Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзор методик исследования базисных убеждений
Имплицитный характер базисных убеждений создает определенные сложности при операционализации этого конструкта. В настоящее время для измерения базисных убеждений личности используются преимущественно опросники. Приведенный ниже обзор, безусловно, не является исчерпывающим – мы постарались проиллюстрировать наиболее популярными методиками различные подходы к проблеме измерения устойчивых представлений индивида об окружающем мире, себе самом и о способах взаимодействия с миром, а также обосновать выбор апробированной нами методики.
Опросник «Представления о мире»
Авторы: Gilbert L. Skidmore и Kenneth E. Fletcher (Skidmore, Fletcher, 1997). Назначение: измерение базисных убеждений личности (как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе). Теоретическое основание: предположения ряда ученых (Epstein, 1990; Janoff-Bulman, 1989; McCan, Pearlman, 1990; Norris, Kaniasty, 1991) о том, что травматические события разрушительно воздействуют на основные представления (базисные убеждения) человека о себе самом, об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним. Структура методики: Опросник «Представления о мире» (The World View Survey) является самоотчетом, состоящим из 50 пунктов-утверждений, свое отношение к которым испытуемым предлагается выразить посредством четырехзначной шкалы Лайкерта («совершенно согласен»—«в целом согласен»—«в целом не согласен» – «совершенно не согласен»). Часть вопросов носит инвертированный характер. Данные интерпретируются с помощью девяти субшкал – характеристик базисных убеждений:
1. «Тревожная неуверенность»: «Лишь немногие люди в этом мире достойны доверия», «Мне кажется, что жизнь в целом не имеет никакого смысла» и т. п. 2. «Неадекватность жизненных установок»: «Я проклят», «Я приношу людям только несчастья» и т. п. 3. «Враждебность окружающего мира»: «Мир в целом – довольно небезопасное место для жизни», «В этой жизни многого следует опасаться» и т. п. 4. «Самоотношение»: «Я полагаю, что не заслуживаю любви и уважения окружающих», «В общем-то, я человек хороший» и т. п. 5. «Возможность контроля»: «Я могу контролировать события, которые происходят в моей жизни», «Жизнь в целом – вполне справедливая штука» и т. п. 6. «Сила „Эго“ (жизнестойкость)»: «Многое пережив в своей жизни, я стал лучше понимать других людей», «Если бы в моей жизни не было опыта тяжелых переживаний, я просто не смог бы оценить прелесть каждого прожитого дня» и т. п. 7. «Опыт социального взаимодействия и привязанностей»: «Все, что в жизни происходит, – в конце концов, к лучшему», «Подружиться – не проблема для меня» и т. п. 8. «Вера в собственные возможности влиять на жизнь»: «Я полагаю, ничто в жизни не сможет помешать мне достичь того, чего я хочу», «Я полагаю, что в состоянии контролировать собственную жизнь» и т. п. 9. «Представления о будущем»: «В наше время, я полагаю, каждый новый день жизни следует воспринимать как подарок», «Я не загадываю на будущее – я счастлив уже тем, что живу сейчас» и т. п.
Психометрические характеристики: апробация опросника производилась на выборке подростков и лиц юношеского возраста, часть которых составили студенты колледжей (N = 250), часть – пациенты психиатрической клиники с диагнозом «Посттравматическое стрессовое расстройство» (N = 40). Средний возраст респондентов выборки при апробации опросника: M = 19, 6±2, 6. В батарею методик, предназначенных для валидизации, были включены: «Опросник психопатологической симптоматики» (SCL-90-R); «Шкала оценки влияния травматического события» М. Горовитца (ШОВТС). В результате выявлены взаимосвязи между базисными убеждениями и уровнем стрессогенных переживаний, а также рядом психопатологических симптомов; показаны значимые различия в базисных убеждениях у условно здоровой части выборки и у лиц, перенесших психическую травматизацию. Конструктная валидность методики исследовалась с применением процедуры факторного анализа. Процент объясненной дисперсии исходной матрицы данных составил 46, 7 %. Результаты факторизации выявили неортогональность структуры: часть вопросов со значительными весовыми коэффициентами вошли одновременно более чем в один фактор, что в итоге авторами учтено в ключах для обработки данных. В ходе апробации продемонстрирована также внутренняя консистентность отдельных субшкал методики: величина α Кронбаха составила для субшкалы «Тревожная неуверенность» – 0, 90; «Неадекватность жизненных установок» – 0, 85; «Враждебность окружающего мира» – 0, 71; «Самоотношение» – 0, 76; «Возможность контроля» – 0, 64; «Сила Эго (жизнестойкость)» – 0, 70; «Опыт социального взаимодействия и привязанностей» – 0, 74; «Вера в собственные возможности справиться со стрессовыми переживаниями» – 0, 63; «Негативный взгляд в будущее» – 0, 61. Описанная методика представляет собой более поздний, пересмотренный в результате проведения стандартных психометрических процедур, вариант оригинальной методики тех же авторов. Предыдущая версия опросника состояла из 75 вопросов-утверждений и включала пять субшкал-характеристик базисных убеждений: убеждение в безопасности окружающего мира; в его закономерности, справедливости и предсказуемости; убеждение в собственной ценности и значимости; убеждение в безопасной возможности доверять окружающему миру; вера в собственные возможности противостоять стрессогенным переживаниям (Measurement of Stress…, 1996).
|