Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проверка достоверности слухов и отказ от поспешности в суждениях – это качество праведников.
Каждый праведный раб Аллаха должен стремиться к тому, чтобы улучшить свою религиозность, свой нрав, оберегать свою честь, тем самым совершенствуя себя и свою жизнь. Он должен сторониться поступков, порочащих его репутацию или репутацию других людей, а также сторониться действий или слов, которые доставляют страдание ему самому или окружающим его людям. Не суди людей, пока не выяснишь всё как следует, а если ты выяснишь всё наилучшим образом, то не суди, пока в этом не будет реальной необходимости.
Сообщается от Абу Забьяна аль-Джанби, что к Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) привели женщину, которую уличили в прелюбодеянии, и он велел казнить её, как положено по Шариату − закидать камнями. Люди повели её, чтобы выполнить данный приговор, но по пути им встретился Али ибн Абу Талиб, который спросил: «Что с ней?» Люди ответили: «Она прелюбодействовала, и Умар велел казнить её». Тогда Али вырвал её у них из рук и велел им вернуться. Они вернулись к Умару, и он спросил: «Почему вы вернулись?» Они ответили: «Это Али отправил нас обратно». Тогда Умар сказал: «Али сделал это лишь потому, что он знает что-то». Тогда он послал за ним людей, и Али пришёл, и признаки гнева были видны на его лице. Умар спросил: «Зачем ты остановил этих людей?» Али сказал: «Разве ты не слышал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда он говорил: «Подняты письменные перья*относительно троих: спящий, пока не проснётся; малолетний, пока не повзрослеет; и сумасшедший, пока к нему не вернётся разум». *[это значит, что ангелы, которым поручено писать хорошие и плохие дела людей, не записывают деяния тех людей, которые упомянуты в хадисе]
Умар сказал: «Да, слышал». Али сказал: «Так ведь она же умалишённая из такого-то племени. Возможно, джинн подступил к ней и подтолкнул её к этому». Умар сказал: «Этого я не знаю». Али сказал: «И я не знаю». После этого женщину отпустили и не подвергли наказанию. Ахмад. Однажды к халифу Умару ибн Абдуль-Азизу (да одарит его Аллах своей милостью) вошёл человек и в беседе упомянул нечто дурное о другом человеке, на что Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Если хочешь, мы рассмотрим это твоё дело, и если ты лжёшь, то о тебе говорится в следующем аяте Корана: „Если нечестивец принесет вам весть, то разузнавайте…” Коран, сура 49 «аль-Худжурат» («Комнаты»), аят 6. Если же ты правдив, то о тебе говорится в другом аяте: „Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни” Коран, сура 68 «аль-Калям» («Письменная трость»), аят 11. Если же хочешь, то мы простим тебя». Тогда человек осёкся и сказал: «Прошу прощения, повелитель верующих, больше я не вернусь к этому».
Абу Исхак аль-Кайравани сказал: «Мудрецы говорили: «Сторонитесь поспешности, ведь арабы еще в древности называли её матерью сожалений (умму надама). Тот, кто поспешен в суждениях, говорит до того, как узнает; отвечает до того, как поймёт; решается на что-либо до того, как обдумает; режет прежде, чем отмерит; хвалит до того, как испытает на деле; порицает до того, как получит достоверные факты. Кто заведёт в себе такой нрав, познает горечь сожаления и будет лишён спокойствия и благополучия».
|