![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретическая подготовка альпиниста
Теоретическая подготовка по альпинизму, в отличие от других видов спорта, занимает большой объем и имеет гораздо большее практическое значение в силу ее прямой связи с непосредственными действиями альпиниста в горах и вопросами безопасности. С повышением уровня мастерства повышается и уровень самостоятельности альпиниста. Конкретные знания основ ряда наук позволяют выработать правильную тактику восхождения, применить те или иные технические приемы преодоления различных преград на пути к вершине. Для получения и передачи теоретической информации рекомендуется следующее: — самостоятельная работа со специальной литературой, включая отдельные публикации; — сообщения на научно-практических конференциях и семинарах по итогам обобщения практического опыта; — тоги обобщения собственного опыта; — лекции и беседы по темам и перед началом учебных циклов; — вводные беседы перед практическими занятиями; — замечания по ходу проведения практических занятий для разъяснения и исправления недостатков при обучении альпинистов. Частные данные, взятые из ряда наук, сгруппированы в своеобразные подсистемы, объединенные общей тематикой. Темы, касающиеся вопросов воспитания, советской системы физического воспитания, коммунистической морали, освещены в соответствующих разделах педагогики, теории и методики физического воспитания. Анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, психология, медицина — подсистема, раскрывающая сущность вопросов строения и развития человека, его функциональных возможностей, адаптации, акклиматизации и реакклиматизации; биохимических процессов, протекающих при различных воздействиях внешней среды; реабилитации организма и эффективности отдыха; строения и развития двигательного аппарата, пребывания альпинистов в экстремальных условиях гор, отношений в коллективе, малых группах, психологических особенностей человеческой деятельности; гигиены и санитарии, оказания первой доврачебной помощи. Необходимые знания и понятия климата, погоды в горах, общих и местных закономерностей изменения погодных условий; съемки местности, ориентирования в условиях гор раскрыты в дисциплинах подсистемы — в климатологии, метеорологии и топографии. Следующая подсистема, объединяющая науки о твердой оболочке Земли, — география, геология, геоморфология, гляциология — дает ответ на вопросы, связанные с происхождением гор, тектоникой, особенностями горных систем СССР и районов восхождений; изучением форм и видов горного, ледникового, снежно-фирнового рельефов. Основы экологии и этнографии условно объединены в подсистему. Знание экологии предполагает правильное природопользование в районах восхождений, знание этнографии районов восхождения — контакты с местным населением. Специальная теоретическая подготовка, являющаяся частью общей, отражает научные обоснования, анализ и обобщение практического опыта соответствующих аспектов подготовки — технической, тактической, физической и психологической. Таким образом, кажущиеся большими объем и разнообразие системы знаний, требующие творческого подхода и конкретных теоретических разработок, в действительности отражают только необходимые в практической деятельности альпиниста теоретические познания.
|