Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
К концу обучения в 1 классе ученик научится:
ü различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
ü кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
ü решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
- выделять в словах слоги;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
- переносить слова;
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
ü выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
ü использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
ü различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
ü выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
ü участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
ü соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного звука; 2)разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
- сочетания чк, чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова какединства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированного предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Осознаниецели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Литература для учителя.
1. Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ. Начальная школа/Под ред. Н.Ф. Виноградовой. изд. 2-е, доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2.Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.: Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. ФГОС. – М.: Вентана-Граф, 2013
3. Контроль и оценка достижения планируемых результатов по русскому языку по годам обучения размещены в авторской программе Иванова С.В. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 384 с.
4. Безруких М.М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014;
5. Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1, 2 / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011;
6. Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2014;
7. Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011;
9. Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. -2-е изд., испр.– М.: Вентана-Граф, 2014;
Календарно-тематическое планирование учебного материала I полугодие
Условные обозначения типов уроков:
ОНЗ – урок открытия новых знаний; УК – урок контроля; ВУ – вводный урок;
РУ – урок развития умений и рефлексии; ОУ – обобщающий урок; ИУ – итоговый урок
Наименование раздела программы
| Дата
| №. п/п
| Тема и организационные формы проведения урока
| Кол-во часов
| Основные виды деятельности
| Добукварный период
|
| 1.
| Ориентировка на странице прописей
ВУ
|
| Ориентироваться в понятиях «лево», «право», «слева», «справа», «верх», «низ»
Находить заданное положение на рабочем листе прописей.
Выполнять указание учителя по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся
в заданных точках.
Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.
Объяснять правильную посадку, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке.
Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
|
|
| 2.
| Отработка алгоритма действий на страницах прописей
ОНЗ
|
| Ориентироваться в понятиях «лево», «право», «слева», «справа», «верх», «низ»
Проводить линии в заданном направлении.
Ориентироваться в пространстве и в рабочей тетради; обозначать предложения полосками; выявлять сходства и
Принимать и сохранять учебную задачу.
|
|
| 3.
| Введение понятия «слово».
Стартовая диагностика
ОНЗ
|
| Обозначать предложения полосками.
Выявлять сходства и различия в объектах.
Проводить вертикальные параллельные линии.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выполнять учебные действия в материализованной громко-речевой и умственной форме.
Делить предложения на слова.
|
|
| 4.
| Отработка алгоритма действий на страницах прописей
РУ
|
| Ориентироваться в понятиях «слева», «справа», «верх», «низ».
Знать различие между параллельными и непараллельными линиями.
Знать называние каждого (любого) предмета на рисунках
словом (слова обозначаются полосками).
Проводить параллельные и непараллельные линии
|
|
| 5.
| Отработка понятия «слово»
РУ
|
| Обозначать предложения полосками.
Выявлять сходства и различия в объектах.
Проводить вертикальные параллельные линии.
Выполнять учебные действия в материализованной громко-речевой и умственной форме.
Делить предложения на слова.
|
|
| 6.
| Деление предложения на слова
ОНЗ
|
| Знать различие между параллельными и непараллельными линиями.
Классифицировать предметы по заданному признаку.
Проводить вертикальные параллельные линии
Строить речевое высказывание в устной форме.
Проводить вертикальные параллельные линии. Принимать и
сохранять учебную задачу.
|
|
| 7.
| Сравнение звуков
ОНЗ
|
| Знать называние каждого (любого) предмета на рисунках словом (слова обозначаются полосками).
Проводить параллельные и непараллельные линии соотносить количество звуков в слове со звуковой схемой.
Сравнивать звуки по твердости-мягкости.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений
|
|
| 8.
| Знакомство со схемой звукового состава слова
ОНЗ
|
| Анализировать количество звуков в слове и интонационно выделять звуки в слове.
Знать звуковой анализ слова «ау».
Находить места звуков [у], [а] в словах (под ударением).
|
|
| 9.
| Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове
РУ
|
| Сравнивать слова по звуковой структуре.
Интонационно выделять заданный звук в словах, определять его место в слове и сравнивать эти звуки. Ориентироваться на образец и правило выполнения действий.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выполнять учебные действия в материализованной громко-речевой и умственной форме.
Делить предложения на слова.
|
|
| 10.
| Знакомство с рабочей строкой
ОНЗ
|
| Сравнивать, подбирать слова по звуковой структуре. Проводить полуовалы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Использовать знаково-символические средства.
формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждения в форме связи простых суждений.
|
|
| 11.
| Сравнение слов по звуковой структуре
РУ
|
| Сравнивать слова по звуковой структуре.
Знать звуковой анализ слов.
Ориентироваться на рабочей строке.
Характеризоват ь звуки русского языка.
Находить звук [ы] в словах
Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
|
|
| 12.
| Звуковой анализ слов кит, кот.
Сравнение этих слов по звуковой структуре
ОНЗ
|
| Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами – названиями картинок
|
|
| 13.
| Звуковой анализ слов лук, лес.
Сравнение этих слов по звуковой структуре
РУ
|
| Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения.
Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова.
Использовать транскрипцию для повторения различных способов обозначения мягкости согласного.
Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (запись слов с помощью транскрипции)
Проводить заданные линии на рабочей строке. Называть слова со звуками [л], [л, ]
|
|
| 14.
| Развитие свободы движения руки
РУ
|
| Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос, связанный с правилом переноса слов.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; контролировать действия партнёра.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Обосновывать невозможность выполнения предложенного задания.
|
|
| 15.
|
Отражение качественных характеристик звуков
в моделях слова
ОНЗ
|
|
Проводить звуковой анализ слов, подбирать слова к схемам.
Отрабатывать нахождение середины надстрочного пространства.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков
|
|
| 16.
| Отражение качественных характеристик звуков
в моделях слова
РУ
|
| Выделять гласные звуки.
Характеризовать звуки русского языка.
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы письменных букв русского алфавита.
Различать гласные звуки и их обозначать в схеме звукового состава.
Прописывать на рабочей строке элементов букв.
|
|
| 17.
| Письмо заглавной и строчной букв А, а
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «А, а».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости
от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами – названиями картинок
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18.
| Письмо заглавной и строчной букв Я, я
РУ
|
| Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.
|
|
| 19.
| Закрепление правил обозначения звука [а] буквами
РУ
|
| Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных
букв русского алфавита.
|
|
| 20.
| Письмо заглавной и строчной букв О, о
РУ
|
| Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа
|
|
| 21.
| Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё
РУ
|
| Выделять гласные звуки.
Характеризовать звуки русского языка.
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы письменных букв русского алфавита.
Различать гласные звуки и их обозначать в схеме звукового состава.
Прописывать на рабочей строке элементов букв.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
|
|
| 22.
| Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о])
ОНЗ
|
| Обозначать буквой ё звук [й’] и последующий гласный звук.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
|
|
| 23.
| Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами
РУ
|
| Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа
|
|
| 24.
| Письмо заглавной и строчной букв У, у
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «У, у».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами – названиями картинок
|
|
| 25.
| Письмо заглавной и строчной букв Ю, ю
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Уметь участвовать в учебном диалоге.
Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; осознавать необходимость самосовершенствования.
|
|
| 26.
| Закрепление правил обозначения звуков [у], [о] и [а] буквами
РУ
|
| Вписывать изученные буквы с опорой на звуковые модели слов.
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Писать изученные заглавные и строчные буквы.
Усвоить алгоритм соединения букв при письме.
Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
|
|
| 27.
| Знакомство с буквой Э (э)
РУ
|
| Писать букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнивать звуковой состав слов, качественную характеристику звуков.
Осуществлять анализ поэлементного состава печатной и письменной заглавной буквы Э; моделировать звуковой схемы слов, доказательство выбора фишки при обозначении звука.
Анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс.
|
|
| 28.
| Письмо заглавной и строчной букв Э, э
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Э, э».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Уметь участвовать в учебном диалоге.
Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; осознавать необходимость самосовершенствования.
|
|
| 29.
| Письмо заглавной и строчной букв Е, е
РУ
|
| Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважать мнение других
|
|
| 30.
| Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами.
Письмо изученных букв
ОУ
|
| Устанавливать закономерность в расположении букв в ряду.
Вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели слов. Писать изученные заглавные и строчные буквы и буквосочетания.
Соотносить печатные и письменные буквы.
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими
|
|
| 31.
| Письмо строчной буквы ы
РУ
|
| Знать поэлементный анализ строчной буквы «ы»; писать букву «ы».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами – названиями картинок
|
|
| 32.
| Знакомство с буквой И (и)
РУ
|
| Писать буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания.
Сравнивать звуковой состав слов, качественную характеристику звуков.
Осуществлять анализ поэлементного состава печатной и письменной заглавной буквы И.
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами – названиями картинок
|
|
| 33.
| Письмо заглавной и строчной букв И, и
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «И, и».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Уметь участвовать в учебном диалоге.
Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; осознавать необходимость самосовершенствования.
|
|
| 34.
| Отработка написания изученных букв
РУ
|
| Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.
|
|
| 35.
| Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков
ОУ
|
| Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами – названиями картинок
|
|
| 36.
| Письмо заглавной и строчной букв М, м
РУ
|
| Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л – м).
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
|
|
| 37.
| Знакомство с буквой Н (н)
РУ
|
| Читать слоги с изменением буквы гласного.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Уметь участвовать в учебном диалоге.
Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; осознавать необходимость самосовершенствования.
|
|
| 38.
| Письмо заглавной и строчной букв Н, н.
Письмо слогов, слов
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Н, н».
Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с буквой «н» с использованием пособия «окошечки ».
Моделировать буквы из набора различных элементов. Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом
|
|
| 39.
| Письмо заглавной и строчной букв Р, р.
Письмо слогов, слов
РУ
|
| Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
|
| 40.
| Письмо заглавной и строчной букв Л, л
РУ
|
| Сравнивать заглавные и строчные буквы «Л, л» и «М, м».
Дифференцировать букв «л»-«м», «л» -«р» при записи слов .
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
|
|
| 41.
| Письмо заглавной и строчной букв Й, й
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Й, й».
Сравнивать заглавные и строчные буквы «Й, й» и «И, и».
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
|
|
| 42.
| Введение понятия «слог». Отработка написания изученных букв
РУ
|
| Формулировать ответ на проблемный вопрос.
Выбирать слова по заданным признакам.
Сравнивать и анализировать пары слов по заданному основанию.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 43.
| Введение понятия «ударение».
Письмо заглавной и строчной букв Г, г
ОНЗ
|
| Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах.
Определять ударный звук в слове.
Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании.
Наблюдать за словами, различающимися местом ударения.
Составлять пары слов, различающихся только местом ударения.
|
|
| 44.
| Письмо заглавной и строчной букв К, к
РУ
|
| Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 45.
| Дифференциация букв Г, г – К, к
РУ
|
| Выбирать слово по заданному основанию и обосновывать свой выбор.
Контролировать собственные действия при соблюдении
алгоритма работы над ошибками.
Определять причину допущенных ошибок.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
|
|
| 46.
| Знакомство с буквой З (з)
РУ
|
| Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
|
| 47.
| Письмо заглавной и строчной букв З, з
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «З, з».
Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с
буквой «з» с использованием пособия «окошечки ».
Моделировать буквы из набора различных элементов. Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом
|
|
| 48.
| Письмо заглавной и строчной букв С, с
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 49.
| Дифференциация букв З, з – С, с
РУ
|
| Выбирать слово по заданному основанию и обосновывать свой выбор.
Контролировать собственные действия при соблюдении
алгоритма работы над ошибками.
Определять причину допущенных ошибок.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
|
| 50.
| Письмо заглавной и строчной букв Д, д
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 51.
| Знакомство с буквой Т (т)
РУ
|
| Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
|
| 52.
| Письмо заглавной и строчной букв Т, т
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 53.
| Дифференциация букв Д, д – Т, т
РУ
|
| Устанавливать различие в произношении согласных звуков.
Различать звуки: согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.).
|
|
| 54.
| Письмо заглавной и строчной букв Б, б
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Б, б».
Сравнивать заглавные и строчные буквы «Б, б».
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу.
|
|
| 55.
| Письмо заглавной и строчной букв П, п
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 56.
| Знакомство с буквой В (в)
РУ
|
| Читать слоги с изменением буквы гласного.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
|
|
| 57.
| Письмо заглавной и строчной букв В, в
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 58.
| Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ф, ф».
Сравнивать заглавные и строчные буквы «Ф, ф».
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу.
|
|
| 59.
| Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 60.
| Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ш, ш».
Сравнивать заглавные и строчные буквы «Ш, ш».
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу.
|
|
| 61.
| Знакомство с буквой Ч (ч)
РУ
|
| Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
|
| 62.
| Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 63.
| Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Щ, щ».
Сравнивать заглавные и строчные буквы «Щ, щ» и «Ш, ш».
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу.
|
|
| 64.
| Письмо заглавной и строчной букв Х, х
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 65.
| Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ц, ц».
Сравнивать заглавные и строчные буквы «Ш, ш», «Ц, ц», «Щ, щ».
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме.
Осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу.
|
|
| 66.
| Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь
ОНЗ
|
| Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
|
| 67.
| Письмо строчной буквы ь
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
|
|
| 68.
| Слова с разделительным мягким знаком
РУ
|
| Воспроизводить з вуковую форму слова по его буквенной записи. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
|
|
| 69.
| Письмо строчной буквы ъ
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 70.
| Закрепление написания всех букв русского алфавита
РУ
|
| Знать поэлементный анализ заглавных и письменных изученных букв.
Сравнивать заглавные и строчные буквы .
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Записывать слова к нужной слоговой схеме.
Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу.
|
|
| 71.
| Закрепление написания всех букв русского алфавита
ОУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Находить слова по заданному основанию.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
|
|
| 72.
| Диагностическое обследование
УК
|
|
|
|
| 73.
| Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков
ОУ
|
| Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.
Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.).
Различать ударные и безударные гласные звуки
|
|
| 74.
| Отработка понятий «слово», «предложение», «ударение»
ОУ
|
| Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах.
Определять ударный звук в слове.
Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании.
Наблюдать за словами, различающимися местом ударения.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения.
|
|
| 75.
| Отражение качественных характеристик звуков
в моделях слова
РУ
|
| Записывать слова на нужной строчке в соответствии с
наличием определенной буквы.
Преобразовывать печатный шрифт в письменный.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 76.
| Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами
РУ
|
| Анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавных и строчных букв.
Сравнивать начертания печатных и письменных букв (заглавных и строчных).
Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.
Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы
|
|
| 77.
| Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков
РУ
|
| Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
|
|
| 78.
| Повторение: разделительная функция мягкого и твёрдого знака
РУ
|
| Устанавливать различие в произношении согласных звуков.
Различать звуки: согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы
Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога
|
|
| 79.
| Повторение понятий «слово», «предложение», «ударение»
РУ
|
| Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах.
Определять ударный звук в слове.
Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании.
Наблюдать за словами, различающимися местом ударения.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения.
| Календарно-тематическое планирование учебного материала II полугодие
Дата
| №
п\п
| Наименование раздела
и тем
| Кол-во часов
| Основные виды деятельности
|
|
| Язык как средство общения.
Порядок действий
при списывании
ОНЗ
|
| Знакомиться с учебником, условными обозначениями в учебнике, целями изучения русского языка.
Анализировать речевые ситуации (знакомство, поздравительная открытка) и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Работать с информацией, представленной в форме рисунка и
в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ).
Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» - трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ
с предложенным вариантом.
Анализировать алгоритм порядка действий при списывании и использовать его при решении практических задач.
Контролировать правильность и аккуратность собственных записей
|
|
| Язык как средство общения.
Порядок действий
при списывании
ОНЗ
|
|
| 3.
| Устная и письменная речь.
Знаки препинания
в конце предложения
ОНЗ
|
| Анализировать речевые ситуации, представленные на рисунке и в тексте.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Понимать информацию, представленную в неявном виде (пословицы), интерпретировать её
|
| 4.
| Речевой этикет: слова приветствия.
Интонация предложений;
восклицательный знак в конце предложений
ОНЗ
|
| Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию и на интонационное оформление предложений.
Анализировать этикетные слова (слова приветствия)
и определять ситуации, в которых они могут быть использованы.
Наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены.
Использовать алгоритм порядка действий при списывании.
Контролировать последовательность действий
при списывании, правильность и аккуратность записи
|
| 5.
| Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.
Отработка порядка действий
при списывании
РУ
|
| Оценивать текст с точки зрения наличия/отсутствия в нём необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.
Устанавливать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова.
Выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения.
Использовать алгоритм порядка действий при списывании.
Соотносить слова с приведёнными звуковыми моделями. Контролировать последовательность действий
при списывании, правильность и аккуратность записи
|
| 6.
| Речевой этикет: слова просьбы и извинения.
Слова, отвечающие
на вопросы «кто?», «что?»
ОНЗ
|
| Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.
Преобразовывать информацию, полученную из рисунка,
в текстовую задачу (моделировать диалог заданной ситуации общения).
Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?».
Группировать слова по заданному признаку (отвечают
на вопрос «что?»).
Выбирать необходимый знак препинания в конце предложения и обосновывать его постановку.
Контролировать последовательность действий
при списывании, правильность и аккуратность записи
|
| 7.
| Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие
на вопросы «кто?», «что?»;
знаки препинания
в конце предложения
РУ
|
| Выбирать языковые средства, соответствующие цели и условиям общения, для успешного решения коммуникативной задачи.
Группировать слова по заданным основаниям (слова речевого этикета).
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают
на вопрос «кто?»).
Преобразовывать информацию, полученную из схемы (составлять предложения с учётом знаков препинания в конце схем).
Контролировать последовательность действий
при списывании, правильность и аккуратность записи
|
| 8.
| Речевой этикет:
ситуация знакомства.
Собственные имена, правописание собственных имён ОНЗ
|
| Оценивать правильность выбора языковых средств
в ситуации общения, исправлять ошибки, допущенные
при общении. Анализировать речевые ситуации, в которых необходимо называть имя и фамилию.
Наблюдать различие между словами (собственные и нарицательные существительные, термины не используются), по результатам наблюдения выявлять отличительные признаки.
Знакомиться с собственными именами и их правописанием.
Использовать правило написания собственных имён
при решении практических задач.
Контролировать последовательность действий
при списывании, правильность и аккуратность записи
|
| 9.
| Речевой этикет:
ситуация знакомства.
Собственные имена, правописание собственных имён
РУ
|
|
| 10.
| Речевой этикет: использование слов «ты», «вы»
при общении. Правописание собственных имён
РУ
|
| Наблюдать использование слов «ты» и «вы» при общении.
Формулировать правила употребления этих слов в различных ситуациях общения.
Преобразовывать информацию, полученную из рисунка,
в текстовую задачу (выбирать языковые средства для успешного общения).
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Использовать знание алфавита и правило написания собственных имён для решения практической задачи. Оценивать правильность выполнения заданий
|
| 11.
| Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка порядка действий
при списывании
и правила правописания собственных имён
РУ |
|