Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезисы.






Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар (Tal Ben-Shahar) ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Программы с его участием транслируются по телеканалам CNN и CBS, а его статьи публикуются в газетах «New York Times» и «Boston Globe», а его учебный курс посещают 1500 человек за семестр.


 

О чём эта книга?

 

Автор заявляет: «Эта книга предназначена для того, чтобы помочь по­нять саму природу счастья, больше того — чтобы по­мочь стать счастливее». И действительно, в книге подробно изложены многочисленные идеи и исследования в области психологии счастья, а также истории, литературы и других наук, посвящённые поиску определения, источников и основных механизмов человеческого счастья.

Книга состоит из трех частей. В первой части автор рассуждает о том, что же такое счастье и каковы необходимые составляющие счастли­вой жизни; во второй части рассматривает вопрос о том, как воплотить эти идеи в жизнь — в учебе, в работе и в личной жизни; за­ключительный раздел состоит из семи «медитаций», в ко­торых формулирует ключевые мысли о природе счастья и его месте в нашей жизни.

Основу книги составили идеи позитивной психологии, находящей компромисс между научной мыслью и житейскими представлениями. Книга сопровождается упражнениями, позволяющими воспринимать материал на более глубоком уровне, что превращает книгу в пособие по осознанию и обретению счастья.

 

 

Тезисы.

Ø Стоит осознавать, что страдания в жизни неизбежны, однако можно быть счастливее в большинстве ситуациях, если научиться лучше понимать природу счастья.

Ø Существует 4 архетипа личностей с учётом их направленности на настоящее/будущее и пользу/вред, и лишь один из них способен обрести истинное счастье.

Ø Счастье находится на самой вершине иерар­хии целей — это конечная цель, к которой ведут все ос­тальные цели.

Ø Мы стремимся к счастью, потому что это заложено в нашей природе.

Ø Лучший метод, позволяющий достичь максималь­но возможного уровня счастья, — это метод проб и оши­бок, предполагающий предельную внимательность к тому, что происходит у нас внутри.

Ø Для достижения счастья необходимо ставить конкретные цели. Наличие цели позволяет нам, занимаясь каким-либо делом, ощутить его смысл.

Ø Работа и труд – одни из основных источников счастья. Для ощущения счастья и радости, необходимо сознательно перестроить своё отношение к учению и работе.

Ø Наличие глубоких и удовлетворяющих взаимоотношений с другими людьми является обязательным условием обретения счастья.

Основное содержание.

 

«Счастлив ли я?» — это закрытый вопрос, который подводит к мысли, что в своем стремлении жить хоро­шей жизнью люди исповедуют бинарный, «черно-белый» подход: либо счастливы, либо нет. Согласно этому подходу, счастье — это завершение некоего процесса, предел всех устремлений. Однако никакой такой конечной точки не существует, и если упрямо продолжать верить в ее существование, это приведет лишь

к неудовлетво­ренности и отчаянию.

 

 

Ради достижения счастья вместо культивирования самодисциплины, стоит начать новые ритуалы. Начать сложно, но поддерживать не так легко. Например, начать три раза в неделю заниматься физкуль­турой, или по утрам пятнадцать минут посвятить ме­дитации, или смотреть по два фильма в месяц. Если вся наша жизнь хорошо структурирована, упоря­дочена и превращена в ритуал, нам, конечно же, ни к чему расписывать все по часам, и поэтому у нас остается время для спонтанного поведения.

 

Метафора счастья - «модель гамбур­гера». Автор предлагает занятную классификацию отличающихся друг от друга архетипов («гамбургеров»), характеризующихся специфичными для них психологическими установ­ками и поведенческим образцом. Вкусный гамбургер из Макдональдса – архетип гедонизма. Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма, заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом, т.е. нынешнее благо – будущее зло. Безвкусная вегетерианская булочка – архетип крысиных бегов: будущее благо – нынешнее зло; с точки зрения «крысы», настоящее не сто­ит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедня­га страдает во имя некой предвкушаемой выгоды. Третий тип гамбургера — наихудший из всех воз­можных — одновременно и невкусен, и вреден для здо­ровья. Наиболее точная параллель для такого гамбурге­ра — это архетип нигилизма. Он характерен для чело­века, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели. Однако эти три архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один: гамбургер, который одновременно содержит в себе и нынешнее, и будущее благо, он одновременно вкусен и полезен для здоровья. Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья. Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обес­печат им полноценную жизнь в будущем.

 

 

Ответ на вопрос: «почему ты хочешь быть счастливым?» прост и категоричен. Мы стремимся к счастью, потому что это заложено в нашей природе. Счастье находится на самой вершине иерар­хии целей — это конечная цель, к которой ведут все ос­тальные цели. Кроме того, это ещё и средство, позволяющее достичь более высокого совокупного уровня успеха. Психологи С. Любомирски, Лора Кинг и Эд Динер сделали одно весь­ма примечательное наблюдение: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что счастливые люди добиваются успеха во многих областях жизни, таких как брак, дружба, уровень доходов, производи­тельность труда и состояние здоровья». Этот опрос наглядно показывает, что между счастьем и успехом су­ществует очень тесная взаимосвязь: успех — будь то в работе или в любви — способствует счастью, а счас­тье — успеху.

 

 

 

 

Автор определяет счастье как «наслаждение, переживае­мое совокупно с ощущением смысла жизни». На­слаждение связано с переживанием положительных эмоций здесь и теперь — это нынешнее благо; смысл же проистекает из ощущения своего жизненного предна­значения, из будущих благ, источником которых явля­ются наши сегодняшние дела и поступки.

 

 

Для того чтобы ощутить, что мы живем не напрасно, необходимо поставить пе­ред собой осмысленные цели. Перестать участвовать в крысиных бегах и начать жить счастливо отнюдь не означает работать меньше или с меньшим воодушевлением; наоборот, это означа­ет трудиться столь же усердно или даже еще усерд­нее, чем раньше, — но при этом выбирать для себя та­кие занятия, которые служили бы источником не только настоящего, но и будущего блага.

Автор опирается на теории и Фрейда (побуждаемы инстинктивной потребностью в удовольствиях), и Франкла (побуждаемы волей к смыслу), не противопоставляя их, а как бы интегрируя.

Лучший метод, позволяющий достичь максималь­но возможного уровня счастья, — это метод проб и оши­бок, предполагающий предельную внимательность к тому, что происходит у нас внутри.

 

 

Для человеческого суще­ства деньги и другие внешние мерила успеха, такие как слава, богатство или власть, не являются всеобщим эквивалентом. Всеобщий эквивалент для человека — это счастье. Является неверным утверждение, что накопление производственных и материальных благ само по себе неправильно или плохо. Благодаря более высо­кому материальному достатку отдельные индивиды и общество в целом повышают свой уровень счастья.

 

Д. Канеман занимался разработка науки о счастье, в ходе которой не обнаружил почти никаких аргументов в пользу того, что между богатство и положительными эмоциями существует связь. Накопительство как вторая натура, по мнению автора, является эволюционным атавизмом выживания. Если процент индивидуальных банкротств будет непрерывно расти, то в один прекрасный день наше общество может оказаться перед угрозой очередной великой депрессии — всеобщего банкротства. Духовноебанкротство — это неизменный спутник самых тревожных социальных проблем, которые се­годня в наибольшей мере дестабилизируют общество, таких как наркомания, безудержное пьянство и рели­гиозный фанатизм. Чем больше будет у нас всеобщего эквивалента, тем выше будет качество жизни отдельных людей, а в результа­те наш мир станет лучшим и более безопасным местом для жизни.

 

О целях. Людям, которые ставят перед собой конкретные цели, проще добиться успеха, чем людям, которые этого не делают. Наличие конкретных целей, ясно сформу­лированных и требующих от человека полной само­отдачи, — с четким графиком работ и критериями их выполнения, — это прямой путь к повышению про­изводительности труда. Истинная роль целей в нашей жизни заключается в том, чтобы раскрепостить нас и дать нам возмож­ность наслаждаться жизнью здесь и теперь. Наличие цели позволяет нам, занимаясь каким-либо делом, ощутить его смысл. Для того чтобы цель была самосогласую­щейся, человек, как правило, должен ощущать, что выбрал ее сам. Прежде всего нам необходимо знать, что мы хотим сделать со своей жизнью, а затем иметь в себе достаточно храбрости, чтобы ни при каких обстоятельствах не поступаться своими желаниями.

 

Счастье в учении. Две модели обучения, отражающие разные под­ходы к тому, как заставить учеников и студентов учить­ся: обучение по типу утопления и обучение по типу любовной игры. На протяжении всего семест­ра студенты «утопают» в работе, которая не доставляет им ни малейшего удовольствия; ими движет лишь страх провалиться на экзамене. А когда семестр закан­чивается и студентов выпускают на волю, где нет ни учебников, ни контрольных работ, ни экзаменов, они испытывают громадное чувство облегчения, которое в какой-то момент может восприниматься ими как счастье. Иная модель - долгие прекрасные часы, на про­тяжении которых мы читаем, занимаемся исследовани­ями, размышляем, пишем, можно рассматривать как своего рода прелюдию. А затем наступает «эврика», когда на стыке знания и интуиции происходит мгно­венный прорыв и мы внезапно находим решение проб­лемы — это похоже на оргазм. Как и в случае «утопле­ния», в конце нас ждет желанная цель, но «любовная игра» позволяет попутно получить удовлетворение от всего того, чем мы занимаемся. Если сложность задачи слишком высока, а уровень наших навыков слишком низок, то мы нервничаем; если же уровень наших навыков очень высок, а сложность задачи явно недоста­точна, мы скучаем. Уровень нагрузки должен соответствовать уровню подготовки каждого, и только в таком случае человек начинает ощущать чувство потока, по Чиксентмихайи, и счастье.

 

Работа и труд – одни из основных источников счастья. Привычка ставить знак равенства между трудом и страданием представляет собой мощ­ный внутренний барьер, который мешает многим лю­дям испытать счастье в учении и в труде. Для ощущения счастья и радости, необходимо сознательно перестроить своё отношение к учению и работе. Нам необхо­димо самим искать в своей работе источник смысла и наслаждения, а если его там нет — создать его соб­ственными руками. Например, мы сможем испытать состояние «потока», если будем ставить перед собой четкие цели и стараться прыгнуть выше головы, даже если наша работа ничего такого от нас и не требует. Если мы не вкладываем в свою работу никаких эмоций, мы в конечном счете теряем к ней всякий интерес.

 

 

 

Эд Динер и Мартин Селигман — обследова­ли «очень счастливых людей» и сравнили их с теми, кто был менее счастлив. И оказалось, что единственный внешний фактор, который отличает одну группу от другой, — это наличие «глубоких и удовлетворяющих взаимоотношений с другими людьми». При этом стоить помнить два основных условия: безусловная любовь лежит через ядро личности, и жертвенность неравнозначна любви. Путь к улучшению отношений – не стремление к взаимному одобрению, а желание получше узнать друг друга.

Основ­ная причина, по которой стоит чем-то вообще заниматься — будь то приятное времяпрепровождение с друзьями или благотворительная деятельность, — то, что это де­лает человека счастливым. И это не альтруизм. Помощь себе и помощь другим не являются взаимоисключающими; они неразрывно переплетены: чем больше мы помогаем другим, тем счастливее стано­вимся, а чем счастливее становимся, тем охотнее помо­гаем другим.

А для того чтобы воплотить в реальность потенци­альные возможности счастья, которые щедро дарит нам сама жизнь, мы должны сначала понять, что «жизнь такова, какова она есть». И это всё, что у нас есть.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал