![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тезисы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар (Tal Ben-Shahar) ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Программы с его участием транслируются по телеканалам CNN и CBS, а его статьи публикуются в газетах «New York Times» и «Boston Globe», а его учебный курс посещают 1500 человек за семестр.
О чём эта книга?
Автор заявляет: «Эта книга предназначена для того, чтобы помочь понять саму природу счастья, больше того — чтобы помочь стать счастливее». И действительно, в книге подробно изложены многочисленные идеи и исследования в области психологии счастья, а также истории, литературы и других наук, посвящённые поиску определения, источников и основных механизмов человеческого счастья. Книга состоит из трех частей. В первой части автор рассуждает о том, что же такое счастье и каковы необходимые составляющие счастливой жизни; во второй части рассматривает вопрос о том, как воплотить эти идеи в жизнь — в учебе, в работе и в личной жизни; заключительный раздел состоит из семи «медитаций», в которых формулирует ключевые мысли о природе счастья и его месте в нашей жизни. Основу книги составили идеи позитивной психологии, находящей компромисс между научной мыслью и житейскими представлениями. Книга сопровождается упражнениями, позволяющими воспринимать материал на более глубоком уровне, что превращает книгу в пособие по осознанию и обретению счастья.
Тезисы. Ø Стоит осознавать, что страдания в жизни неизбежны, однако можно быть счастливее в большинстве ситуациях, если научиться лучше понимать природу счастья. Ø Существует 4 архетипа личностей с учётом их направленности на настоящее/будущее и пользу/вред, и лишь один из них способен обрести истинное счастье. Ø Счастье находится на самой вершине иерархии целей — это конечная цель, к которой ведут все остальные цели. Ø Мы стремимся к счастью, потому что это заложено в нашей природе. Ø Лучший метод, позволяющий достичь максимально возможного уровня счастья, — это метод проб и ошибок, предполагающий предельную внимательность к тому, что происходит у нас внутри. Ø Для достижения счастья необходимо ставить конкретные цели. Наличие цели позволяет нам, занимаясь каким-либо делом, ощутить его смысл. Ø Работа и труд – одни из основных источников счастья. Для ощущения счастья и радости, необходимо сознательно перестроить своё отношение к учению и работе. Ø Наличие глубоких и удовлетворяющих взаимоотношений с другими людьми является обязательным условием обретения счастья. Основное содержание.
«Счастлив ли я?» — это закрытый вопрос, который подводит к мысли, что в своем стремлении жить хорошей жизнью люди исповедуют бинарный, «черно-белый» подход: либо счастливы, либо нет. Согласно этому подходу, счастье — это завершение некоего процесса, предел всех устремлений. Однако никакой такой конечной точки не существует, и если упрямо продолжать верить в ее существование, это приведет лишь
Ради достижения счастья вместо культивирования самодисциплины, стоит начать новые ритуалы. Начать сложно, но поддерживать не так легко. Например, начать три раза в неделю заниматься физкультурой, или по утрам пятнадцать минут посвятить медитации, или смотреть по два фильма в месяц. Если вся наша жизнь хорошо структурирована, упорядочена и превращена в ритуал, нам, конечно же, ни к чему расписывать все по часам, и поэтому у нас остается время для спонтанного поведения.
Метафора счастья - «модель гамбургера». Автор предлагает занятную классификацию отличающихся друг от друга архетипов («гамбургеров»), характеризующихся специфичными для них психологическими установками и поведенческим образцом. Вкусный гамбургер из Макдональдса – архетип гедонизма. Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма, заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом, т.е. нынешнее благо – будущее зло. Безвкусная вегетерианская булочка – архетип крысиных бегов: будущее благо – нынешнее зло; с точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды. Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма. Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели. Однако эти три архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один: гамбургер, который одновременно содержит в себе и нынешнее, и будущее благо, он одновременно вкусен и полезен для здоровья. Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья. Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.
Ответ на вопрос: «почему ты хочешь быть счастливым?» прост и категоричен. Мы стремимся к счастью, потому что это заложено в нашей природе. Счастье находится на самой вершине иерархии целей — это конечная цель, к которой ведут все остальные цели. Кроме того, это ещё и средство, позволяющее достичь более высокого совокупного уровня успеха. Психологи С. Любомирски, Лора Кинг и Эд Динер сделали одно весьма примечательное наблюдение: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что счастливые люди добиваются успеха во многих областях жизни, таких как брак, дружба, уровень доходов, производительность труда и состояние здоровья». Этот опрос наглядно показывает, что между счастьем и успехом существует очень тесная взаимосвязь: успех — будь то в работе или в любви — способствует счастью, а счастье — успеху.
Автор определяет счастье как «наслаждение, переживаемое совокупно с ощущением смысла жизни». Наслаждение связано с переживанием положительных эмоций здесь и теперь — это нынешнее благо; смысл же проистекает из ощущения своего жизненного предназначения, из будущих благ, источником которых являются наши сегодняшние дела и поступки.
Для того чтобы ощутить, что мы живем не напрасно, необходимо поставить перед собой осмысленные цели. Перестать участвовать в крысиных бегах и начать жить счастливо отнюдь не означает работать меньше или с меньшим воодушевлением; наоборот, это означает трудиться столь же усердно или даже еще усерднее, чем раньше, — но при этом выбирать для себя такие занятия, которые служили бы источником не только настоящего, но и будущего блага. Автор опирается на теории и Фрейда (побуждаемы инстинктивной потребностью в удовольствиях), и Франкла (побуждаемы волей к смыслу), не противопоставляя их, а как бы интегрируя.
Д. Канеман занимался разработка науки о счастье, в ходе которой не обнаружил почти никаких аргументов в пользу того, что между богатство и положительными эмоциями существует связь. Накопительство как вторая натура, по мнению автора, является эволюционным атавизмом выживания. Если процент индивидуальных банкротств будет непрерывно расти, то в один прекрасный день наше общество может оказаться перед угрозой очередной великой депрессии — всеобщего банкротства. Духовноебанкротство — это неизменный спутник самых тревожных социальных проблем, которые сегодня в наибольшей мере дестабилизируют общество, таких как наркомания, безудержное пьянство и религиозный фанатизм. Чем больше будет у нас всеобщего эквивалента, тем выше будет качество жизни отдельных людей, а в результате наш мир станет лучшим и более безопасным местом для жизни.
О целях. Людям, которые ставят перед собой конкретные цели, проще добиться успеха, чем людям, которые этого не делают. Наличие конкретных целей, ясно сформулированных и требующих от человека полной самоотдачи, — с четким графиком работ и критериями их выполнения, — это прямой путь к повышению производительности труда. Истинная роль целей в нашей жизни заключается в том, чтобы раскрепостить нас и дать нам возможность наслаждаться жизнью здесь и теперь. Наличие цели позволяет нам, занимаясь каким-либо делом, ощутить его смысл. Для того чтобы цель была самосогласующейся, человек, как правило, должен ощущать, что выбрал ее сам. Прежде всего нам необходимо знать, что мы хотим сделать со своей жизнью, а затем иметь в себе достаточно храбрости, чтобы ни при каких обстоятельствах не поступаться своими желаниями.
Счастье в учении. Две модели обучения, отражающие разные подходы к тому, как заставить учеников и студентов учиться: обучение по типу утопления и обучение по типу любовной игры. На протяжении всего семестра студенты «утопают» в работе, которая не доставляет им ни малейшего удовольствия; ими движет лишь страх провалиться на экзамене. А когда семестр заканчивается и студентов выпускают на волю, где нет ни учебников, ни контрольных работ, ни экзаменов, они испытывают громадное чувство облегчения, которое в какой-то момент может восприниматься ими как счастье. Иная модель - долгие прекрасные часы, на протяжении которых мы читаем, занимаемся исследованиями, размышляем, пишем, можно рассматривать как своего рода прелюдию. А затем наступает «эврика», когда на стыке знания и интуиции происходит мгновенный прорыв и мы внезапно находим решение проблемы — это похоже на оргазм. Как и в случае «утопления», в конце нас ждет желанная цель, но «любовная игра» позволяет попутно получить удовлетворение от всего того, чем мы занимаемся. Если сложность задачи слишком высока, а уровень наших навыков слишком низок, то мы нервничаем; если же уровень наших навыков очень высок, а сложность задачи явно недостаточна, мы скучаем. Уровень нагрузки должен соответствовать уровню подготовки каждого, и только в таком случае человек начинает ощущать чувство потока, по Чиксентмихайи, и счастье.
Эд Динер и Мартин Селигман — обследовали «очень счастливых людей» и сравнили их с теми, кто был менее счастлив. И оказалось, что единственный внешний фактор, который отличает одну группу от другой, — это наличие «глубоких и удовлетворяющих взаимоотношений с другими людьми». При этом стоить помнить два основных условия: безусловная любовь лежит через ядро личности, и жертвенность неравнозначна любви. Путь к улучшению отношений – не стремление к взаимному одобрению, а желание получше узнать друг друга. Основная причина, по которой стоит чем-то вообще заниматься — будь то приятное времяпрепровождение с друзьями или благотворительная деятельность, — то, что это делает человека счастливым. И это не альтруизм. Помощь себе и помощь другим не являются взаимоисключающими; они неразрывно переплетены: чем больше мы помогаем другим, тем счастливее становимся, а чем счастливее становимся, тем охотнее помогаем другим. А для того чтобы воплотить в реальность потенциальные возможности счастья, которые щедро дарит нам сама жизнь, мы должны сначала понять, что «жизнь такова, какова она есть». И это всё, что у нас есть.
|