Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Должна ли я забыть себя, чтобы потерять свое эго?
Вопрос не в забывании себя; напротив, вопрос в том, чтобы вспомнить себя. Что такое эго? Эго существует потому, что вы забыли себя, потому что вы не помните, кто вы такие. А ведь сложно жить, не имея никакого представления о том, кто вы такие. Не зная реальности своего существа, вы вынуждены создавать подделку. Что такое эго? Эго – это подделка, которую вы создали для себя. Это не вы. Но жить без представления о себе трудно, это почти невозможно. Нужно какое‑ то «Я», это необходимо. В противном случае как вы будете сохранять собственную целостность? Вы начнете разваливаться на части. Даже если ваш центр фальшив, он помогает вам. Даже фальшивый центр помогает вам хоть как‑ то сохранить целостность. Вы забыли себя, поэтому вам необходимо эго. Если вы вспомните себя, то не будет никакой нужды в эго. Ты спрашиваешь: «Должна ли я забыть себя, чтобы потерять свое эго?» Эго не является чем‑ то реальным, что вам нужно потерять или что было бы возможно потерять – начнем с того, что его у вас нет! Это лишь идея, тень, оно не экзистенциально. Оно как ваше имя: когда вы родились, вы пришли без имени. Тогда кто‑ то – ваша мать, ваш отец, ваша семья – начал называть вас по имени. Нужно какое‑ то имя, чтобы вас звать, оно имеет практическую пользу. Этот вопрос задала Эва. Это имя является производным от самого первого из когда‑ либо данных имен, имени «Ева».
Ева была создана, потому что мужчине было одиноко и он был очень подавлен из‑ за своего одиночества… Он был один во всем мире, ему было так тоскливо. Он попросил Бога подарить ему спутницу, и Бог сотворил женщину. Бог спросил Адама: – Как ты ее назовешь? Какое имя ты хочешь ей дать? И Адам был в таком восторге, что теперь будет по крайней мере кто‑ то, с кем он сможет дружить, к кому он сможет проявлять любовь, с кем он сможет говорить, общаться, с кем у него будет возможность иметь отношения. Он больше не был одинок! Он был в таком восторге, что сказал, что хотел бы назвать это создание Евой – «Ева», «Хаавва». – Почему? – спросил Бог. Адам ответил: – Потому что Ева, или Хаавва, означает жизнь, она – моя жизнь. Без нее я был едва жив.
Но когда Бог сотворил Еву, не было никакого имени. Она получила имя, потому что оно было нужно Адаму. Иногда ему приходилось звать ее, и тогда имя было необходимо. Но имя – это фальшивка, это всего лишь ярлык. Мы даем людям имена просто для удобства общения, для отношений, чтобы звать, обращаться друг к другу. Но имена не реальны! Вам не нужно их отбрасывать… И даже если вы их отбросите – ничто реальное не будет отброшено. Ты можешь отбросить это имя «Эва», и ничего не будет отброшено. Это просто идея! И ты больше к ней не привязана. Точно таким же образом имя нужно другим, чтобы звать вас. Но вам самим тоже хочется как‑ то себя звать – вот что такое эго, «Я». Если вы хотите сказать что‑ то о себе, вам нужно какое‑ то слово, и это слово – «я». Имена нужны другим, чтобы звать вас, а эго нужно вам, чтобы называть себя, обращаться к себе. Оно тоже фальшиво, его не существует. Вам не нужно его терять. Все, что нужно, – понять, почему это «я» стало таким важным, почему оно стало так много значить, оказалось в центре, стало таким существенным. Тень стала такой существенной – почему? Потому что вы не знаете подлинных себя. Когда Иисус говорит «я», он не имеет в виду то же самое «я». Когда он говорит: «Я – врата, я – истина, я – путь», его «я» не содержит никакого эго. Когда Кришна говорит Арджуне: «Склонись к моим стопам, преклонись передо мной», его «мной» – это не то же самое, что ваше «мной». Будда говорил своим ученикам: «Будьте светом для самих себя».
Великий король, Прасенджит, пришел к Будде. Он увидел, что многие саньясины подходят, кланяются ему и говорят: «Буддам шаранам гаччами – я склоняюсь к ногам Будды. Сангхам шаранам гаччами – я склоняюсь к ногам общества будд. Дхаммам шаранам гаччами – я склоняюсь к ногам высшего закона, высшего закона, который поддерживает существование, который, как нить, пронизывает его и превращает существование в гирлянду». Прасенджит был человеком логики, очень хорошо образованный, утонченный. Он был немного озадачен. Он спросил Будду: – Простите, сэр, но вы говорите людям: «Будьте светом для самих себя». А потом они склоняются перед вами, прикасаются к вашим стопам, но вы их не останавливаете. Это нелогично, это противоречиво. Если вы говорите: «Будьте светом для самих себя», тогда не нужно ни перед кем склоняться. Зачем им тогда прикасаться к вашим стопам? Будда засмеялся и сказал: – Это не мои стопы, и они склоняются не передо мной. Внутри меня нет никакого эго, которое могло бы что‑ то требовать. Я – лишь предлог. Они склоняются, но это не преклонение передо мной, это просто преклонение, я всего лишь предлог. Они пока не способны преклониться без предлога, поэтому я позволяю им использовать себя в качестве предлога. Но нет никого, перед кем они бы преклонялись.
Вот точное определение будды: «тот, кого нет». Я хочу этим сказать, что эго – это ложная идея, оно необходимо, потому что настоящее «Я» неизвестно. Вам не нужно забывать себя, чтобы потерять свое эго. На самом деле именно так вы его и приобрели. Вы должны вспомнить себя – не забыть, а вспомнить. Вы должны стать более осознанными и бдительными, вы должны пробудиться. Вы должны увидеть, кто вы. Имею в виду не то, что вам говорили: что вы женщина, что вы мужчина, что вы индуист, христианин, белый или черный – не то, что вам говорили. Вам придется погрузиться внутрь своего существа, до самой сердцевины и посмотреть, кто вы такие. В самом этом ви́ дении, в самом этом вспоминании эго исчезает. Когда входит свет, темнота исчезает. Когда вспоминается реальное, нереальное перестает быть нужным. И дело не в том, что вы должны его отбросить, оно просто больше не обнаруживается. Но мы живем в эго, и всеми возможными способами мы продолжаем находить для него подпорки. В каждом действии мы продолжаем его питать: даже в тех действиях, в выполнении которых вы не участвуете, вы продолжаете заявлять, что это делаете вы. Люди говорят: «Я дышу». Просто посмотрите на абсурдность этого утверждения. Если вы дышите, тогда вы никогда не умрете. Смерть придет, встанет перед вами, а вы будете продолжать дышать. Вы можете не пойти у смерти на поводу, вы можете сказать: «Я не перестану дышать». Вы не дышите, дыхание не является вашим действием, вы этого не делаете – это случается. Вы не можете дышать. Если дыхание останавливается, оно останавливается. Если следующий вдох не случится, вы не сможете ничего сделать. Дыхание случается, но человек превратил его или, по крайней мере, верит в то, что это действие. Вы говорите: «Я люблю». Даже само выражение «заняться любовью» – это сущий вздор. Вы не можете любить, вы не можете не любить. Любовь случается, это не действие. Что вы можете сделать с любовью? Она либо случается, либо не случается. Если вы будете совершать какие‑ то усилия, это будет что‑ то фальшивое, это будет вовсе не любовь, а просто актерство. Если бы вам приказали полюбить женщину или мужчину, что бы вы стали делать? Вы будете совершать пустые жесты: вы будете обнимать, будете целовать, вы будете совершать все эти движения, но в них не будет ни капли любви. Все это будет делаться механично! И это именно то, что происходит – происходит по всему миру. Жена должна любить мужа, муж должен любить жену, это похоже на некую обязанность, которую нужно выполнять. Это становится спектаклем, актерством. Это не реально, поэтому не дает удовлетворения, не приносит ни радости, ни чувства реализации. Эго в этом отношении очень хитро: оно продолжает находить подпорки, новые пастбища, на которых может пастись. Если вы терпите неудачу, то обвиняете обстоятельства. Если вы добиваетесь успеха, то только благодаря вашим личным качествам. Если вы терпите неудачу, то это судьба, злой рок; если вы терпите неудачу, то виновато общество, гадкое общество. Если вы терпите неудачу, то виноваты хитрые люди, хитрые соперники. Но если вы добиваетесь успеха, то это именно ваша заслуга. Есть прекрасная суфийская история.
Мулла Насреддин привел своих учеников на выставку. Там происходило много всего. В одном павильоне люди стреляли из лука, делая ставки. Мулла собрал своих учеников и сказал: – Пойдемте, я вам кое‑ что покажу. Именно так происходит обучение в суфизме. Он взял лук и стрелу – собралась большая толпа: – Суфийский мастер со своими учениками – это что‑ то интересное! Люди смотрели, затаив дыхание. Превратив это в прекрасное шоу, Мулла выстрелил из лука… Стрела упала слишком близко, так и не достигнув цели. В толпе начали смеяться. Мулла сказал: – Прекратите! Не будьте глупыми. Он повернулся к своим ученикам и сказал: – Посмотрите, вот что происходит, когда вы живете с комплексом неполноценности. Вот как действует человек, страдающий от комплекса неполноценности – он никогда не попадет в цель, его стрела не долетит до цели. Он не вкладывает в это всю свою душу. Толпа затихла: – Да, он действительно преподает урок. Следующая стрела… Она перелетела дальше, чем нужно. Это тоже был провал, в толпе снова начали смеяться, а Мулла сказал: – Тише! Вы не понимаете, в чем суть. Он повернулся к своим ученикам и сказал: – Посмотрите, вот как ведет себя человек со слишком большим самомнением. Он никогда не попадет в цель. Он бежит так быстро, что пробежит мимо и не остановится у цели. Он слишком самонадеян. Он тоже несбалансирован. Толпа снова затихла: – Он и правда учит их. Мулла сделал третью попытку… И стрела попала точно в цель. Теперь толпа стояла тихо в ожидании того, что Мулла будет говорить своим ученикам. Он подошел к хозяину и потребовал свой выигрыш. Хозяин спросил: – За что? Он сказал: – Это же я! Первая стрела принадлежала человеку, страдающему от комплекса неполноценности, вторая стрела принадлежала человеку с комплексом превосходства – а это стрела Муллы Насреддина. Где мои деньги?
Вот что продолжает делать эго. В каждой ситуации – наблюдайте. Когда вы терпите неудачу, это Бог, это злой рок, это общество, это обстоятельства… тысяча и одно название. Но факт в том, что вы не хотите брать на себя ответственность, потому что это ранит эго. Но когда вы добиваетесь успеха, это всегда вы – это никогда не Бог, никогда не злой рок, никогда не обстоятельства, никогда не ваши хитрые стратегии, нет. Это просто вы, ваши таланты, ваша гениальность, ваш разум. Когда вы добиваетесь успеха, это всегда вы. Наблюдайте за эго, не давайте ему пищи. Если его не кормить, оно умирает. Если вы прекратите давать ему пищу, оно умрет от голода.
Миссис Кокрейн стояла у гроба своего покойного мужа. Их сын стоял рядом с ней. Скорбящие по одному подходили к гробу. – Теперь он не чувствует боли, – сказала миссис Крой. – От чего он умер? – Бедняга, – ответила миссис Кокрейн, – он умер от гонореи. Еще одна женщина посмотрела на тело усопшего. – Для него все закончилось, – сказала она, – на его лице такая безмятежная улыбка. От чего он умер? – Он умер от гонореи! – ответила вдова. Внезапно сын оттащил мать в сторону. – Мам, – сказал он, – ужасно говорить такое о папе. Он умер не от гонореи, а от диареи! – Я знаю, – сказала миссис Кокрейн, – но мне больше по душе, чтобы они думали, что он умер как красавчик, а не как кусок дерьма, которым он на самом деле и был!
Эго все время присутствует, в любой ситуации. Оно не упустит ни одного случая, чтобы получить для себя пищу, чтобы добавить себе сил. Перестаньте кормить эго – это первое, что нужно сделать. И второе: становитесь более осознанными. Если вы идете, идите осознанно, если слушаете, слушайте с тотальной осознанностью – не в каком‑ то сне, не кое‑ как, не равнодушно. Когда вы говорите, говорите осознанно. Что бы вы ни делали, позвольте окрасить всю свою жизнь осознанностью. И мало‑ помалу эта осознанность подарит вам видение подлинного «Я». Это двойная атака на эго. Во‑ первых, не питайте его, во‑ вторых, становитесь более осознанными. Тогда эго исчезает, умирая от голода, а подлинное «Я» появляется благодаря осознанности. И как только больше нет облаков эго, подлинное «Я» восходит, словно солнце. Это «Я» не имеет ничего общего с вашим «я». Тем не менее, нужно какое‑ то слово. Я использую его, Иисус использует его, Будда использует его – его приходится использовать, но в этой ситуации оно имеет совсем иное значение. Из уст Будды, или Кришны, или Христа оно звучит иначе. Когда трансформируется существо, трансформируется все – даже язык, на котором говорит Будда, имеет совершенно иное значение. Его слова не могут иметь то же самое значение. Это невозможно! Потому что теперь пришел новый свет, и в этом новом свете все становится новым. Вы живете во тьме, вы спотыкаетесь во тьме, вы пытаетесь нащупать дорогу во тьме. Человек осознанности живет в свете. Он никогда не спотыкается, никогда не пытается нащупать дорогу. Он движется изящно, он обладает совершенно иным качеством бытия, жизни, любви. Сделайте две вещи. Во‑ первых, не питайте эго – хватит значит хватит! И во‑ вторых, становитесь более осознанными. Это двойная атака, нападение с двух сторон. Она всегда приводит к цели, она еще ни разу не подвела.
|