишь три года спустя.

 

Лучше обстояло дело в северо-восточной части империи. Смелые русские мореходы, казаки и промышленники со времен Беринга продолжали осваивать Алеутские и Курильские острова. В распоряжении Екатерины II сибирскому губернатору Д. Чичерину " О приведении в подданство шести Алеутских островов" предписывалось: " Промышленникам подтвердить, чтоб они ласково и без малейшего притеснения и обмана обходились с новыми собратьями - тех островов жителями".

 

После Алеутских островов продолжали осваиваться земли Северной Америки и прилегающие к ней острова. В 1784 г. Г.И. Шелехов занял о. Кадьяк и построил крепостцы в нескольких местах американского материка от Кенайского залива до мыса Св. Ильи. Утвердившись в этом крае, русские расставили по берегам кресты и столбы с надписями, что данная земля принадлежит России. С 1791 г. гам образовалось несколько компаний для промысла. Имея главный пункт на Кадьяке, промысловые партии обогнули Аляску и доили до острова Ситхи, где построили Новоархангельск. Еще ранее, в 1777 г., Г. Шелехов направил отряд промысловиков на ближайшие к Камчатке острова Курильской гряды и основал небольшой поселок на о. Уруп. В 1794 г. в этом поселке проживало уже 20 человек. При этом предпринимались дипломатические меры с тем, чтобы при освоении новых территорий избежать конфликтов с сопредельными государствами.

 

Так, 12 сентября 1788 г. Сенат издал указ: "...подтвердить накрепко вообще промышленникам касательно Курильских островов, чтоб с китайцами не заводили о владении споров, и равномерно не касались островов, под владением держав находящихся".

 

Для России приобретают важное значение отношения с Соединенными Американскими штатами. Правительство Екатерины II считало, что: " Морское могущество Соединенных Американских штатов не может иметь столкновений с Россией, часто оно может быть благоприятно или выгодно,., поэтому следует поддерживать Добрые отношения с американцами и заставить их смотреть на петербургский двор как единственный на континенте, с которым им выгодно быть в дружбе".

 

В 1791 г. произошло еще одно важное событие на Дальнем Востоке - 13 сентября Екатерина II дала указание генерал-поручику Пилю " О установлении торговых отношений с Японией".


Расширение морских границ Российской империи требовало укрепления флота. Для выработки основных направлений по восстановлению и развитию морского и речного флота и улучшению управления им в 1765 г. Екатерина II создала Морскую российских флотов и адмиралтейского правленья комиссию, которая должна была рассмотреть существовавший до этого порядок в Адмиралтейств-коллегий и внести необходимые предложения императрице.

 

Эта комиссия в 1765 г. издала регламент об управлении флотом и адмиралтейством. По регламенту в ведении комиссии осталась общая власть над флотом, его командирами и другими служащими. Из непосредственного заведования комиссии были исключены командование флотом и эскадрами, обучение команд, поддержание в них дисциплины. Было также образованно пять экспедиций: комиссариатская, интендантская, артиллерии, казначейская, счетная (или контроля). Комиссия установила в 1765 г. два комплекта флота: для мирного времени - из 21 корабля, 4 фрегатов, 50 галер и несколько мелких судов и команды для них - 21813 человек, в военное время - от 32 до 40 кораблей, 8 фрегатов и 150 галер и команды для них - от 28121 до 32527 человек.

 

Екатерина II продолжала заниматься флотом, интересовалась состоянием дел в нем и ставила флотские проблемы на одно из первых мест. Одним из первых шагов было возрождение гребной флотилии на Балтике и создание ее на Черном море. Первая имела узко-военное значение для действия среди финских шхер; вторая - для больших рек, впадавших в Черное море. Суда Балтийской гребной флотилии находились и строились в Санкт-Петербурге, Поченкальме, Выборге, Нейшлоте, Могилеве, Витебске и в других местах. В 1776 г. Россия на Балтике уже имела 25 кораблей, 4 бомбардирских судна, 13 фрегатов. К 1790 г. Балтийский флот насчитывал 34 линкора, 15 фрегатов и 271 гребное судно.

 

Активно развернулся процесс создания флота на Черном море. Небольшие суда строились на Дону и на Дунае. Создается Донская флотилия под командованием контр-адмирала Алексея Наумовича Сенявина. Он приступает к строительству флота в Таврове, Павловске и на Хопре. Но трудности с проводкой больших глубокосидящих судов через мелководное устье Дона заставило искать новые пути решения задачи. Адмиралтейств-коллегия решила наладить строительство парусно-гребных судов нового типа - плоскодонных, сидящих в воде не более 9 футов и имеющих на вооружении от 12 до 16 пушек.

 

В 1783 г. закладывается военно-морская база Севастополь, а в 1788 г. - судостроительная верфь в Николаеве. К 1790 г. на Черном море Россия уже имела 22 линейных корабля, 12 фрегатов, около 80 гребных и парусных судов. Черноморский флот состоял из одной дивизии: 15 кораблей, 10 фрегатов, 13 мелких гребных судов и 106 канонерок.


К концу XVIII в. Балтийский флот состоял из 3 дивизий: 45 линейных кораблей, 19 фрегатов, 29 мелких судов, а гребной - 12 гребных фрегатов, до 300 канонерских лодок и 30 галер.


Одновременно предпринимаются усилия и к созданию флота на Тихом океане. В 90-е годы XVIII в. только в Охотске было спущено на воду около 50 судов. Но отсутствие должного опыта у кораблестроителей, сложные климатические условия в первое время делали флот малоэффективным. Показателем служит тот факт, что до 30 судов погибло во время плавания.

 

Быстрое увеличение российского флота потребовало пересмотра основополагающего документа - " Морского устава", который во многом уже не отвечал требованиям времени. Поэтому в 1797 г. был издан и введен в употребление " Устав военного флота". В его пяти главах излагались обязанности всех должностных лиц флота и судовые порядки.


Основными направлениями военно-морской политики Российской империи в рассматриваемый период были также: защита морских торговых путей, конвоирование купеческих караванов и защита прибрежного пространства материка и прилегающих к нему островов. В условиях отсутствия четкой морской границы, таможенной границы и зоны экономических интересов Россия стремилась придать отношениям на море правовую основу. Так, заключением между Россией и герцогством Курляндским и Семигальским конвенции было покончено с давним варварским обычаем, по которому потерпевший крушение корабль подвергался разграблению.

 

Для обеспечения безопасности военных и купеческих судов по распоряжению Екатерины II от 28 августа 1788 г. были сооружены маяки от Выборга до Сестерборга и на берегу Ингерманландском " для предосторожностей от неприятеля". Принятые меры позволили русскому корабельному флоту в 1790 г. заслонить подходы к Санкт-Петербургу и своими успехами на море остановить наступление противника.

 

Театром военных действий, на который Екатерине II приходилось больше обращать внимание, были побережья Азовского и Черного морей. На вновь приобретенных землях в южных областях безопасность еще не была обеспечена по той причине, что татары, в том числе и в Крыму, все еще сохраняли сочувствие к единоверной Турции. Порта же в свою очередь была готова воспользоваться первым удобным случаем для возвращения Крыма под свою власть. Поэтому для недопущения турок к берегам Крыма и Таманского полуострова суда Азовской флотилии были разделены на отряды, охранявшие Керченский пролив и ограждавшие линией крейсеров все северные берега Черного моря от Суджук-Кале (нынешний Новороссийск) до меридиана, принадлежавшего туркам Очакова.


На Дальнем Востоке также была усилена охрана морского побережья. В 1799 г. там был сформирован пехотный полк, большая часть которого предназначалась для охраны Камчатки. По одной роте выделялось для Уддского острога и для Охотска. По императорскому указу в Охотске было велено содержать 3 фрегата с количеством пушек от 36 до 44 и 3 малые судна.

 

Важное значение имела деятельность " Российско-американской компании" Г. Шелехова. Ей были предоставлены особые права на 20 лет. Компания была наделена большими полномочиями вплоть до вооруженной защиты интересов России в Тихом океане.

 

В царствование Екатерины II государственная граница проходила по многим рекам: Неману, Висле, Днестру, Дунаю, Амуру и др. Это требовало создания речных флотилий и формирования специальных воинских сил для охраны границы. Зачастую в качестве такой силы выступали казаки. Так, в1770г. 517 семей волжских казаков были переселены на Кавказ, на левый берег Терека, на 80-верстовое пространство между гребенским войском и Моздокской крепостью. Из доклада астраханского генерал-губернатора князя Г. Потемкина от 5 мая 1776 г. видно, что так называемая астраханская граница - внутренние пространства по Волге от Саратова до Астрахани и оттуда по морскому берегу до Кизляра - прикрывалась Волжским казачьим войском, насчитывавшим около 540 человек.


Специфической особенностью несения службы в низовьях Волги была борьба с кочевниками и разбойниками, наносившими много вреда торговле. В 1798 г. правительство вынуждено было ввести так называемые гардкоуты - мелкие гребные суда, вооруженные одной небольшой пушкой и четырьмя фальконетами. Вся река была разделена на три участка: от Астрахани до Царицына, от Царицына до Казани и от Казани вверх по реке. На каждом участке находилось три гардкоута, каждый под руководством офицера. Эти подразделения в низовьях Волги, тесно взаимодействуя с казаками и войсками, также охраняли и границу.

 

В годы царствования Екатерины II получил организационное оформление и эффективность действий таможенный надзор на море. 20 ноября 1763 г. в инструкции, препровожденной графу Б.Х. Миниху, она писала: " Как первая предосторожность состоит здешнему порту Кронштадтская таможня, того ради как в оную, так и на брандвахту определить достойных служителей и велеть всякие суда досматривать с совершенною верностью, а чтоб от Кронштадта до Санкт-Петербурга в пути с кораблей товаров потаенных на берег свозимо не было. Сенат Адмиралтейств-коллегий, чтобы морским служителям никакого в досмотрах препятствия не чинили, - подвергать наистрожайшему наказанию".

 

Но таможенные яхты, которые несли службу в районе Санкт-Петербурга, могли обеспечить лишь небольшой участок границы. Нехватка плавсредств для осуществления морского таможенного надзора вынуждала таможенных начальников использовать гребные и парусные шлюпки (лодки).

 

Важное значение для упорядочения службы таможенников имело решение Екатерины II от 27 сентября 1782 г. " Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров". В нем говорилось, что " употребляемые до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы наши к удобнейшему открытию таковых покушений не были к тому достаточно, большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток и в тягость людей на стражу посылаемых...". Указ в числе других мер предлагал: " В тех местах, где будут на границе реки или озера, смотря по обстоятельствам и надобности, имеют по одному или более гребных небольших и легких судов для употребления к лучшему наблюдению по усмотрению таможенных пограничных надзирателей".

 

Усилен был таможенный надзор и на морских подступах к столице. 12 апреля 1785 г. распоряжением императрицы генерал-губернатору Санкт-Петербурга " Об устройстве таможенной стражи в Санкт-Петербургской губернии" эта стража была пополнена 35 таможенными надзирателями, 2 таможенниками и 48 объездчиками. Для выполнения ими служебных задач выделялось 14 катеров или баркасов и 6 четырехвесельных судов.


Охрана берегов Черного моря в таможенном отношении началась в 1793 г. вскоре после завоевания и окончательного присоединения Крыма и постройки Одессы. Досмотр здесь осуществлялся также на основании положения указа Екатерины II от 27 сентября 1788 г. о таможенной цепи и страже. И на Балтийском, и на Черном морях этот вид стражи до 1823 г. был наемным.

 

Таким образом, за сравнительно короткое время Екатерине II удалось существенно усилить российский флот, который доказал свою боеспособность не только в морских сражениях, но и в защите экономических интересов государства.

Доктор исторических наук А. ПЛЕХАНОВ

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал