Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии.






Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выготским, стали программой действий на многие десятилетия в области исследования аномальных детей, и в перестройке практической дефектологии.

Л.В. Занков

Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук

Р.Е. Левина

В последние годы особое внимание в психолого-педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.

Это связано с тем, что на сегодняшний день значительно расширился контингент детей, ранее считающихся необучаемыми, включаемых в систему образования. Проводятся круглые столы «Особый ребенок – особое детство» [31], целью которых показать, что данная проблема является культурно-обусловленной. Никто или почти никто не задумывается о том, что особый ребенок имеет право не только на медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, он имеет право на детство. Родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, часто интересует вопрос, где и как их дети могут быть включены в систему образования.

В 30-х годах XX века на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию Львом Семёновичем Выготским был прочитан доклад «Обучение и развитие в дошкольном возрасте». В нем докладчик задался вопросом, какими требованиями должна удовлетворять программа детского сада для того, чтобы она была приведена в соответствие с особенностями ребенка дошкольного возраста. Эта программа должна обладать двумя следующими трудносоединимыми качествами: во-первых, она должна быть построена по такой системе, - говорил Л.С. Выготский, - которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Во-вторых, программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления, связанного с общими представлениями. [10, с.20-23], [2, с.123-124]

Л.С. Выготский особо обращал внимание на проблему изоляции особого ребенка от реальной действительности. Проблема традиционной системы в том, что она систематически отрывает глухого от нормальной среды, изолирует и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где все приспособлено к его дефекту, где все рассчитано на дефект, все напоминает о нем. Эта искусственная среда, - пишет Л.С. Выготский, - во многом расходится с тем нормальным миром, в котором придется жить глухонемому. < …> Здесь не только не развиваются, но систематически атрофируются те силы ребенка которые помогли бы ему войти в жизнь. Душевное здоровье, нормальная психика дезорганизуются и расщепляются; глухота обращается в травму. Такая школа усиливает психологию сепаратизма, она по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Выход дает только коренная реформа все воспитания в целом. [20, с. 58-59]

Л.С. Выготский одним из первых обратил внимание на тягостный характер изолированных тренировок познавательных процессов. Ученый выдвигал принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей растворялось бы во всем процессе обучения и воспитания. [20, с.121], [11, с.207].

Между прочим, психологи в настоящее время занимаются именно изолированной тренировкой ВПФ.

Идеи Л.С. Выготского были рассчитаны на будущее и именно в наше время реальная практика воспитания и обучения стала фундаментом их дальнейшей теоретической и практической разработки в сфере современного образования.

Пора определить образовательную потребность детей с особенностями в развитии, - пишет Г. Дениелс. Показать не на словах, а на деле практическое применение всей Культурно-Исторической теории Л.С. Выготского, т.к. по иронии судьбы мало было написано об целостном применение идей Л.С. Выготского в области политики и практики образования.Нужно стремиться двигаться вне ограничений биологического и социального дуализма, принимать вызов наблюдения, познания включенного в деятельность (в систему) и прослеживать, исследовать и пересматривать практические и теоретические знания для обучения и воспитания особого ребенка. [37, с.6].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал